logo
ГАК общая часть

8. Министерства, ведомства, отделы и управления территориальных органов исполнительной власти.

9. Парламентский контроль. В обеих палатах Федерального Собрания РФ созданы финансовые комитеты и комиссии, в функции которых ходит проверка правильности и полноты предусмотренных в проекте бюджета государственных доходов и расходов, его рассмотрение и утверждение, контроль за рациональным и целевым использованием государственных средств и др. Счетная палата РФ осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

10. Центральный банк РФ (Банк России). Организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за коммерческой деятельностью коммерческих банков.

Вариант подлиннее:

Осуществление финансового контроля является одной из важнейших управленческих функций как на микро-, так и на макроуровне. В рамках реализации управленческого процесса он выступает как способ установления обратной связи между объектом и субъектом управления, поскольку на основании данных, полученных в результате проведения контроля, производится, в том числе, корректировка ранее принятых решений и планов.

На микроуровне (то есть на уровне конкретного хозяйствующего субъекта) финансовый контроль выступает как форма реализации контрольной функции финансов предприятий и организаций и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на соблюдение правовых основ, нормативов и процедур осуществления финансовой деятельности. Инициатором проведения такого контроля является руководство предприятия или организации. Субъектами контроля выступают уполномоченные на его проведение должностные лица и (или) специально создаваемые внутренние контрольные подразделения. Объектом контроля является совокупность финансовых отношений внутри хозяйствующего субъекта, а его предметом - конкретные финансовые операции.

На макроуровне финансовый контроль можно рассматривать как форму реализации контрольной функции государственных и муниципальных финансов, охватывающей всю совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования централизованных денежных фондов. В соответствии с этим указанная система денежных отношений выступает в качестве объекта государственного и муниципального финансового контроля. Непосредственно же его предметом являются, во-первых, конкретные операции, осуществляемые субъектами хозяйствования с государственными и муниципальными финансовыми ресурсами и имущественными объектами, и, во-вторых, показатели, характеризующие каждый из этапов бюджетного процесса.

Задачи государственного и муниципального финансового контроля:

■ выявление нарушений и отклонений в осуществлении финансово-хозяйственных операций;

■ установление причин выявленных нарушений и отклонений, а также степени их влияния на состояние объекта контроля;

■ устранение выявленных нарушений и отклонений;

■ предупреждение возможных нарушений финансового законодательства и др.

Эффективный финансовый контроль возможен только при наличии системного подхода к его осуществлению.

Система государственного и муниципального финансового контроля - совокупность взаимосвязанных элементов, опосредующих проведение контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых органами, уполномоченными финансовым законодательством РФ на осуществление такой деятельности.

Эл-ты (не закреплено зак-но):

1) органы, осуществляющие в соответствии с финансовым законодательством РФ государственный и муниципальный финансовый контроль;

2) кадровую базу и кадровое обеспечение функционирования органов финансового контроля;

3) нормативную правовую базу, устанавливающую: основы функционирования и правила проведения контрольно-ревизионных мероприятий; правила ведения финансово-хозяйственной деятельности бюджетополучателями;

4) информационно-коммуникационную инфраструктуру, включающую процедуры взаимодействия и передачи информации между органами государственного и муниципального финансового контроля.

Прин-пы:

1. Принцип независимости (органы государственного и муниципального финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной и иной независимостью от юридических и физических лиц, чью деятельность они проверяют, а также от лиц, каким-либо образом связанных с последними) Основными факторами, обеспечивающими независимость государственного и муниципального финансового контроля, являются:

■ наличие юридического закрепления независимости органа финансового контроля в нормативных правовых актах, регламентирующих его деятельность;

■ четкое законодательное разграничение полномочий органов, осуществляющих государственный и муниципальный бюджетный контроль, а также установление исчерпывающих перечней прав и обязанностей каждого из них;

■ ограничение источников финансирования органов государственного и муниципального бюджетного контроля средствами соответствующих бюджетов.

2. Принцип гласности (любой заинтересованный пользователь должен иметь свободный доступ к информации о результатах контрольной деятельности за исключением тех данных, которые составляют государственную, коммерческую или налоговую тайну)

3. Принцип законности (деятельность органов государственного и муниципального финансового контроля и их должностных лиц должна осуществляться в строгом соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими финансовые правоотношения в РФ, и не нарушать конституционных прав проверяемых лиц)

4. Принцип объективности (отсутствие предвзятости или предрасположенности, а также каких-либо особых мотивов в подходах к планированию и проведению контрольных мероприятий)

5. Принцип ответственности (все участники правоотношений, возникающих в ходе проведения контрольно-ревизионных мероприятий, должны нести ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей)

6. Принцип сбалансированности (права соспоставляются с функциями)

7. Принцип системности, предполагающий наличие системного подхода к организации государственного и муниципального финансового контроля.

Направления контрольной деятельности: бюджетный контроль, валютный контроль, налоговый контроль, банковский контроль и ряд других. Одно из важнейших - бюджетный контроль.

Целью бюджетного контроля - обеспечение законности, результативности, целесообразности и эффективности управления государственными и муниципальными финансовыми ресурсами, а также материальными ценностями и нематериальными объектами.

Приоритеты бюджетного контроля изменяются в зависимости от целого ряда факторов:

Вид используемой модели планирования и финансирования бюджетных расходов. Так, например, в рамках затратной модели безусловный приоритет имеет контроль за законностью расходования бюджетных средств. Контроль за эффективностью реализуется преимущественно в отношении расходов, осуществляемых в рамках целевых программ, а контроль за результативностью - не осуществляется в силу отсутствия предмета контроля. В рамках результативной модели одной из основных задач контроля является проверка достижения прогнозируемых результатов деятельности.

Специфика финансово-экономической ситуации. В условиях финансового кризиса особое звучание приобретает контроль за эффективностью и целесообразностью расходования бюджетных средств, поскольку контроль в значительной мере способствует выявлению скрытых резервов бюджета и, как следствие, позволяет реже прибегать к сокращению бюджетных расходов, осуществлению заимствований и иным тяжелым с точки зрения потенциальных социально-экономических и финансовых последствий мерам. Однако при этом нельзя говорить о том, что контроль за законностью отходит на второй план. Напротив, следует подчеркнуть, что в условиях кризиса при особом смысловом наполнении контроля за эффективностью и рациональностью расходования бюджетных средств, повышается значимость бюджетного контроля как такового. Именно его осуществление способствует созданию прочного каркаса функционирования бюджетной системы и снижению потерь бюджетных средств.

Виды бюджетного контроля могут определяться по целому ряду признаков:

1) по отношению к ветвям государственной власти бюджетный контроль подразделяется на контроль, осуществляемый по линии законодательных (представительных) органов (парламентский контроль), и бюджетный контроль, осуществляемый по линии исполнительной власти (на муниципальном уровне - по линии местных администраций);

2) по отношению к уровням власти - выделяют бюджетный контроль, осуществляемый на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;

3) по времени проведения бюджетный контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий. В соответствии с положениями БК РФ предварительный, текущий и последующий парламентский бюджетный контроль дифференцируются относительно этапов бюджетного процесса. Предварительный бюджетный контроль осуществляется на этапах составления, рассмотрения и утверждения бюджетов всех уровней. Он носит в большей степени превентивный характер, создавая предпосылки для максимальной мобилизации доходов и целесообразного распределения бюджетных ресурсов по направлениям их расходования.

Текущий контроль, осуществляемый в течение финансового года, является основным видом парламентского бюджетного контроля. На уровне законодательных органов власти и представительных органов местного самоуправления он осуществляется при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами. На уровне контрольно-счетных органов, создаваемых законодательными органами власти и представительными органами местного самоуправления, текущий контроль заключается в проведении в течение всего финансового года контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджета.

Основными формами проведения бюджетного контроля являются ревизия (проверка), обследование, анализ и аудит эффективности.

Ревизии (проверки), проводимые органами бюджетного контроля, могут быть классифицированы по различным признакам, однако наибольшее практическое значение имеет характер проверяемого материала и методы ревизии. В рамках данной классификации ревизии (проверки) подразделяются на документальные и фактические. В ходе проведения документальной ревизии (проверки) в качестве источника информации о ведении финансово-хозяйственной деятельности объектом контроля выступает финансовая отчетность и документация.

Фактическая ревизия (проверка) представляет собой контрольное мероприятие, основанное на исследовании фактических данных об имущественных объектах, финансовых обязательствах, выполненных работах и оказанных услугах.

Обследование заключается в личном ознакомлении контролирующего лица с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта.

Анализ является одним из важных инструментов осуществления бюджетного контроля как на уровне конкретного бюджетополучателя, так и на уровне бюджета в целом. В первом случае анализ проводится на основе детального изучения периодической и годовой финансово-экономической отчетности, а также организации финансово-хозяйственной деятельности на проверяемом объекте (учреждении, организации). Анализ бюджетных показателей проводится на всех этапах бюджетного процесса. Его целью является получение сведений об обоснованности, структуре, динамике, а также иных количественных и качественных параметрах бюджетных показателей.

Аудит эффективности представляет собой достаточно новую для Российской Федерации форму бюджетного контроля, заключающуюся в проверке деятельности органов государственной власти и получателей государственных средств в целях определения эффективности их использования.

К: ФК ОБЩИЕК: СПЕЦИАЛИТЕТ ФМ