logo
ГАК общая часть

Финансовый менеджмент фк №21. Основные теоретические концепции финансового менеджмента

1) Концепция временной ценности денег (The Time Value of Money Concept –Фишер 1930г.) Денежная единица, имеющаяся сегодня, и денежная единица, ожидающаяся к получению через какое-то время, неравноценны, а именно "рубль завтра" по своей ценности всегда меньше "рубля сегодня". 3 основные причины: инфляция, риск неполучения ожидаемой суммы и оборачиваемость:

а) В силу инфляции происходит обесценение денег, т.е. денежная единица, получаемая позднее, имеет меньшую покупательную способность.

б) Всегда существует ненулевая вероятность, что по каким-либо причинам ожидае-мая к получению сумма не будет получена.

в) По сравнению с денежной суммой, которая, возможно, будет получена в буду-щем, та же самая сумма, имеющаяся в наличии в данный момент времени, может быть немедленно пущена в оборот и поэтому принесет дополнительный доход (например, по-местить в депозит).

=>для обеспечения сопоставимости денежных сумм, поступающих в разные мо-менты времени, необходимо привести эти суммы к одному моменту времени:

2) Концепция денежного потока (Cash Feow Concept - Дж.Уильямс 1938 г.) Суть - представление предприятия как совокупности чередующихся притоков и оттоков денежных средств. С любой финансовой операцией может быть асссоциирован некоторый де-нежный поток, то есть множество распределенных выплат и поступлений, понимаемых в широком смысле. В качестве элемента денежного потока могут выступать денежные поступления, доход, расход, прибыль, платеж и пр. В подавляющем большинстве речь идет об ожидаемых будущих денежных потоках.

=> Стоимость экономического объекта, порождающего некоторый денежный поток, эквивалентна стоимости этого денежного потока.

3) Концепция стоимости капитала (Cost of Capital Concept - Дж.Уильямс 1938 г.) Ка-питал, привлекаемый компанией для финансирования ее деятельности, не является бес-платным. Плата зависит от формы привлекаемого капитала и надежности его реципиента. Плата за:

3) Концепция взаимосвязи между риском и доходностью (Risk and Return Concept- Ф.Найт 1921 г.) состоит в том, что получение любого дохода в бизнесе чаще всего сопряжено с риском, причем связь между этими взаимосвязанными характеристиками прямо пропорциональная: чем выше обещаемая, требуемая или ожидаемая доходность (то есть отдача на вложенный капитал), тем выше и степень риска, связанного с возможным неполучением этой доходности. Однако верно и обратное. Суть концепции можно выразить следующим тезисом: ключевым критерием при планировании подавляющего большинства потенциально обещающих доход финансовых операций является критерий субъективной оптимизации соотношения доходность (доход)/риск.

Рассмотренные концепции способствовали появлению неоклассической теории, в основе которой лежит концепция о совершенном рынке капитала - модельном рынке, постулаты которого:

На этой основе появилась портфельная теория Марковица 1952г. Оптимальный портфель ценных бумаг не тот, что обеспечивает максимальную доходность, а тот, который обеспечивает минимально возможный риск при заданном уровне доходности. Возможность снижать риски путем формирования диверсифицированного инвестиционного портфеля. В итоге портфель сформирован с меньшим риском, чем отдельно взятые финансовые инструменты.

Из данной модели была выведена Модель оценки финансовых активов Шарпа CAPM (Capital Asset Pricing Model) Основная идея в оценке доходности рискового финансового инструмента через доходность безрисковых финансовых инструментов и надбавку за риск неопределенности денежного потока оцениваемого инструмента. Безрисковые фин. инструменты – облигации, обладающие определенным денежным потоком (долгосрочные гос. цен. бумаги)

ke = krf+β(km-krf)

где ke- ожидаемая доходность ценной бумаги, целесообразность операции с которой анализируется;

krf - безрисковая доходность, под которой обычно понимают доходность долго-срочных государственных ценных бумаг;

km -средняя рыночная доходность (например, берут фонд. индексы РТС-ММВБ)

β –показатель рисковости ценных бумаг фирмы

В среднем для рынка β = 1

для ценной бумаги, более рисковой по сравнению с рынком, β > 1;

для ценной бумаги, менее рисковой по сравнению с рынком, β < 1

(km - krf)- рыночная премия за риск вложения средств не в безрисковые, а в рыночные активы (в акции, а не облигации);

Гипотеза информационной эффективности рынка капитала Ю.Фамы. Информационная эффективность рынка капитала – способность рынка реагировать на различные группы информации путем изменения цен на финансовые активы. Группы информации - сведения об эмитенте ценных бумаг, поведение ценной бумаги на рынке, а именно:

Формы информационной эффективности:

1. слабая – в текущих ценах фин. инструментов отражается только инф-я о прошлой динамике их котировок

2. средняя (умеренная)- текущие рыночные цены на фин. инструменты отражают всю общедоступную информацию

3. сильная - в ценах на фин. инструменты отражается не только инф-я о прошлой их динамике и об эффективности деятельности компании(общедоступная), но и внутренняя инсайдерская инф-я. (инсайдеры могут получить сверхдоходы в ущерб другим держателям этих ценных бумаг=>принимается препятствующее этому законодательство: 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком» (ответственность: штрафы, лишение свободы)

Теорема Миллера-Модильяни. Рыночная стоимость компании не зависит от структуры ее капитала и определяется нормой капитализации ожидаемого дохода в компаниях ее класса (эквивалентные компании -один рейтинг, одна ценовая ниша)

Теория иррелевантности дивидендов Миллера-Модильяни – выбор дивидендной политики не влияет на стоимость компании.

Модель Блэка-Шоулза (теория ценообразования опционов) предназначена для определения действительной стоимости опциона на основе цены базисной бумаги, ее волатильности, времени до истечения срока опциона и текущего уровня процентных ставок.

Теория агентских отношений. Агентские отношения возникают при передаче принципалом своих функций по принятию финансовых и инвестиционных решений агенту. Агент. отношения между:

Агентские конфликты – причины: информационная ассиметрия, различное отношение сторон к риску, слабый внутренний и внешний контроль за состоянием управления в компании.

Факторы снижения конфликтов: конвергенция (сближение) интересов, «эффект окопанности менеджеров» (доля менеджера в акционерном капитале 0-5% - стоимость компании растет, до 25%- снижается, выше 25% - снова растет, т.к.действует эффект конвергенции. Падение стоимости происходит с усилением «эффекта окопанности» (5-25%).

К: ФК ОБЩИЕК: СПЕЦИАЛИТЕТ ФМ