logo
ГАК общая часть

Фк. №49. Организация и финансирование обязательного медицинского страхования в рф.

В соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» обязательное медицинское страхование является составной частью государственной системы социального страхования.

В основе ОМС лежат следующие основные организационно-экономические и правовые принципы:

Участники ОМС:

  1. страхователи (для неработающего населения — государство в лице местных органов исполнительной власти; для работающих граждан — предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности и хозяйственно-правового статуса);

  2. застрахованные — все граждане РФ, а также граждане иностранных государств, постоянно проживающие на территории России;

  3. Федеральный и территориальный фонды ОМС (специализированные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, реализующие государственную политику в области ОМС);

  4. страховые медицинские организации, имеющие лицензию на право деятельности по ОМС;

  5. медицинские учреждения, имеющие лицензию на право оказания медицинской помощи, включенной в программу ОМС.

Источники финансирования здравоохранения в условиях медицинского страхования:

1) средства республиканского бюджета РФ и бюджетов нижестоящих уровней;

2) средства государственных организаций, предприятий и других хозяйствующих субъектов;

3) личные средства граждан; безвозмездные (благотворительные) взносы и пожертвования;

4) доходы от ценных бумаг; кредиты банков и других кредитов;

5) иные источники, не запрещенные законодательством.

Из этих источников формируются финансовые средства государственной муниципальной системы здравоохранения и финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования. Эти средства исключаются из сумм, облагаемых налогом.

Структура системы обязательного медицинского страхования представлена:

  1. Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, обеспечивающее реализацию государственной политики в области организации и финансирования системы ОМС на всей территории РФ.Федеральный фонд ОМС подотчетен Правительству и Законодательному Собранию РФ.)

  2. Территориальными фондами обязательного медицинского страхования и их филиалами

  3. Страховыми медицинскими организациями

  4. Медицинскими учреждениями

В зависимости от административно-территориальных, демографических и экономических условий в субъектах РФ сложилось четыре типа организационных схем системы ОМС.

I тип — на территориях 21 субъекта РФ функционируют все законодательно предусмотренные участники системы ОМС: территориальный фонд ОМС, филиалы ТФОМС с правами страховщиков и без прав страховщика, страховые медицинские организации.

II тип — в 22 субъектах РФ система ОМС представлена территориаль?ным фондом ОМС, филиалами ТФОМС (без прав страховщика) и страховыми медицинскими организациями.

III тип — в 19 субъектах РФ имеются только территориальный фонд ОМС и СМО.

IV тип — представлен без участия страховых медицинских организаций на территориях 29 субъектов РФ. Из них на территориях 16 субъектов РФ действуют ТФОМС, филиалы ТФОМС с правами страховщиков и без прав страховщиков; на территориях 4 субъектов РФ — территориальный фонд и филиалы ТФОМС; на территориях 9 субъектов РФ — территориальный фонд ОМС.

Отчисления на ОМС в 2013 году – 5,1%

Недостатки системы ОМС:

1) Хронический недостаток средств в ОМС,

2) ограниченный объем медицинской помощи в рамках ОМС;

3) перебои в оказании лекарственной помощи;

4) качество медицинских услуг в рамках ОМС.

Сейчас финансирование здравоохранения осуществляется за счет средств бюджета и фондов обязательного медицинского страхования. То есть деньги достаются непосредственно больницам. По новой же концепции правительство отказывается от содержания больниц, госпиталей, поликлиник, других лечебно-профилактических учреждений, а эти деньги переходят к конкретному пациенту, который пользуется их услугами. Тогда сам пациент будет решать, куда направить средства, выделенные на его лечение. Сегодня проблема в том, что если работодатели исправно платят единый социальный налог за работающее население, то за неработающие категории граждан территориальные бюджеты раскошелиться не спешат, отсюда и дефицит средств.

Расчет взносов

В 2014 г., как и в 201 г., применяются следующие ставки страховых взносов (п. 19 ст. 12 № 212-ФЗ)

ПФР

ФСС

ФФОМС

ТФОМС

22,00%

2,9%

5,10%

0,00%

Таким образом, общая страховая нагрузка в 2014 году составляет 30%.

Новый закон в первую очередь направлен на то, чтобы обеспечить дисциплину платежей. Для исправных плательщиков предусмотрены льготы. Например, в виде субсидий из федерального бюджета. А субъекты-реципиенты должны будут дисциплинированно выплачивать лишь посильную часть взносов, остальное доплатит федеральный бюджет.

Проблемы реформирования:

1. Важно определиться о целесообразной степени централизации;

2. Постоянно декларируемая на всех уровнях поддержка малого и среднего бизнеса в части трансформировалась в открытую, реальную государственную помощь крупным федеральным страховщикам: - Минфин установил минимальный размер уставного капитала для СМО, занимающихся некоммерческим по закону , такой же, как и для рисковых видов, то есть 30 млн. рублей.

3. ОМС – некоммерческий вид страхования, отсутствие конкуренции – вопрос о внесении рисковой надбавки для создания конкуренции и повышения качества;

4. В здравоохранении существует проблема неправомерного взимания 2-3 кратной оплаты за один и том же объем оказанной медицинской помощи: по программе из средств ОМС, ДМС, из бюджета и лично доктору;

5. несбалансированности программ ОМС с размерами страховых платежей (система ОМС аккумулирует лишь 40-45% совокупного объема государственного финансирования здравоохранения). Причины этого известны. Главная из них - финансирование разделено по источникам) – введение одноканальной системы финансирования.

К: ФК ОБЩИЕК: СПЕЦИАЛИТЕТ ФМ