logo
ГАК общая часть

Фк №13.Налоговая система рф: структура, основные элементы и направления развития.

Налоговая система – совокупность установленных в государстве условий налогообложения (н/о).

Налоговая система РФ – это совокупность налогов и сборов (НиС), взимаемых на территории РФ, а также принципов, порядка, форм и методов их установления, изменения, взимания, отмены и контроля.

Правовая основа регулирования налоговых отношений в РФ:

- Конституция РФ, НК РФ, ФЗ о налогах и сборах, законодательство субъектов РФ о НиС, нормативные правовые акты органов муниципальных образований о местных НиС.

- Подзаконные акты: нормативные правовые акты о налогах и сборах Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять функции по выработке гос. политики и нормативно-правовому регулированию в сфере НиС и сфере таможенного дела, органов исп власти субъектов РФ, исполнит органов местного самоуправления.

Принципы построения:

- всеобщности (каждое лицо должно уплачивать законно устан. НиС)

- равного нал бремени (при установлении налогов учитывается фактическая способность н/п к уплате налога)

- юридического равенства н/п (НиС не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных и иных критериев)

- экономической обоснованности н/о (НиС должны иметь эконом обоснование и не м.б. произвольными)

- соразмерности н/о конституционно значимым целям ограничения прав и свобод (недопустимы НиС, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав)

- единства нал политики (не допускается устанавливать НиС, нарушающие единое экономическое пространство РФ)

- законности (ни на кого не м.б. возложена обязанность уплачивать НиС, не предусмотренные нал зак-вом)

- определенности (при установлении налогов д.б. определены все его элементы)

- ясности и доступности понимания нал зак-ва (акты зак-ва д.б. сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен уплатить).

- презумпции правоты собственника при толковании нал зак-ва (все неустранимые противоречия и неясности актов зак-ва трактуются в пользу н/п)

Структура

В РФ налоговая система трехуровневая:

- федеральные – установлены НК и обязательны к уплате на всей территории РФ (НДС, акцизы, НДФЛ, налог на прибыль организации, НДПИ, водный налог, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, гос. пошлина);

- региональные – установлены НК и з-нами соответствующих субъектов, обязательны к уплате на территории данных субъектов (налог на имущество организации, транспортный налог, налог на игорный бизнес);

- местные - установлены НК и норматив правовыми актами о НиС представительных органов МО, обязательны к уплате на территории данных МО (земельный налог, на имущество физ.лиц).

Специальные налоговые режимы (могут предусматривать особый порядок определения элементов н/о, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных НиС:

- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый с/х налог);

- упрощенная система н/о;

- система н/о в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

- система н/о при выполнении соглашений о разделе продукции;

- патентная система н/о

Участники нал правоотношений:

- хозяйствующие субъекты (н/п и нал агенты – лица, на к-х возложена обязанность по исчислению, удержанию у н/п и перечислению налогов в бюджет);

- государственные органы (налоговые и таможенные органы). Налоговые органы представляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов и иных обязательных платежей.

Дальнейшие мероприятия по формированию налоговой системы, содействующей достижению высоких показателей роста российской экономики, предусматривают следующие приоритеты:

1. Создание условий, позволяющих России конкурировать на рынке ка­питалов и других инвестиционных ресурсов. Успешность развития страны, в числе прочего, зависит от способности привлечь в эконо­мику капитал, для чего необходимо обеспечить достаточный уро­вень доходности на вложенные инвестиции, сопоставимый с уров­нем доходности в других странах. Отдача на капитал формируется с учетом совокупного уровня налоговой нагрузки. Благоприятный налоговый режим способствует повышению рентабельности вло­женного капитала, повышая тем самым относительную инвестици­онную привлекательность и конкурентоспособность российской экономики.

2. Выравнивание налоговой нагрузки между отраслями экономики. В настоящее время нагрузка на несырьевые сектора экономики пре­вышает нагрузку на сырьевой сектор, что не способствует разви­тию обрабатывающих отраслей и сферы услуг, не стимулирует приток инвестиций в эти отрасли. Необходимо обеспечить сниже­ние налогового бремени в отношении этих секторов (за исключе­нием производства подакцизных товаров) при некотором повы­шении нагрузки на сырьевой сектор.

3. Выравнивание налоговой нагрузки между отдельными хозяйствую­щими субъектами, занимающимися одной и той же экономической деятельностью. Различия в уровне налогообложения таких хо­зяйствующих субъектов возникают вследствие предоставления экономически неоправданных преимуществ (налоговых льгот), что создает неравные конкурентные условия для отдельных нало­гоплательщиков. Кроме того, необходимо исключить возможность манипулирования положениями налогового законодательства для уклонения от уплаты налогов.

К: ФК ОБЩИЕК: СПЕЦИАЛИТЕТ ФМ