Фк №9.Регулирование дефицита бюджета и государственного (муниципального) долга.
Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами. Не относится к числу исключительных финансовых явлений, причинами возникновения м.б.: - рост гос. расходов в связи с необходимостью структурной перестройки экономики; - чрезвычайные обстоятельства; - экономический кризис; - низкая эффективность гос. фин. управления (дефицит федер. бюджета за 2013– 323 млрд руб 0,5% ВВП, дефицит консол бюджета – 642 млрд руб).
Источники финансирования. Классификация осуществляется по валюте займа.
Внутр источники (номинальная стоимость средств указана в валюте РФ):
- Разница м/у ср-вами, поступившими от размещения гос цб (фед у-нь)/ цб сцбъектов (регион у-нь) и муниц. цб (местный у-нь) и ср-вами, направл-ми на их погашение.
- Разница м/у полученными и погашенными бюджетными кредитами;
- Разница м/у полученными и погашенными кредитами кредитных организаций
- Разница м/у полученными и погашенными РФ-ией кредитами международных финансовых организаций (только для Фед и регионального уровней)
- Разница м/у полученными и погашенными субъектами РФ и муниципальными образованиями в иностранной валюте бюджетными кредитами, предоставленными РФ в рамках исп-я целевых иностранных кредитов;
- Изменение остатков на счетах по учетам средств соответствующих бюджетов;
- иные (- поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале; - поступления от реализации гос запасов драг. металлов и драг. камней за минусом выплат на их приобретение (исключительно для фед уровня);
Внешн источники (могут привлекаться только на Федеральном и региональном уровнях; номинальная стоимость средств указана в иностр. валюте):
- Разница м/у ср-вами, поступившими от размещения гос (фед у-нь)/ сцбъектов (регион у-нь) и муниц. цб (местный у-нь) и ср-вами, направл-ми на их погашение;
- Разница м/у полученными и погашенными кредитами иностр. государств (только для фед уровня);
- Разница м/у полученными и погашенными кредитами кредитных организаций;
- иные (-объем средств, направляемых на исполнение гос. гарантий)
Кредиты ЦБ, а также приобретение ЦБ гос цб РФ при их размещении не могут быть источниками фин-ия дефицита бюджета.
В целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) фед. бюджета создан:
Резервный фонд (на 01.05.2014– 3139,49 млрд. руб., 87,94 млрд долларов): закреплен на уровне 10% от прогнозируемого ВВП; формир-ся за счет:
- дополнит. нефтегазовых доходов, определяемых как сумма фактических поступлений вывозной таможенной пошлины на нефть сырую/ на газ природный/ на товары, выработанные их нефти, налога на добычу полезных ископаемых, умноженных на отношение разности действующей в отчетном месяце ставки пошлины/ налога и расчетной ставки указанной пошлины/ налога при базовой цене на нефть к действующей в отчетном месяце ставке пошлины/налога. (стю 96.9 п.6)
Дох. от управления ср-вами фонда направляются на обеспечение расходов Фед бюджета до 2016.
В целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений и сбалансированности бюджета ПФ РФ создан:
Фонд нац благосостояния (на 01.05.2014– 3127,9 млрд. руб.; 87,62 млрд долларов): формир-ся за счет:
- доп. нефтегаз. дох., в случае если резервный фонд достигает своей нормативной величины;
Дох. от управления ср-вами фонда направляются на обеспечение расходов Фед бюджета до 2016.
Предельные размеры дефицитов бюджета. Размер дефицита бюджета СРФ не может превышать 15% общего годового объемов доходов без учета безвозмездных поступлений (для высокодотац. – 10%); дефицит местного бюджета не может превышать 10 (для высокодотац. -5% в опр случаях).
Гос. (муниц.) долг РФ- обязательства, возникающие из гос. и муниц. заимствований, гарантий по обяз-вам третьих лиц, др. обяз-ва, принятые на себя публично-правовым образованием.
Структура долга (группировка долговых обяз-в по их видым). Долг обяз-ва сущ. в виде обяз-в по:
- кредитам, привлеченным от имени РФ как заемщика от кредит. орг., иностр. гос-в, междунар фин. организаций, от иных субъектов междунар. права, иностранных ЮЛ (только ГД РФ);
- гос. ценным бумагам, выпущенным от имени РФ/СРФ/МО;
- бюджетным кредитам, привлеченным в соответсв. бюджет из других бюджетов БС РФ;
- гос гарантиям РФ/СРФ/ гарантиям МО;
- иным долговым обязательствам (только по РФ).
Долговые обязательства РФ могут быть краткосроч. (менее 1 г), среднесроч. (1-5) и долгосроч. (5-30).
В объем гос. внутреннего долгаРФ включаются (номин. стоимость обяз-в в валюте РФ) (на 01.05.2014 –4438,9 млрд руб.) – по ОФЗ-ПД и ОФЗ-АД (постоянно увеличивается):
- номинальная сумма долга по гос. цб РФ;
- объем основного долга по кредитам, которые получены РФ;
- объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ;
- объем обязательств по гос. гарантиям;
- объем иных долговых обяз-ств РФ.
В объем гос. внешнего долгаРФ включаются (номин. стоимость обяз-в в иностр. валюте) (на 01.05.2014 –54,9 млрд долл. США – основной долг по Еврооблигациям и предоставленным гарантиям):
- номинальная сумма долга по гос. цб РФ;
- объем основного долга по кредитам, которые получены РФ;
- объем обязательств по гос. гарантиям.
Долг субъектов РФ – 1754 млрд руб
Управление гос. долгом РФ осущ-ся Правительством РФ либо уполномоченным им МФ РФ;- гос. долгом СРФ осущ-ся высшим исполн. (финансовым) органом гос. власти СРФ; - муниц. долгом осущ-ся местной администрацией.Принципы управления гос. долгом: - безусловность;- единство учёта -единство долговой политики –согласованность -снижение рисков; -оптимальность структуры; -гласность.
Предельный размер гос./муниц. долга СРФ не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений (для высокодотац. – 50% утв. объема доходов); МО - не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений нал доходов по доп нормативам отчислений (для высокодотац. – 50% утв. объема доходов).
Предельный объем расходов на обслуживание гос долга СРФ и МО не д. превышать 15% объема расходов бюджета (без субвенций).
Влияние государственного долга на экономическое развитие.
В совр. условиях гос. долг - необходимое условие нормального развития экономики (положит. аспекты):
- обеспечение бюджета доп. средствами, в частности для фин-ия эк и соц инфраструктуры
гос. заимствования в основном яв-ся неинфляционным источником покрытия дефицитов бюджетов;
- оказывает регулирующее влияние на экономику посредством воздействия на уровень инвестиций, кредитную политику коммерческих банков, общий объем денежной массы;
- взаимные обяз-ва разных стран – фактор междунар. сотрудничества.
Однако, расходы на гос. долг носят непроизводительный характер и не создают никакого конкретного источника для погашения долга и выплаты % по нему. При этом с увеличением размера долга возрастают расходы на его обслуживание, т.е. сокращаются др. направления расходов. (Под обслуживанием гос. (муниц.) долга понимаются операции по выплате доходов по гос. и муниц. долговым обяз-вам в виде % по ним и (или) дисконта, осущ-мые за счет средств соответств. бюджета).
Негативные аспекты влияния гос. долга на эк-ку при чрезмерном развитии рынка гос. долга
- огранич-ся инвестиц. возможности в народном хоз-ве;
- отвлечение бюдж. средств от нужд хозяйств. и муницип. развития;
- попадание в чрезмерную зависимость от состояния отечественных и межд. финансов, потеря полит. независ.;
К: ФК ОБЩИЕК: СПЕЦИАЛИТЕТ ФМ
- Финансы фк №1. Финансы как экономическая категория. Система финансов.
- Фк №2. Финансы в воспроизводственном процессе.
- Фк №3. Субъекты (органы) управления государственными финансами.
- Фк №4. Финансовый контроль, его виды.
- 7. Государственный таможенный комитет рф.
- 8. Министерства, ведомства, отделы и управления территориальных органов исполнительной власти.
- Фк №5. Финансы домашних хозяйств. Программа повышения финансовой грамотности населения.
- Бюджет фк №6. Бюджетная система рф, ее принципы.
- Фк №7. Бюджетный процесс и полномочия его основных участников
- Фк №8. Реформирование бюджетного процесса: направления и инструменты
- Фк №9.Регулирование дефицита бюджета и государственного (муниципального) долга.
- Фк №10. Основные направления бюджетной политики на среднесрочную перспективу. (бп)
- 2. Оптимизация структуры расходов федерального бюджета:
- 3. Развитие программно-целевых методов управления:
- 4. Принятие решений, обеспечивающих долгосрочную сбалансированность и прозрачность пенсионной системы.
- 7. Развитие налоговой системы и повышение ее конкурентоспособности:
- 9. Повышение прозрачности бюджетов и бюджетного процесса.
- Налоги фк №11. Экономическое содержание, функции, основные элементы и классификация налогов. Их роль в формировании доходов бюджетной системы рф.
- Фк №12. Налоговая политика государства. Основные направления налоговой политики рф на среднесрочную перспективу.
- Фк №13.Налоговая система рф: структура, основные элементы и направления развития.
- Фк №14.Состав и общая характеристика налогов, взимаемых с организаций в рф.
- Фк №15.Состав и общая характеристика налогов, взимаемых с физических лиц в рф нк.
- Финансы предприятий фк. №16. Развитие принципов и инструментария управления финансами организаций (предприятий).
- Фк №17. Доходы организаций (предприятий), формирование и использование выручки от продаж.
- Фк. №18. Расходы организации: нормативное регулирование и планирование
- Фк №19. Планирование прибыли. Расчет точки безубыточности
- 1. Метод прямого счета
- 2. Аналитический метод
- Фк. №20. Планирование потребности в оборотном капитале. Финансовый цикл организации.
- Финансовый менеджмент фк №21. Основные теоретические концепции финансового менеджмента
- Фк №22. Капитал акционерного общества. Состав, классификация, порядок формирования и использования
- 1. Метод оптимизации структуры капитала по критерию политики финансирования активов.
- 2. Метод оптимизации структуры капитала по критерию его стоимости.
- 3. Метод оптимизации структуры капитала по критерию эффекта финансового левериджа.
- Фк №23. Производственный и финансовый рычаг. Европейская и американская концепция
- Фк №24. Современные теории дивидендов. Виды дивидендной политики и порядок выплаты дивидендов в рф
- 2. Теория «синицы в руках»: Гордон и Линтнер.
- Фк №25. Модель средней взвешенной стоимости капитала и области ее применения
- Инвестиции фк. №26. Инвестиции: понятие и классификация, общая характеристика инвестиционной среды в рф.
- 1. По объектам вложения средств выделяют реальные и финансовые инвестиции.
- 2. Для определения роли инв в экономике используют понятия – валовые и чистые инвестиции
- 9. По степени надежности инвестиции классифицируют на относительно надежные и рисковые.
- 1. Прямые экспертные оценки
- 2. Количественные показатели
- Фк. №27. Финансирование реальных инвестиций: источники, формы и способы. Амортизационная политика в современных условиях.
- Фк. №28. Способы определения ставки дисконтирования при оценке инвестиционных проектов.
- Фк. №29. Понятие финансового инструмента. Классификация финансовых инструментов, оценка их стоимости и доходности.
- I. Стоимость купонной облигации:
- 4. Ст-ть дисконта облигации по схеме простого и сложного процента:
- II.Оценка стоимости акций:
- Фк. №30. Портфель финансовых инвестиций. Методы снижения риска инвестиционного портфеля.
- Банковское дело фк. №31. Цб рф: организационное устройство, цели деятельности, функции и операции.
- Фк. №32. Общая характеристика 2-го уровня банковской системы. Кластеризация банковского сектора.
- Фк. №33. Порядок государственной регистрации банков и лицензирование банковской деятельности.
- Фк. №34. Система страхования вкладов физических лиц в коммерческих банках Российской Федерации. Функции Агентства по страхованию вкладов.
- Фк. №35. Особенности кредитования расчетного (текущего) счета клиента (овердрафт).
- Фк. 31 (кафедральный вариант). Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г.: цели, задачи, ожидаемые результаты развития.
- 33. Функции и источники собственного капитала банка. Требования цб рф к размеру собственного капитала банка и его достаточности (кафедральный вариант).
- 34. Кредиты Центрального Банка (кредиты рефинансирования): назначение и виды (кафедральный вариант).
- 35. Кредитование в форме открытие клиенту кредитной линии: экономическое содержание, виды кредитных линий (кафедральный вариант).
- Платежные системы фк. №36. Национальная платежная система рф: понятие, характеристика субъектов, требования, предъявляемые к ним (согласно 161-фз).
- Фк. №37. Платежная система Банка России: структура, регулирование, порядок перевода денежных средств через системы с использованием бумажной и электронной технологий (вэр, мэр, бэсп).
- Фк. №38. Организация прямых корреспондентских отношений банков. Внутрибанковская система расчетов в многофилиальном банке. Понятия даты перечисления платежа и даты валютирования.
- Фк. №39. Формы безналичных расчетов в рф, применяемые для перевода денежных средств (краткая характеристика). Понятия безотзывности, безусловности и окончательности перевода денежных средств.
- Фк. №40. Порядок ведения кассовых операций в рф. Лимит остатка кассы предприятия: сущность, порядок расчета. Кассовая заявка. Прогнозирование налично-денежного оборота в рф.
- Страхование №41. Личное страхование, его цели, задачи и виды.
- Особенности личного страхования:
- Виды по условиям лицензирования:
- Классификация форм страхования жизни.
- Основные принципы страхования жизни.
- Понятие аннуитета и его виды
- Виды аннуитетов:
- Обязательное страхование от несчастных случаев осуществляется в 3-х формах:
- №42. Организация страховой деятельности в рф: участники страховых отношений и субъекты страхового дела; правовые формы страховых организаций.
- №43. Страхование гражданской ответственности: значение, формы и основные виды.
- Особенности страхования ответственности:
- Основные виды:
- Фк №44. Имущественное страхование: содержание, классификация. Формы и системы страхового возмещения.
- №45. Государственное регулирование финансовой устойчивости страховых организаций.
- Социальное страхование №46. Социальное страхование: значение, принципы организации и финансовый механизм.
- Виды страх. Обеспечения по обязательному сс:
- №47. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
- Фк. №48. Обязательное пенсионное страхование в рф: содержание и виды обеспечения.
- Фк. №49. Организация и финансирование обязательного медицинского страхования в рф.
- Фк. №50. Системы социальных пособий, финансируемых Фондом социального страхования.
- Деньги. Кредит. Банки. Фк. №51. Деньги. Определение категории. Содержание денег (функции) и форма (эволюция от примитивных к современным).
- 4.Деньги как средство платежа.
- Фк. №53. Равновесие на рынке кредита и факторы, влияющие на величину процентной ставки: эффект ликвидности, дохода, инфляционные и вытеснения.
- Фк. №54. Деньги центрального банка и деньги коммерческих банков. Природа денежного мультипликатора.
- Фк. №55. Иерархия целей денежно-кредитной политики.
- Мвс фк. №56. Современная российская валютная система.
- Фк. №57. Особенности валютного рынка. Основные валютные операции.
- Фк. №58. Валютный курс, факторы его формирования и методы регулирования.
- Фк. №59. Конвертируемость валют: условия и режимы конвертируемости.
- Фк. №60. Платёжный баланс и его структура. Методы определения сальдо и регулирования платёжного баланса.
- 2) Баланс движения капитала.
- Тцб фк. №61. Международные и российские рейтинговые компании. Изменения суверенных рейтингов сша и Европы после финансового кризиса. Российские кредитные рейтинги.
- Фк. №62. Слияния и поглощения на мировом биржевом рынке и в России.
- Фк. №63. Фондовые индексы. Мировой опыт и российская действительность.
- Фк. №64. Технический и фундаментальный анализ на рынке ценных бумаг: особенности и различия.
- 1) Движения рынка учитывает все.
- 2) Цены двигаются направленно.
- 3) История повторяется.
- Фк. №65. Фондовый рынок и проблемы национальной безопасности России.
- Рцб фк. №66. Ожидаемая доходность и риск портфеля ценных бумаг.
- Фк. №67. Выбор рискованного портфеля ценных бумаг.
- Фк. №68. Модели оценки доходности активов.
- 2) Модель оценки стоимости обыкновенных акций.
- 3) Модель оценки стоимости привилегированных акций.
- 4) Модель оценки расчетной текущей стоимости облигаций.
- Фк. №69. Стратегии управления портфелем ценных бумаг.
- Фк. №70. Оценка эффективности управления портфелем ценных бумаг.