Фк №7. Бюджетный процесс и полномочия его основных участников
Бюджетный процесс — регламентируемая зак-вом РФ деятельность органов гос власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Участниками бюджетного процесса РФ согласно п. 1 ст. 152 БК РФ являются:
1) Президент Российской Федерации: своим выступлением с бюджетным посланием открывает БП (не позднее марта), подписыват все НПА и з-н о бюджете, имеет право вето на любой закон;
2) высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
3) законодательные (представительные) органы гос власти и представительные органы местного самоуправления: рассматр и утвержд бюджеты и отчеты об их исполнении, осущ-ют последующий контроль за исполнением бюджетов (Гос Дума, Совет Федерации) 1 чтение – 20 дней (основные характеристики); 2 чтение – 25 дней (по разделам, подразделам, целевым статьям), 3 чтение – 10 дней (ведомственная структура расходов и проект в целом). СФ рассматривает в течение 14 дней. Президент подписывает в течение 5 дней;
4) исполнительные органы гос власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований): обеспечивают составление проекта бюджета и среднесрочного фин плана, вносят его на утверждение законодат-х органов, обеспечивают управление гос (муниц) долгом, обеспечивают исполнение бюджета и составление бюджт отчетности (на Фед у-не – это Правительство, непосредственно МФ, Федеральное казначейство - кассовое обслуживание исполнения бюджетов);
5) Центральный банк РФ: совместно с Прав-вом разрабатывает и представляет на рассмотрение Гос Думы основные направления ДКП, обслуживает счета бюджетов, осущ-ет функции генерального агента по гос цб РФ.
6) органы государственного (муниципального) финансового контроля: (внешний контроль – Счетная Палата: аудит эффективности исп-ия бюдж ср-в, экспертиза законов о бюджете, гос программ, аналих и мониторинг БП; внутренний контроль – РосФинНадзор);
7) органы управления государственными внебюджетными фондами;
8) главные распорядители бюджетных средств: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер исп-ия бюдж ср-в, формирует перечень подведомственных распорядителей, ведет реестр расходных обяз-в, составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюдж ассигнования (разл. мин-ва и ведомства);
9) главные администраторы доходов бюджета: формирует перечень подведомственных администраторов, представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного фин плана и проекта бюджета, формирует и представляет бюдж отчетность (на Фед у-не – ФНС, таможня);
10) главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета (формир перечни подведомственных адм-ов, осущ-ет планирование поступлений и выплат по источникам финансирования дефицита бюджета, обеспечивает адресность и целевой хар-р исп-ия выделенных в его распоряжение ассигнований (МФ);
11) получатели бюджетных средств: составляет и исполняет бюджетную смету, принимает и исполняет бюджетные обяз-ва, обеспечивает целевой хар-р исп-ия предусмотренных ему бюдж ассигнований, формирует бюдж отчетность и представляет ее гл распорядителю.
*Особенности бюджетных полномочий участников бюджетного процесса на фед ур-не устанавливаются БК РФ и НПА Президента и Правительства, для субъектов – БК + законы и ПА субъектов, для органов местно самоуправ – БК + муницип ПА. БК регулирует БП только на федеральном уровне. Бюджет принимается законами на фед у-не и у-не субъектов, на муниципальном у-не – решением.
Проект фед бюджета составляется в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ и прогноза соц-эк развития. Проект фед бюджета и бюджетов ГВФ составляются и утв-ся сроком на 3 года (проект бюджета субъекта только на 3 (с 2014 г.), местный у-нь – на 3 года или на 1+среднесрочный фин план.
Правительство РФ вносит на рассмотрение Гос. Думы проект фед. бюджета на очередной финансовый год не позднее 1 октября (на у-не субъектов – до 01 ноября, на местном – до 15 ноября). Вместе с проектом бюджета предоставляются основные направления бюджетной и налоговой политики, прогноз соц-эк развития, прогноз основных хар-ик консолидированного бюджета, верхний предел гос долга, паспорта гос программ.
Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях в течение 60 дней:
В 1 чтении принимаются основные характеристики фед. бюджета: прогнозируемый объём доходов в очередной год и плановый период, с выделением объёма нефтегазовых доходов, общий объём расходов, верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга, нормативная величина резервного фонда, дефицит или профицит федерального бюджета.
В процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального бюджета Госдума может:
1) предоставить законопроект в согласительную комиссию (состав: совет федерации, правительство, Госдума);
2) вернуть в правительство на доработку;
3) поставить вопрос о доверии правительству.
Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам: приложение к ФЗ, устанавливающие перечень главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, бюджетные ассигнования по разделам, программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов, программа государственно внутренних и внешних заимствований, программа гос гарантий.
В третьем чтении — утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета.
После принятия федерального бюджета Госдумой, закон в течение 5 дней передается на рассмотрение в Совет Федерации, который рассматривает его, отклоняет или утверждает, в течение 14 дней. Одобренный Советом Федерации, закон передается в течение 5 дней Президенту РФ для подписания и обнародования в СМИ.
К: ФК ОБЩИЕК: СПЕЦИАЛИТЕТ ФМ
- Финансы фк №1. Финансы как экономическая категория. Система финансов.
- Фк №2. Финансы в воспроизводственном процессе.
- Фк №3. Субъекты (органы) управления государственными финансами.
- Фк №4. Финансовый контроль, его виды.
- 7. Государственный таможенный комитет рф.
- 8. Министерства, ведомства, отделы и управления территориальных органов исполнительной власти.
- Фк №5. Финансы домашних хозяйств. Программа повышения финансовой грамотности населения.
- Бюджет фк №6. Бюджетная система рф, ее принципы.
- Фк №7. Бюджетный процесс и полномочия его основных участников
- Фк №8. Реформирование бюджетного процесса: направления и инструменты
- Фк №9.Регулирование дефицита бюджета и государственного (муниципального) долга.
- Фк №10. Основные направления бюджетной политики на среднесрочную перспективу. (бп)
- 2. Оптимизация структуры расходов федерального бюджета:
- 3. Развитие программно-целевых методов управления:
- 4. Принятие решений, обеспечивающих долгосрочную сбалансированность и прозрачность пенсионной системы.
- 7. Развитие налоговой системы и повышение ее конкурентоспособности:
- 9. Повышение прозрачности бюджетов и бюджетного процесса.
- Налоги фк №11. Экономическое содержание, функции, основные элементы и классификация налогов. Их роль в формировании доходов бюджетной системы рф.
- Фк №12. Налоговая политика государства. Основные направления налоговой политики рф на среднесрочную перспективу.
- Фк №13.Налоговая система рф: структура, основные элементы и направления развития.
- Фк №14.Состав и общая характеристика налогов, взимаемых с организаций в рф.
- Фк №15.Состав и общая характеристика налогов, взимаемых с физических лиц в рф нк.
- Финансы предприятий фк. №16. Развитие принципов и инструментария управления финансами организаций (предприятий).
- Фк №17. Доходы организаций (предприятий), формирование и использование выручки от продаж.
- Фк. №18. Расходы организации: нормативное регулирование и планирование
- Фк №19. Планирование прибыли. Расчет точки безубыточности
- 1. Метод прямого счета
- 2. Аналитический метод
- Фк. №20. Планирование потребности в оборотном капитале. Финансовый цикл организации.
- Финансовый менеджмент фк №21. Основные теоретические концепции финансового менеджмента
- Фк №22. Капитал акционерного общества. Состав, классификация, порядок формирования и использования
- 1. Метод оптимизации структуры капитала по критерию политики финансирования активов.
- 2. Метод оптимизации структуры капитала по критерию его стоимости.
- 3. Метод оптимизации структуры капитала по критерию эффекта финансового левериджа.
- Фк №23. Производственный и финансовый рычаг. Европейская и американская концепция
- Фк №24. Современные теории дивидендов. Виды дивидендной политики и порядок выплаты дивидендов в рф
- 2. Теория «синицы в руках»: Гордон и Линтнер.
- Фк №25. Модель средней взвешенной стоимости капитала и области ее применения
- Инвестиции фк. №26. Инвестиции: понятие и классификация, общая характеристика инвестиционной среды в рф.
- 1. По объектам вложения средств выделяют реальные и финансовые инвестиции.
- 2. Для определения роли инв в экономике используют понятия – валовые и чистые инвестиции
- 9. По степени надежности инвестиции классифицируют на относительно надежные и рисковые.
- 1. Прямые экспертные оценки
- 2. Количественные показатели
- Фк. №27. Финансирование реальных инвестиций: источники, формы и способы. Амортизационная политика в современных условиях.
- Фк. №28. Способы определения ставки дисконтирования при оценке инвестиционных проектов.
- Фк. №29. Понятие финансового инструмента. Классификация финансовых инструментов, оценка их стоимости и доходности.
- I. Стоимость купонной облигации:
- 4. Ст-ть дисконта облигации по схеме простого и сложного процента:
- II.Оценка стоимости акций:
- Фк. №30. Портфель финансовых инвестиций. Методы снижения риска инвестиционного портфеля.
- Банковское дело фк. №31. Цб рф: организационное устройство, цели деятельности, функции и операции.
- Фк. №32. Общая характеристика 2-го уровня банковской системы. Кластеризация банковского сектора.
- Фк. №33. Порядок государственной регистрации банков и лицензирование банковской деятельности.
- Фк. №34. Система страхования вкладов физических лиц в коммерческих банках Российской Федерации. Функции Агентства по страхованию вкладов.
- Фк. №35. Особенности кредитования расчетного (текущего) счета клиента (овердрафт).
- Фк. 31 (кафедральный вариант). Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г.: цели, задачи, ожидаемые результаты развития.
- 33. Функции и источники собственного капитала банка. Требования цб рф к размеру собственного капитала банка и его достаточности (кафедральный вариант).
- 34. Кредиты Центрального Банка (кредиты рефинансирования): назначение и виды (кафедральный вариант).
- 35. Кредитование в форме открытие клиенту кредитной линии: экономическое содержание, виды кредитных линий (кафедральный вариант).
- Платежные системы фк. №36. Национальная платежная система рф: понятие, характеристика субъектов, требования, предъявляемые к ним (согласно 161-фз).
- Фк. №37. Платежная система Банка России: структура, регулирование, порядок перевода денежных средств через системы с использованием бумажной и электронной технологий (вэр, мэр, бэсп).
- Фк. №38. Организация прямых корреспондентских отношений банков. Внутрибанковская система расчетов в многофилиальном банке. Понятия даты перечисления платежа и даты валютирования.
- Фк. №39. Формы безналичных расчетов в рф, применяемые для перевода денежных средств (краткая характеристика). Понятия безотзывности, безусловности и окончательности перевода денежных средств.
- Фк. №40. Порядок ведения кассовых операций в рф. Лимит остатка кассы предприятия: сущность, порядок расчета. Кассовая заявка. Прогнозирование налично-денежного оборота в рф.
- Страхование №41. Личное страхование, его цели, задачи и виды.
- Особенности личного страхования:
- Виды по условиям лицензирования:
- Классификация форм страхования жизни.
- Основные принципы страхования жизни.
- Понятие аннуитета и его виды
- Виды аннуитетов:
- Обязательное страхование от несчастных случаев осуществляется в 3-х формах:
- №42. Организация страховой деятельности в рф: участники страховых отношений и субъекты страхового дела; правовые формы страховых организаций.
- №43. Страхование гражданской ответственности: значение, формы и основные виды.
- Особенности страхования ответственности:
- Основные виды:
- Фк №44. Имущественное страхование: содержание, классификация. Формы и системы страхового возмещения.
- №45. Государственное регулирование финансовой устойчивости страховых организаций.
- Социальное страхование №46. Социальное страхование: значение, принципы организации и финансовый механизм.
- Виды страх. Обеспечения по обязательному сс:
- №47. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
- Фк. №48. Обязательное пенсионное страхование в рф: содержание и виды обеспечения.
- Фк. №49. Организация и финансирование обязательного медицинского страхования в рф.
- Фк. №50. Системы социальных пособий, финансируемых Фондом социального страхования.
- Деньги. Кредит. Банки. Фк. №51. Деньги. Определение категории. Содержание денег (функции) и форма (эволюция от примитивных к современным).
- 4.Деньги как средство платежа.
- Фк. №53. Равновесие на рынке кредита и факторы, влияющие на величину процентной ставки: эффект ликвидности, дохода, инфляционные и вытеснения.
- Фк. №54. Деньги центрального банка и деньги коммерческих банков. Природа денежного мультипликатора.
- Фк. №55. Иерархия целей денежно-кредитной политики.
- Мвс фк. №56. Современная российская валютная система.
- Фк. №57. Особенности валютного рынка. Основные валютные операции.
- Фк. №58. Валютный курс, факторы его формирования и методы регулирования.
- Фк. №59. Конвертируемость валют: условия и режимы конвертируемости.
- Фк. №60. Платёжный баланс и его структура. Методы определения сальдо и регулирования платёжного баланса.
- 2) Баланс движения капитала.
- Тцб фк. №61. Международные и российские рейтинговые компании. Изменения суверенных рейтингов сша и Европы после финансового кризиса. Российские кредитные рейтинги.
- Фк. №62. Слияния и поглощения на мировом биржевом рынке и в России.
- Фк. №63. Фондовые индексы. Мировой опыт и российская действительность.
- Фк. №64. Технический и фундаментальный анализ на рынке ценных бумаг: особенности и различия.
- 1) Движения рынка учитывает все.
- 2) Цены двигаются направленно.
- 3) История повторяется.
- Фк. №65. Фондовый рынок и проблемы национальной безопасности России.
- Рцб фк. №66. Ожидаемая доходность и риск портфеля ценных бумаг.
- Фк. №67. Выбор рискованного портфеля ценных бумаг.
- Фк. №68. Модели оценки доходности активов.
- 2) Модель оценки стоимости обыкновенных акций.
- 3) Модель оценки стоимости привилегированных акций.
- 4) Модель оценки расчетной текущей стоимости облигаций.
- Фк. №69. Стратегии управления портфелем ценных бумаг.
- Фк. №70. Оценка эффективности управления портфелем ценных бумаг.