8. Министерства, ведомства, отделы и управления территориальных органов исполнительной власти.
9. Парламентский контроль. В обеих палатах Федерального Собрания РФ созданы финансовые комитеты и комиссии, в функции которых ходит проверка правильности и полноты предусмотренных в проекте бюджета государственных доходов и расходов, его рассмотрение и утверждение, контроль за рациональным и целевым использованием государственных средств и др. Счетная палата РФ осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.
10. Центральный банк РФ (Банк России). Организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за коммерческой деятельностью коммерческих банков.
Вариант подлиннее:
Осуществление финансового контроля является одной из важнейших управленческих функций как на микро-, так и на макроуровне. В рамках реализации управленческого процесса он выступает как способ установления обратной связи между объектом и субъектом управления, поскольку на основании данных, полученных в результате проведения контроля, производится, в том числе, корректировка ранее принятых решений и планов.
На микроуровне (то есть на уровне конкретного хозяйствующего субъекта) финансовый контроль выступает как форма реализации контрольной функции финансов предприятий и организаций и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на соблюдение правовых основ, нормативов и процедур осуществления финансовой деятельности. Инициатором проведения такого контроля является руководство предприятия или организации. Субъектами контроля выступают уполномоченные на его проведение должностные лица и (или) специально создаваемые внутренние контрольные подразделения. Объектом контроля является совокупность финансовых отношений внутри хозяйствующего субъекта, а его предметом - конкретные финансовые операции.
На макроуровне финансовый контроль можно рассматривать как форму реализации контрольной функции государственных и муниципальных финансов, охватывающей всю совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования централизованных денежных фондов. В соответствии с этим указанная система денежных отношений выступает в качестве объекта государственного и муниципального финансового контроля. Непосредственно же его предметом являются, во-первых, конкретные операции, осуществляемые субъектами хозяйствования с государственными и муниципальными финансовыми ресурсами и имущественными объектами, и, во-вторых, показатели, характеризующие каждый из этапов бюджетного процесса.
Задачи государственного и муниципального финансового контроля:
■ выявление нарушений и отклонений в осуществлении финансово-хозяйственных операций;
■ установление причин выявленных нарушений и отклонений, а также степени их влияния на состояние объекта контроля;
■ устранение выявленных нарушений и отклонений;
■ предупреждение возможных нарушений финансового законодательства и др.
Эффективный финансовый контроль возможен только при наличии системного подхода к его осуществлению.
Система государственного и муниципального финансового контроля - совокупность взаимосвязанных элементов, опосредующих проведение контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых органами, уполномоченными финансовым законодательством РФ на осуществление такой деятельности.
Эл-ты (не закреплено зак-но):
1) органы, осуществляющие в соответствии с финансовым законодательством РФ государственный и муниципальный финансовый контроль;
2) кадровую базу и кадровое обеспечение функционирования органов финансового контроля;
3) нормативную правовую базу, устанавливающую: основы функционирования и правила проведения контрольно-ревизионных мероприятий; правила ведения финансово-хозяйственной деятельности бюджетополучателями;
4) информационно-коммуникационную инфраструктуру, включающую процедуры взаимодействия и передачи информации между органами государственного и муниципального финансового контроля.
Прин-пы:
1. Принцип независимости (органы государственного и муниципального финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной и иной независимостью от юридических и физических лиц, чью деятельность они проверяют, а также от лиц, каким-либо образом связанных с последними) Основными факторами, обеспечивающими независимость государственного и муниципального финансового контроля, являются:
■ наличие юридического закрепления независимости органа финансового контроля в нормативных правовых актах, регламентирующих его деятельность;
■ четкое законодательное разграничение полномочий органов, осуществляющих государственный и муниципальный бюджетный контроль, а также установление исчерпывающих перечней прав и обязанностей каждого из них;
■ ограничение источников финансирования органов государственного и муниципального бюджетного контроля средствами соответствующих бюджетов.
2. Принцип гласности (любой заинтересованный пользователь должен иметь свободный доступ к информации о результатах контрольной деятельности за исключением тех данных, которые составляют государственную, коммерческую или налоговую тайну)
3. Принцип законности (деятельность органов государственного и муниципального финансового контроля и их должностных лиц должна осуществляться в строгом соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими финансовые правоотношения в РФ, и не нарушать конституционных прав проверяемых лиц)
4. Принцип объективности (отсутствие предвзятости или предрасположенности, а также каких-либо особых мотивов в подходах к планированию и проведению контрольных мероприятий)
5. Принцип ответственности (все участники правоотношений, возникающих в ходе проведения контрольно-ревизионных мероприятий, должны нести ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей)
6. Принцип сбалансированности (права соспоставляются с функциями)
7. Принцип системности, предполагающий наличие системного подхода к организации государственного и муниципального финансового контроля.
Направления контрольной деятельности: бюджетный контроль, валютный контроль, налоговый контроль, банковский контроль и ряд других. Одно из важнейших - бюджетный контроль.
Целью бюджетного контроля - обеспечение законности, результативности, целесообразности и эффективности управления государственными и муниципальными финансовыми ресурсами, а также материальными ценностями и нематериальными объектами.
Приоритеты бюджетного контроля изменяются в зависимости от целого ряда факторов:
Вид используемой модели планирования и финансирования бюджетных расходов. Так, например, в рамках затратной модели безусловный приоритет имеет контроль за законностью расходования бюджетных средств. Контроль за эффективностью реализуется преимущественно в отношении расходов, осуществляемых в рамках целевых программ, а контроль за результативностью - не осуществляется в силу отсутствия предмета контроля. В рамках результативной модели одной из основных задач контроля является проверка достижения прогнозируемых результатов деятельности.
Специфика финансово-экономической ситуации. В условиях финансового кризиса особое звучание приобретает контроль за эффективностью и целесообразностью расходования бюджетных средств, поскольку контроль в значительной мере способствует выявлению скрытых резервов бюджета и, как следствие, позволяет реже прибегать к сокращению бюджетных расходов, осуществлению заимствований и иным тяжелым с точки зрения потенциальных социально-экономических и финансовых последствий мерам. Однако при этом нельзя говорить о том, что контроль за законностью отходит на второй план. Напротив, следует подчеркнуть, что в условиях кризиса при особом смысловом наполнении контроля за эффективностью и рациональностью расходования бюджетных средств, повышается значимость бюджетного контроля как такового. Именно его осуществление способствует созданию прочного каркаса функционирования бюджетной системы и снижению потерь бюджетных средств.
Виды бюджетного контроля могут определяться по целому ряду признаков:
1) по отношению к ветвям государственной власти бюджетный контроль подразделяется на контроль, осуществляемый по линии законодательных (представительных) органов (парламентский контроль), и бюджетный контроль, осуществляемый по линии исполнительной власти (на муниципальном уровне - по линии местных администраций);
2) по отношению к уровням власти - выделяют бюджетный контроль, осуществляемый на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
3) по времени проведения бюджетный контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий. В соответствии с положениями БК РФ предварительный, текущий и последующий парламентский бюджетный контроль дифференцируются относительно этапов бюджетного процесса. Предварительный бюджетный контроль осуществляется на этапах составления, рассмотрения и утверждения бюджетов всех уровней. Он носит в большей степени превентивный характер, создавая предпосылки для максимальной мобилизации доходов и целесообразного распределения бюджетных ресурсов по направлениям их расходования.
Текущий контроль, осуществляемый в течение финансового года, является основным видом парламентского бюджетного контроля. На уровне законодательных органов власти и представительных органов местного самоуправления он осуществляется при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами. На уровне контрольно-счетных органов, создаваемых законодательными органами власти и представительными органами местного самоуправления, текущий контроль заключается в проведении в течение всего финансового года контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджета.
Основными формами проведения бюджетного контроля являются ревизия (проверка), обследование, анализ и аудит эффективности.
Ревизии (проверки), проводимые органами бюджетного контроля, могут быть классифицированы по различным признакам, однако наибольшее практическое значение имеет характер проверяемого материала и методы ревизии. В рамках данной классификации ревизии (проверки) подразделяются на документальные и фактические. В ходе проведения документальной ревизии (проверки) в качестве источника информации о ведении финансово-хозяйственной деятельности объектом контроля выступает финансовая отчетность и документация.
Фактическая ревизия (проверка) представляет собой контрольное мероприятие, основанное на исследовании фактических данных об имущественных объектах, финансовых обязательствах, выполненных работах и оказанных услугах.
Обследование заключается в личном ознакомлении контролирующего лица с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта.
Анализ является одним из важных инструментов осуществления бюджетного контроля как на уровне конкретного бюджетополучателя, так и на уровне бюджета в целом. В первом случае анализ проводится на основе детального изучения периодической и годовой финансово-экономической отчетности, а также организации финансово-хозяйственной деятельности на проверяемом объекте (учреждении, организации). Анализ бюджетных показателей проводится на всех этапах бюджетного процесса. Его целью является получение сведений об обоснованности, структуре, динамике, а также иных количественных и качественных параметрах бюджетных показателей.
Аудит эффективности представляет собой достаточно новую для Российской Федерации форму бюджетного контроля, заключающуюся в проверке деятельности органов государственной власти и получателей государственных средств в целях определения эффективности их использования.
К: ФК ОБЩИЕК: СПЕЦИАЛИТЕТ ФМ
- Финансы фк №1. Финансы как экономическая категория. Система финансов.
- Фк №2. Финансы в воспроизводственном процессе.
- Фк №3. Субъекты (органы) управления государственными финансами.
- Фк №4. Финансовый контроль, его виды.
- 7. Государственный таможенный комитет рф.
- 8. Министерства, ведомства, отделы и управления территориальных органов исполнительной власти.
- Фк №5. Финансы домашних хозяйств. Программа повышения финансовой грамотности населения.
- Бюджет фк №6. Бюджетная система рф, ее принципы.
- Фк №7. Бюджетный процесс и полномочия его основных участников
- Фк №8. Реформирование бюджетного процесса: направления и инструменты
- Фк №9.Регулирование дефицита бюджета и государственного (муниципального) долга.
- Фк №10. Основные направления бюджетной политики на среднесрочную перспективу. (бп)
- 2. Оптимизация структуры расходов федерального бюджета:
- 3. Развитие программно-целевых методов управления:
- 4. Принятие решений, обеспечивающих долгосрочную сбалансированность и прозрачность пенсионной системы.
- 7. Развитие налоговой системы и повышение ее конкурентоспособности:
- 9. Повышение прозрачности бюджетов и бюджетного процесса.
- Налоги фк №11. Экономическое содержание, функции, основные элементы и классификация налогов. Их роль в формировании доходов бюджетной системы рф.
- Фк №12. Налоговая политика государства. Основные направления налоговой политики рф на среднесрочную перспективу.
- Фк №13.Налоговая система рф: структура, основные элементы и направления развития.
- Фк №14.Состав и общая характеристика налогов, взимаемых с организаций в рф.
- Фк №15.Состав и общая характеристика налогов, взимаемых с физических лиц в рф нк.
- Финансы предприятий фк. №16. Развитие принципов и инструментария управления финансами организаций (предприятий).
- Фк №17. Доходы организаций (предприятий), формирование и использование выручки от продаж.
- Фк. №18. Расходы организации: нормативное регулирование и планирование
- Фк №19. Планирование прибыли. Расчет точки безубыточности
- 1. Метод прямого счета
- 2. Аналитический метод
- Фк. №20. Планирование потребности в оборотном капитале. Финансовый цикл организации.
- Финансовый менеджмент фк №21. Основные теоретические концепции финансового менеджмента
- Фк №22. Капитал акционерного общества. Состав, классификация, порядок формирования и использования
- 1. Метод оптимизации структуры капитала по критерию политики финансирования активов.
- 2. Метод оптимизации структуры капитала по критерию его стоимости.
- 3. Метод оптимизации структуры капитала по критерию эффекта финансового левериджа.
- Фк №23. Производственный и финансовый рычаг. Европейская и американская концепция
- Фк №24. Современные теории дивидендов. Виды дивидендной политики и порядок выплаты дивидендов в рф
- 2. Теория «синицы в руках»: Гордон и Линтнер.
- Фк №25. Модель средней взвешенной стоимости капитала и области ее применения
- Инвестиции фк. №26. Инвестиции: понятие и классификация, общая характеристика инвестиционной среды в рф.
- 1. По объектам вложения средств выделяют реальные и финансовые инвестиции.
- 2. Для определения роли инв в экономике используют понятия – валовые и чистые инвестиции
- 9. По степени надежности инвестиции классифицируют на относительно надежные и рисковые.
- 1. Прямые экспертные оценки
- 2. Количественные показатели
- Фк. №27. Финансирование реальных инвестиций: источники, формы и способы. Амортизационная политика в современных условиях.
- Фк. №28. Способы определения ставки дисконтирования при оценке инвестиционных проектов.
- Фк. №29. Понятие финансового инструмента. Классификация финансовых инструментов, оценка их стоимости и доходности.
- I. Стоимость купонной облигации:
- 4. Ст-ть дисконта облигации по схеме простого и сложного процента:
- II.Оценка стоимости акций:
- Фк. №30. Портфель финансовых инвестиций. Методы снижения риска инвестиционного портфеля.
- Банковское дело фк. №31. Цб рф: организационное устройство, цели деятельности, функции и операции.
- Фк. №32. Общая характеристика 2-го уровня банковской системы. Кластеризация банковского сектора.
- Фк. №33. Порядок государственной регистрации банков и лицензирование банковской деятельности.
- Фк. №34. Система страхования вкладов физических лиц в коммерческих банках Российской Федерации. Функции Агентства по страхованию вкладов.
- Фк. №35. Особенности кредитования расчетного (текущего) счета клиента (овердрафт).
- Фк. 31 (кафедральный вариант). Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г.: цели, задачи, ожидаемые результаты развития.
- 33. Функции и источники собственного капитала банка. Требования цб рф к размеру собственного капитала банка и его достаточности (кафедральный вариант).
- 34. Кредиты Центрального Банка (кредиты рефинансирования): назначение и виды (кафедральный вариант).
- 35. Кредитование в форме открытие клиенту кредитной линии: экономическое содержание, виды кредитных линий (кафедральный вариант).
- Платежные системы фк. №36. Национальная платежная система рф: понятие, характеристика субъектов, требования, предъявляемые к ним (согласно 161-фз).
- Фк. №37. Платежная система Банка России: структура, регулирование, порядок перевода денежных средств через системы с использованием бумажной и электронной технологий (вэр, мэр, бэсп).
- Фк. №38. Организация прямых корреспондентских отношений банков. Внутрибанковская система расчетов в многофилиальном банке. Понятия даты перечисления платежа и даты валютирования.
- Фк. №39. Формы безналичных расчетов в рф, применяемые для перевода денежных средств (краткая характеристика). Понятия безотзывности, безусловности и окончательности перевода денежных средств.
- Фк. №40. Порядок ведения кассовых операций в рф. Лимит остатка кассы предприятия: сущность, порядок расчета. Кассовая заявка. Прогнозирование налично-денежного оборота в рф.
- Страхование №41. Личное страхование, его цели, задачи и виды.
- Особенности личного страхования:
- Виды по условиям лицензирования:
- Классификация форм страхования жизни.
- Основные принципы страхования жизни.
- Понятие аннуитета и его виды
- Виды аннуитетов:
- Обязательное страхование от несчастных случаев осуществляется в 3-х формах:
- №42. Организация страховой деятельности в рф: участники страховых отношений и субъекты страхового дела; правовые формы страховых организаций.
- №43. Страхование гражданской ответственности: значение, формы и основные виды.
- Особенности страхования ответственности:
- Основные виды:
- Фк №44. Имущественное страхование: содержание, классификация. Формы и системы страхового возмещения.
- №45. Государственное регулирование финансовой устойчивости страховых организаций.
- Социальное страхование №46. Социальное страхование: значение, принципы организации и финансовый механизм.
- Виды страх. Обеспечения по обязательному сс:
- №47. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
- Фк. №48. Обязательное пенсионное страхование в рф: содержание и виды обеспечения.
- Фк. №49. Организация и финансирование обязательного медицинского страхования в рф.
- Фк. №50. Системы социальных пособий, финансируемых Фондом социального страхования.
- Деньги. Кредит. Банки. Фк. №51. Деньги. Определение категории. Содержание денег (функции) и форма (эволюция от примитивных к современным).
- 4.Деньги как средство платежа.
- Фк. №53. Равновесие на рынке кредита и факторы, влияющие на величину процентной ставки: эффект ликвидности, дохода, инфляционные и вытеснения.
- Фк. №54. Деньги центрального банка и деньги коммерческих банков. Природа денежного мультипликатора.
- Фк. №55. Иерархия целей денежно-кредитной политики.
- Мвс фк. №56. Современная российская валютная система.
- Фк. №57. Особенности валютного рынка. Основные валютные операции.
- Фк. №58. Валютный курс, факторы его формирования и методы регулирования.
- Фк. №59. Конвертируемость валют: условия и режимы конвертируемости.
- Фк. №60. Платёжный баланс и его структура. Методы определения сальдо и регулирования платёжного баланса.
- 2) Баланс движения капитала.
- Тцб фк. №61. Международные и российские рейтинговые компании. Изменения суверенных рейтингов сша и Европы после финансового кризиса. Российские кредитные рейтинги.
- Фк. №62. Слияния и поглощения на мировом биржевом рынке и в России.
- Фк. №63. Фондовые индексы. Мировой опыт и российская действительность.
- Фк. №64. Технический и фундаментальный анализ на рынке ценных бумаг: особенности и различия.
- 1) Движения рынка учитывает все.
- 2) Цены двигаются направленно.
- 3) История повторяется.
- Фк. №65. Фондовый рынок и проблемы национальной безопасности России.
- Рцб фк. №66. Ожидаемая доходность и риск портфеля ценных бумаг.
- Фк. №67. Выбор рискованного портфеля ценных бумаг.
- Фк. №68. Модели оценки доходности активов.
- 2) Модель оценки стоимости обыкновенных акций.
- 3) Модель оценки стоимости привилегированных акций.
- 4) Модель оценки расчетной текущей стоимости облигаций.
- Фк. №69. Стратегии управления портфелем ценных бумаг.
- Фк. №70. Оценка эффективности управления портфелем ценных бумаг.