Фк. №49. Организация и финансирование обязательного медицинского страхования в рф.
В соответствии с Законом РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» обязательное медицинское страхование является составной частью государственной системы социального страхования.
В основе ОМС лежат следующие основные организационно-экономические и правовые принципы:
Всеобщий и обязательный характер. Все граждане РФ, независимо от пола, возраста, состояния здоровья, места жительства, уровня личного дохода, имеют право на бесплатное получение медицинских услуг, включенных в государственную программу ОМС. Нормы, касающиеся обязательного медицинского страхования, распространяются на всех взрослых граждан с момента заключения с ними трудового соглашения, а также на детей.
Государственный характер гарантии бесплатной медицинской помощи. Средства ОМС находятся в государственной собственности РФ. Для реализации государственной политики в области ОМС созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
Общественная солидарность и социальная справедливость. Все граждане имеют равные права на получение медицинской помощи за счет средств ОМС. Страховые взносы и платежи на ОМС перечисляются за всех граждан, но востребование финансовых ресурсов осуществляется лишь при обращении за медицинской помощью (принцип «здоровый платит за больного»). Номенклатура и объем предоставляемых услуг не зависят от абсолютного размера взносов на ОМС. Граждане с различным уровнем дохода и соответственно с различным объемом начислений на заработную плату имеют одинаковые права на получение медицинских услуг, входящих в программу обязательного медицинского страхования (принцип «богатый платит за бедного»).
Участники ОМС:
страхователи (для неработающего населения — государство в лице местных органов исполнительной власти; для работающих граждан — предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности и хозяйственно-правового статуса);
застрахованные — все граждане РФ, а также граждане иностранных государств, постоянно проживающие на территории России;
Федеральный и территориальный фонды ОМС (специализированные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, реализующие государственную политику в области ОМС);
страховые медицинские организации, имеющие лицензию на право деятельности по ОМС;
медицинские учреждения, имеющие лицензию на право оказания медицинской помощи, включенной в программу ОМС.
Источники финансирования здравоохранения в условиях медицинского страхования:
1) средства республиканского бюджета РФ и бюджетов нижестоящих уровней;
2) средства государственных организаций, предприятий и других хозяйствующих субъектов;
3) личные средства граждан; безвозмездные (благотворительные) взносы и пожертвования;
4) доходы от ценных бумаг; кредиты банков и других кредитов;
5) иные источники, не запрещенные законодательством.
Из этих источников формируются финансовые средства государственной муниципальной системы здравоохранения и финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования. Эти средства исключаются из сумм, облагаемых налогом.
Структура системы обязательного медицинского страхования представлена:
Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, обеспечивающее реализацию государственной политики в области организации и финансирования системы ОМС на всей территории РФ.Федеральный фонд ОМС подотчетен Правительству и Законодательному Собранию РФ.)
Территориальными фондами обязательного медицинского страхования и их филиалами
Страховыми медицинскими организациями
Медицинскими учреждениями
В зависимости от административно-территориальных, демографических и экономических условий в субъектах РФ сложилось четыре типа организационных схем системы ОМС.
I тип — на территориях 21 субъекта РФ функционируют все законодательно предусмотренные участники системы ОМС: территориальный фонд ОМС, филиалы ТФОМС с правами страховщиков и без прав страховщика, страховые медицинские организации.
II тип — в 22 субъектах РФ система ОМС представлена территориаль?ным фондом ОМС, филиалами ТФОМС (без прав страховщика) и страховыми медицинскими организациями.
III тип — в 19 субъектах РФ имеются только территориальный фонд ОМС и СМО.
IV тип — представлен без участия страховых медицинских организаций на территориях 29 субъектов РФ. Из них на территориях 16 субъектов РФ действуют ТФОМС, филиалы ТФОМС с правами страховщиков и без прав страховщиков; на территориях 4 субъектов РФ — территориальный фонд и филиалы ТФОМС; на территориях 9 субъектов РФ — территориальный фонд ОМС.
Отчисления на ОМС в 2013 году – 5,1%
Недостатки системы ОМС:
1) Хронический недостаток средств в ОМС,
2) ограниченный объем медицинской помощи в рамках ОМС;
3) перебои в оказании лекарственной помощи;
4) качество медицинских услуг в рамках ОМС.
Сейчас финансирование здравоохранения осуществляется за счет средств бюджета и фондов обязательного медицинского страхования. То есть деньги достаются непосредственно больницам. По новой же концепции правительство отказывается от содержания больниц, госпиталей, поликлиник, других лечебно-профилактических учреждений, а эти деньги переходят к конкретному пациенту, который пользуется их услугами. Тогда сам пациент будет решать, куда направить средства, выделенные на его лечение. Сегодня проблема в том, что если работодатели исправно платят единый социальный налог за работающее население, то за неработающие категории граждан территориальные бюджеты раскошелиться не спешат, отсюда и дефицит средств.
Расчет взносов
В 2014 г., как и в 201 г., применяются следующие ставки страховых взносов (п. 19 ст. 12 № 212-ФЗ)
ПФР | ФСС | ФФОМС | ТФОМС |
22,00% | 2,9% | 5,10% | 0,00% |
Таким образом, общая страховая нагрузка в 2014 году составляет 30%.
Новый закон в первую очередь направлен на то, чтобы обеспечить дисциплину платежей. Для исправных плательщиков предусмотрены льготы. Например, в виде субсидий из федерального бюджета. А субъекты-реципиенты должны будут дисциплинированно выплачивать лишь посильную часть взносов, остальное доплатит федеральный бюджет.
Проблемы реформирования:
1. Важно определиться о целесообразной степени централизации;
2. Постоянно декларируемая на всех уровнях поддержка малого и среднего бизнеса в части трансформировалась в открытую, реальную государственную помощь крупным федеральным страховщикам: - Минфин установил минимальный размер уставного капитала для СМО, занимающихся некоммерческим по закону , такой же, как и для рисковых видов, то есть 30 млн. рублей.
3. ОМС – некоммерческий вид страхования, отсутствие конкуренции – вопрос о внесении рисковой надбавки для создания конкуренции и повышения качества;
4. В здравоохранении существует проблема неправомерного взимания 2-3 кратной оплаты за один и том же объем оказанной медицинской помощи: по программе из средств ОМС, ДМС, из бюджета и лично доктору;
5. несбалансированности программ ОМС с размерами страховых платежей (система ОМС аккумулирует лишь 40-45% совокупного объема государственного финансирования здравоохранения). Причины этого известны. Главная из них - финансирование разделено по источникам) – введение одноканальной системы финансирования.
К: ФК ОБЩИЕК: СПЕЦИАЛИТЕТ ФМ
- Финансы фк №1. Финансы как экономическая категория. Система финансов.
- Фк №2. Финансы в воспроизводственном процессе.
- Фк №3. Субъекты (органы) управления государственными финансами.
- Фк №4. Финансовый контроль, его виды.
- 7. Государственный таможенный комитет рф.
- 8. Министерства, ведомства, отделы и управления территориальных органов исполнительной власти.
- Фк №5. Финансы домашних хозяйств. Программа повышения финансовой грамотности населения.
- Бюджет фк №6. Бюджетная система рф, ее принципы.
- Фк №7. Бюджетный процесс и полномочия его основных участников
- Фк №8. Реформирование бюджетного процесса: направления и инструменты
- Фк №9.Регулирование дефицита бюджета и государственного (муниципального) долга.
- Фк №10. Основные направления бюджетной политики на среднесрочную перспективу. (бп)
- 2. Оптимизация структуры расходов федерального бюджета:
- 3. Развитие программно-целевых методов управления:
- 4. Принятие решений, обеспечивающих долгосрочную сбалансированность и прозрачность пенсионной системы.
- 7. Развитие налоговой системы и повышение ее конкурентоспособности:
- 9. Повышение прозрачности бюджетов и бюджетного процесса.
- Налоги фк №11. Экономическое содержание, функции, основные элементы и классификация налогов. Их роль в формировании доходов бюджетной системы рф.
- Фк №12. Налоговая политика государства. Основные направления налоговой политики рф на среднесрочную перспективу.
- Фк №13.Налоговая система рф: структура, основные элементы и направления развития.
- Фк №14.Состав и общая характеристика налогов, взимаемых с организаций в рф.
- Фк №15.Состав и общая характеристика налогов, взимаемых с физических лиц в рф нк.
- Финансы предприятий фк. №16. Развитие принципов и инструментария управления финансами организаций (предприятий).
- Фк №17. Доходы организаций (предприятий), формирование и использование выручки от продаж.
- Фк. №18. Расходы организации: нормативное регулирование и планирование
- Фк №19. Планирование прибыли. Расчет точки безубыточности
- 1. Метод прямого счета
- 2. Аналитический метод
- Фк. №20. Планирование потребности в оборотном капитале. Финансовый цикл организации.
- Финансовый менеджмент фк №21. Основные теоретические концепции финансового менеджмента
- Фк №22. Капитал акционерного общества. Состав, классификация, порядок формирования и использования
- 1. Метод оптимизации структуры капитала по критерию политики финансирования активов.
- 2. Метод оптимизации структуры капитала по критерию его стоимости.
- 3. Метод оптимизации структуры капитала по критерию эффекта финансового левериджа.
- Фк №23. Производственный и финансовый рычаг. Европейская и американская концепция
- Фк №24. Современные теории дивидендов. Виды дивидендной политики и порядок выплаты дивидендов в рф
- 2. Теория «синицы в руках»: Гордон и Линтнер.
- Фк №25. Модель средней взвешенной стоимости капитала и области ее применения
- Инвестиции фк. №26. Инвестиции: понятие и классификация, общая характеристика инвестиционной среды в рф.
- 1. По объектам вложения средств выделяют реальные и финансовые инвестиции.
- 2. Для определения роли инв в экономике используют понятия – валовые и чистые инвестиции
- 9. По степени надежности инвестиции классифицируют на относительно надежные и рисковые.
- 1. Прямые экспертные оценки
- 2. Количественные показатели
- Фк. №27. Финансирование реальных инвестиций: источники, формы и способы. Амортизационная политика в современных условиях.
- Фк. №28. Способы определения ставки дисконтирования при оценке инвестиционных проектов.
- Фк. №29. Понятие финансового инструмента. Классификация финансовых инструментов, оценка их стоимости и доходности.
- I. Стоимость купонной облигации:
- 4. Ст-ть дисконта облигации по схеме простого и сложного процента:
- II.Оценка стоимости акций:
- Фк. №30. Портфель финансовых инвестиций. Методы снижения риска инвестиционного портфеля.
- Банковское дело фк. №31. Цб рф: организационное устройство, цели деятельности, функции и операции.
- Фк. №32. Общая характеристика 2-го уровня банковской системы. Кластеризация банковского сектора.
- Фк. №33. Порядок государственной регистрации банков и лицензирование банковской деятельности.
- Фк. №34. Система страхования вкладов физических лиц в коммерческих банках Российской Федерации. Функции Агентства по страхованию вкладов.
- Фк. №35. Особенности кредитования расчетного (текущего) счета клиента (овердрафт).
- Фк. 31 (кафедральный вариант). Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г.: цели, задачи, ожидаемые результаты развития.
- 33. Функции и источники собственного капитала банка. Требования цб рф к размеру собственного капитала банка и его достаточности (кафедральный вариант).
- 34. Кредиты Центрального Банка (кредиты рефинансирования): назначение и виды (кафедральный вариант).
- 35. Кредитование в форме открытие клиенту кредитной линии: экономическое содержание, виды кредитных линий (кафедральный вариант).
- Платежные системы фк. №36. Национальная платежная система рф: понятие, характеристика субъектов, требования, предъявляемые к ним (согласно 161-фз).
- Фк. №37. Платежная система Банка России: структура, регулирование, порядок перевода денежных средств через системы с использованием бумажной и электронной технологий (вэр, мэр, бэсп).
- Фк. №38. Организация прямых корреспондентских отношений банков. Внутрибанковская система расчетов в многофилиальном банке. Понятия даты перечисления платежа и даты валютирования.
- Фк. №39. Формы безналичных расчетов в рф, применяемые для перевода денежных средств (краткая характеристика). Понятия безотзывности, безусловности и окончательности перевода денежных средств.
- Фк. №40. Порядок ведения кассовых операций в рф. Лимит остатка кассы предприятия: сущность, порядок расчета. Кассовая заявка. Прогнозирование налично-денежного оборота в рф.
- Страхование №41. Личное страхование, его цели, задачи и виды.
- Особенности личного страхования:
- Виды по условиям лицензирования:
- Классификация форм страхования жизни.
- Основные принципы страхования жизни.
- Понятие аннуитета и его виды
- Виды аннуитетов:
- Обязательное страхование от несчастных случаев осуществляется в 3-х формах:
- №42. Организация страховой деятельности в рф: участники страховых отношений и субъекты страхового дела; правовые формы страховых организаций.
- №43. Страхование гражданской ответственности: значение, формы и основные виды.
- Особенности страхования ответственности:
- Основные виды:
- Фк №44. Имущественное страхование: содержание, классификация. Формы и системы страхового возмещения.
- №45. Государственное регулирование финансовой устойчивости страховых организаций.
- Социальное страхование №46. Социальное страхование: значение, принципы организации и финансовый механизм.
- Виды страх. Обеспечения по обязательному сс:
- №47. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
- Фк. №48. Обязательное пенсионное страхование в рф: содержание и виды обеспечения.
- Фк. №49. Организация и финансирование обязательного медицинского страхования в рф.
- Фк. №50. Системы социальных пособий, финансируемых Фондом социального страхования.
- Деньги. Кредит. Банки. Фк. №51. Деньги. Определение категории. Содержание денег (функции) и форма (эволюция от примитивных к современным).
- 4.Деньги как средство платежа.
- Фк. №53. Равновесие на рынке кредита и факторы, влияющие на величину процентной ставки: эффект ликвидности, дохода, инфляционные и вытеснения.
- Фк. №54. Деньги центрального банка и деньги коммерческих банков. Природа денежного мультипликатора.
- Фк. №55. Иерархия целей денежно-кредитной политики.
- Мвс фк. №56. Современная российская валютная система.
- Фк. №57. Особенности валютного рынка. Основные валютные операции.
- Фк. №58. Валютный курс, факторы его формирования и методы регулирования.
- Фк. №59. Конвертируемость валют: условия и режимы конвертируемости.
- Фк. №60. Платёжный баланс и его структура. Методы определения сальдо и регулирования платёжного баланса.
- 2) Баланс движения капитала.
- Тцб фк. №61. Международные и российские рейтинговые компании. Изменения суверенных рейтингов сша и Европы после финансового кризиса. Российские кредитные рейтинги.
- Фк. №62. Слияния и поглощения на мировом биржевом рынке и в России.
- Фк. №63. Фондовые индексы. Мировой опыт и российская действительность.
- Фк. №64. Технический и фундаментальный анализ на рынке ценных бумаг: особенности и различия.
- 1) Движения рынка учитывает все.
- 2) Цены двигаются направленно.
- 3) История повторяется.
- Фк. №65. Фондовый рынок и проблемы национальной безопасности России.
- Рцб фк. №66. Ожидаемая доходность и риск портфеля ценных бумаг.
- Фк. №67. Выбор рискованного портфеля ценных бумаг.
- Фк. №68. Модели оценки доходности активов.
- 2) Модель оценки стоимости обыкновенных акций.
- 3) Модель оценки стоимости привилегированных акций.
- 4) Модель оценки расчетной текущей стоимости облигаций.
- Фк. №69. Стратегии управления портфелем ценных бумаг.
- Фк. №70. Оценка эффективности управления портфелем ценных бумаг.