logo
управл оао / Uchebnoe_posobije_2001g

2.2. Основные этапы приватизации в Российской Федерации.

Самый крупный шаг в приватизации государственной собственности в России был сделан в 1992 г. Он основывался на «Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г». Эта программа определила ход приватизации в России, благодаря ей массовым явлением стали открытые акционерные общества.

Программа предусматривала использование следующих способов приватизации:

продажа акций акционерных обществ открытого типа;

продажа предприятий на аукционе;

продажа предприятий по коммерческому конкурсу (в том числе с

ограничением состава его участников);

продажа предприятий по некоммерческому инвестиционному

конкурсу (инвестиционные торги);

продажа имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных

предприятий;

выкуп арендного имущества

При этом способ акционирования зависел от среднесписочной численности работающих:

предприятия с численностью 1000 человек и более и балансовой стоимостью основных фондов по состоянию на 1 января 1992 года более 50 млн. рублей приватизировались путем их преобразования в акционерные общества открытого типа;

мелкие предприятия со средней численностью рабочих до 200 человек и балансовой стоимостью основных фондов по состоянию на 1. 01. 1992 г менее 1 млн руб. подлежали продаже на аукционе (по конкурсу);

остальные предприятия были приватизированы любым из установленных способов в соответствии с требованиями Программы.

Таблица 1.1.

Структура приватизированных предприятий (объектов)

по способам приватизации (1993-1997 гг.)

Наименование показателя

1993

1994

1995

1996

1997

1

2

3

4

5

6

Структура приватизированных предприятий по способам приватизации, в процентах к итогу

100

100

100

100

100

Акционирование

31,1

44,8

27,7

22,5

18,1

Продажа на аукционах

6,3

4,4

4,2

3,9

5,5

Коммерческий конкурс

30,4

24,0

15,9

8,9

9,6

Инвестиционный конкурс

1,3

1,2

1,1

0,7

0,5

Выкуп арендованного имущества

29,5

20,8

29,8

32,1

14,6

Продажа имущества ликвидируемых, ликвидированных предприятий и не завершенных строительством объектов

0,4

1,5

4,2

5,7

9,1

Продажа недвижимости

-

-

15,4

22,9

38,5

Продажа земли

-

-

0,6

1,5

2,6

Прочие

1,0

3,3

1,1

1,8

1,5

На первом этапе приватизации (впрочем, как и на втором) самым распространенным способом стало создание акционерных обществ. Так, от

20 до почти 45 процентов всех предприятий в период с1993 по 1997 годы

акционировались (см. табл. 1.1)

Это явилось следствием того, что акционирование государственных предприятий проводилось в директивном порядке, по Указу № 721 [18], которым предусматривались сжатые сроки и наказание руководства предприятий в случае их несоблюдения. Такой порядок не был связан с каким-либо экономическим обоснованием, какой-либо инвестиционной стратегией.

Однако на первом этапе была решена задача - устранение монополии госсобственности в народном хозяйстве, заложены основы рыночной экономики многоукладного типа. Чековый этап приватизации позволил добиться существенного разгосударствления экономики, поскольку большая часть объектов малой приватизации к середине 1994 г. была передана в частные руки (свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий службы быта). На базе средних, мелких и крупных государственных предприятий к середине 1994 г. было создано 20 тыс. акционерных oбществ. В ходе первого этапа у владельцев мелких и средних предприятий, менеджеров стали накапливаться денежные средства, которые они использовали в ходе денежной приватизации.

Одним из негативных результатов первого этапа приватизации стало такое распределение собственности в рамках созданных акционерных обществ, при котором значительная часть предприятий оказалась под контролем дирек­тората и менеджмента. При этом рядовой член акционерного общества только формально являлся совладельцем акционерного капитала. Превращение государственных предприятий в открытые акционерные общества с учетом сложившейся в ходе чековой приватизации структуры акционерного капитала привело к небывалому повышению роли руководства предприятий, получившего возможность распоряжаться в собственных интересах не принадлежащим ему огромным капиталом. Аналогич­ные проблемы возникли и в государственном секторе экономики. Снижение возможностей государства как собственника имущества, за­крепленного за государственными предприяти­ями, стало причиной того, что выгодным видом деятельности оказалось выкачивание сосредо­точенных в них ресурсов представителями ме­неджмента и частным сектором.

Предполагавшийся при разработке модели чековой приватизации вариант дальнейшего развития ситуации по перераспределению соб­ственности, при котором после быстрого ее разгосударствления начнется не менее быст­рый процесс перехода прав собственности в руки эффективных собственников, в период с 1992 по 1994г. фактически не наблюдался. Концентрация капитала в интересах «страте­гического частного собственника» не проис­ходила. Даже тогда, когда такая концентрация имела место, она, как правило, осуществлялась на базе спекулятивного, а не производствен­ного капитала. Задачи и условия приватизации не способствовали успешному акционированию и созданию необходимой для дальнейшего развития обществ структуры акционерного капитала.

Кроме того, на этапе чековой приватизации не была решена задача привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, что провозглашалось в качестве одной из ос­новных целей этого этапа. В частности, к кон­цу 1993г. иностранные инвестиции в России составили в целом менее 2,7 млрд. долл., а за первую половину 1994г. возросли лишь на 278 млн. долл. [106, с.40]. Ожидалось, что сам акт приватизации изменит ситуацию в экономике, выведет страну из кризиса. Этого также не произошло и не могло произойти, так как на первом этапе осуществлялась в основном «механическая» передача государственного имущества в частные руки (физическим и юридическим лицам).

Приватизация на ее первом этапе проведения не смогла приостановить продолжавшийся спад производства.

Главная цель денежного этапа приватизации, официальное начало которого датировано 1 июля 1994г., — переход прав собственности на приватизируемое государственное имущество в руки реально ответственных (эффективных) собственников.

Денежный этап приватизации должен был обеспечить выполнение трех стратегических задач: сформировать инвесторов, владеющих значительными пакетами акций, что повысит их заинтересованность в долгосрочных инвестициях; обеспечить приватизируемые пред­приятия наличными средствами, необходимыми для их структурной перестройки; способ­ствовать решению фискальных задач, т.е. пополнению доходной части госбюджета.

Особенностью денежного этапа является его направленность на осуществление перехода от системы бесплатной раздачи собственности к ее реальной продаже в ходе относительно «мед­ленной» приватизации. В интересах привлече­ния стратегических инвесторов, которые ори­ентируются на контроль и управление пред­приятием, предполагалось выставлять на де­нежные аукционы и инвестиционные конкурсы относительно крупные пакеты акций — не ме­нее 15—25% уставного капитала предприятия.

На этом этапе основными объектами приватизации выступили три вида имущества: государ­ственные пакеты акций приватизированных предприятий, земельные участки приватизиро­ванных предприятий и недвижимость.

Первоначально здесь предполага­лось использовать следующие методы привати­зации: безвозмездную передачу акций работникам; продажу акций работникам по закры­той подписке; продажу акций по инвестици­онному конкурсу; продажу акций по коммер­ческому конкурсу; продажу акций на аукцио­не, в том числе с использованием институтов фондового рынка, включая биржи; продажу акций на специализированном аукционе; про­дажу предприятий на аукционах; продажу предприятий по коммерческому конкурсу, в том числе с ограниченным числом участников; продажу предприятий по инвестиционному конкурсу; выкуп арендованного имущества; продажу предприятий товариществам по особым льготам; продажу имущества (ак­тивов) действующих, ликвидируемых и ликвидированных предприятий; продажу объек­тов незавершенного строительства (особые процедуры); продажу предприятий-должников (особые процедуры).

Отличительной чертой второго этапа приватизации явилось принятие Фе­дерального закона «О приватизации государ­ственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации». Поскольку некоторые из выше перечисленных методов приватизации показали свою неэффективность, в данный закон не вошли возмездная передача акций, закрытая подписка и инвестиционный конкурс.

К основным результатам денежной приватизации следует отнести: выведение значительной части государственного имущества из-под директивного управления государства и вовлечение его в рыночный оборот; формирование основ рынка недвижимости, в том числе рынка земли под объектами приватизации. Положительные результаты денежной приватизации состоят также в ее бюджетном эффекте: в 1997г. запланированное бюджетное задание было превышено в 2,8 раза. Всего за период 1992-1998гг. от приватизации было получено 52492 млн. руб. (в масштабе цен, действующих с 1 января 1998 года) [124, с.210].

Наибольший объем средств от приватизации 1998 года был получен от продажи пакетов акций акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности. Итоговый доход от продаж в 1998г. формально соответ­ствовал требованиям закона о бюджете на 1998 год и скорректиро­ванному заданию правительства, однако его основная часть была получена от продажи 2,5% акций РАО «Газпром».

Денежная приватизация имела положитель­ное значение с точки зрения привлечения ино­странных инвесторов. Сам факт перехода к де­нежной приватизации должен был явиться новым стимулом для многих из них в силу появления привыч­ных средств платежа. Однако, что касается потенциальных иностранных инвесторов в ситуации, возникшей после кризиса 17 августа 1998 года, то лучшим свидетельством оценки ими сложившегося положения стал массированный отток с рынка корпора­тивных ценных бумаг в 1998г.

Следует отметить, что социально-экономи­ческая ситуация, в которой оказалась Российс­кая Федерация после 17 августа 1998г., затруд­няет оценку достигнутых результатов привати­зации. Естественное в этих обстоятельствах со­кращение инвестиций в основной капитал (данные о количестве нереализованных акций в табл. 1. 7.), объема производства, рост цен и неплатежей, падение котировок ценных бумаг не способству­ют развитию процесса приватизации и дости­жению целей ее современного этапа.

Таблица 1.7.

Основные характеристики акционерных обществ,

образованных в процессе приватизации.

Наименование показателя

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1

2

3

4

5

6

7

Число АО, созданных в течение соответствующего года – всего

13547

9814

2816

1123

496

360

1

2

3

4

5

6

7

в том числе по формам собственности1:

муниципальная

2100

1149

631

192

95

81

Субъектов РФ

6028

3744

859

393

221

178

Федеральная

5419

4921

1326

538

180

101

Уставный капитал, млрд. руб. (1998г. – млн. руб.)

503

755

585

526

338

4431

АО, пакет акций которых закреплен в государственной и муниципальной собственности

439

1496

698

190

84

142

Из них АО, размер пакета акций которых в уставном капитале составлял, процентов

До 15

-

553

48

9

3

3

16-25

-

158

223

63

24

33

26-38

-

418

189

68

23

38

39-51

-

278

196

40

25

15

Свыше 51

-

89

42

10

9

53

АО, имеющие специальное право «Золотая акция»

204

792

429

132

58

28

Выпущено акций при создании АО, млн. шт.

695

1129

856

430

264

3815

Из них

Размещено среди работников предприятия

329

460

266

134

83

2242

Закреплено в государственной или муниципальной собственности и специальное право «Золотая акция»

274

56

8

2807

Передано в доверительное управление (траст) или холдинговую компанию

-

-

26

49

2

71

Продано

101

152

120

26

18

47

Осталось нереализованных

265

517

170

165

153

666

1на дату приватизации

2продано работникам предприятий

… данных не имеется

- явление отсутствует

В целом в ходе приватизации было образовано до 31 тыс. открытых акционерных обществ; общее число приватизированных предприятий на 1 января 1998 г. составило 126785, или 51% от общего количества государственных предприятий в начале приватизации [106, с. 41]. Основные характеристики акционерных обществ, образованных в процессе приватизации, приведены в табл.1.7. [124, с.213].

В результате проведения массовой приватизации как на чековом, так и на денежном ее этапах, поставленные перед органами по управлению государственным иму­ществом задачи не были решены в полном объеме. При этом: 1) не был сформирован широкий слой эффективных частных собственников;

2) структурная перестройка экономики не привела к необходимому уровню повышения эффективности деятельности предприятий;

3) привле­ченных в процессе приватизации инвестиций оказалось явно недостаточно для производствен­ного, технологического и социального развития предприятий;

4) в ряде отраслей не удалось со­хранить конкурентное положение предприятий на отечественном и мировом рынках.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4