logo
ГАК общая часть

Фк. №33. Порядок государственной регистрации банков и лицензирование банковской деятельности.

Все создаваемые в Российской Федерации кредитные организации как юридические лица подлежат обязательной государственной регистрации. Государственная регистрация банков осуществляется в таком же порядке, как и всех прочих юридических лиц, органами Федеральной налоговой службы (ФНС). Для того чтобы иметь право заниматься банковской деятельностью, банк должен получить лицензию на осуществление банковских операций.

Цель лицензирования — не допустить на рынок финансово неустойчивые, подверженные высоким рискам организации с сомнительной репутацией учредителей. В ходе регистрации и лицензирования подтверждается:

В Российской Федерации требования к учредителям кредитной организации и ее руководящим работникам установлены Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

Учредителями кредитной организации может выступать широкий круг физических и юридических лиц, за исключением лиц, имеющих задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом независимо от имеющейся отсрочки по ее уплате. Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации (т. е. полностью или частично изымать свою долю из уставного капитала). С целью обеспечения надлежащего уровня управления кредитной организацией и снижения на этой основе рисков ее деятельности закон устанавливает квалификационные требования к кандидатам на должности руководителей исполнительных органов и главных бухгалтеров создаваемых кредитных организаций. Кандидаты на эти должности должны иметь высшее юридическое или экономическое образование и опыт руководства подразделением кредитной организации. У них не должно быть судимости за совершение преступлений против собственности, хозяйственных и должностных преступлений, а также административных правонарушений в области торговли и финансов в течение года; они должны иметь хорошую деловую репутацию.

В Российской Федерации решение о регистрации кредитных организаций принимает Банк России, он же выдает лицензии на осуществление банковских операций.

Порядок создания банка: I этап. Подготовительный; II этап. Регистрация КБ; Выдача лицензии.

Документы:

1. Заявление на имя председателя банка РФ с ходатайством о рег и выдаче банковской лицензии.

2. Устав банка. В уставе банка должно содержаться полное и сокращенное наименование, указан УК и его доли или количество акций (объявленный УК). Должен быть указан круг операций, который банк планирует выполнять, указать органы управления, местонахождение.

3. Учредит договор-величина взноса в УК каждого участник банка, завер подписью и печатью.

4. Бизнес-план кредитной организации, утвержденный собранием учредителей.

5. Протокол общего собрания учредителей, который должен содержать решения по следующим вопросам:о создании банка; о наименовании; об утверждении устава; бизнес-плана; кандидатур на руководящие должности; об избрании членов наблюдательного совета; об утверждении денежной оценки имущества, которое будет вноситься в УК

6. Данные об учредителях кредитной организации. Заверенные нотариально копии их уставов, свидетельство о государственной регистрации, их балансы и отчет о прибылях и убытках запоследние 3 года. Должны быть представлены справки из налоговых органов об отсутствии задолженности по налогам.

7. Документы, подтверждающие источники происхождения денежных средств в учреждении банка (налоговые декларации по доходам)

8. анкеты кандидатов на должности руководителей банка

9. заверенные нотариально копии документов, подтверждающие право собственности или право аренды на здание, которое вносится в УК банка Кандидаты: должны иметь высшее юридическое и/или экономическое образование; опыт руководящей работы в банке не менее 2х лет; не должно быть судимости; в течение последних 2х лет не должно быть расторжения трудового договора по инициативе администрации; в течение последних 2х лет тем кредитным организациям, в которых работали будущие руководители создаваемого банка БРФ не применялись требования о замене руководителя банка

10. Документы необходимые для подготовки заключения о технической оснащенности банковского здания:

11. Полный список учредителей организации на бумажном носителе

Этот пакет документов предоставляется в территориальное учреждение БР, которое должно проверить правильность заполнения документов и дать заключение. В заключении особое внимание уделяется оценке бизнес-плана, оценке будущих кандидатур и оценке технической оснащенностибанковских зданий. Этот пакет отсылается в банк РФ для государственной регистрации. Территориальным учреждениям дается 3 мес. На проверки документов. Их должны тщательно проверить в течении не более 6 мес. Со сдачи документов в ЦБ.

Решение о государственной регистрации принимает банк РФ, которые затем высылает в территориальную службу необходимые документы для государственной регистрации банка. Налоговая служба присваивает государственный регистрационный номер создаваемому банку, выписывает свидетельство о гос рег и все это предоставляет территориальному учреждению БРФ, которое у себя ведет запись, вручает свидетельство будущему руководителю банка и одновременно вручает ему извещение об открытии ему в расчетно-кассовом центре корреспондентского счета, на котором в течение 1 мес. С момента гос рег должны быть внесены денежные средства в оплату УК и одновременно территориальное учреждение информирует БРФ в 3х дневный срок, о том что будущему банку выдано свидетельство о государственной регистрации.

III этап. Учредители банка и участники должны в течении 30 дней внести деньги на корр счет банка в оплату УК. Руководство должно представить в террит отд ЦБ отчет о полной оплате УК и озаконности его оплаты. В этом отчете:копии платежных поручений; представленный акт приема-передачи им-ва в не денежной форме (банковские здания) на балансе банка; заверенное нотариусом право собственности банка на это здание; заключение независимого оценщика о денежной стоимости банковского здания; финансовые документы, которые подтверждают устойчивое финансовое положение учреждаемого банка на момент внесения денег в УК. Эти документы должны быть представлены в территориальное учреждение БРФ после оплаты УК в течение 1 мес.

Лицензия является основанием для банковской деятельности кредитной организации, зарегистрированной в качестве юридического лица. В лицензии указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Лицензия выдается без ограничения сроков ее действия. Для получения лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна располагать уставным капиталом в размере, установленном Банком России, оборудованием, необходимым для осуществления банковских операций, а также выполнять квалификационные требования, предъявляемые к специалистам в соответствии с нормативными актами Банка России.

В настоящее время в Российской Федерации вновь созданному банку могут быть выданы три вида лицензий на осуществление банковских операций:

• лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц);

• лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклад денежных средств физических лиц). При наличии данной лицензии банк вправе устанавливать корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных банков;

• лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Данная лицензия может быть выдана банку одновременно с лицензией второго вида.

С целью расширения своей деятельности банк может получить дополнительные лицензии. Для их получения он должен быть в течение последних 6 месяцев финансово устойчивым; выполнять установленные Банком России требования к размеру капитала; выполнять обязательные резервные требования Банка России. Кроме того, не иметь задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации, местным бюджетом и государственными внебюджетными фондами; иметь соответствующую организационную структуру, включающую службу внутреннего контроля; выполнять квалификационные требования Банка России к сотрудникам банка; соблюдать технические требования, включая требования к оборудованию, необходимому для осуществления банковских операций.

Действующему банку для расширения деятельности могут быть выданы следующие виды лицензий на осуществление банковских операций:

Реорганизация кредитной организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

При реорганизации кредитных организаций с созданием новой кредитной организации (кредитных организаций) Банк России рассматривает вопрос о выдаче ей (им) новых лицензий на осуществление банковских операций. При этом Банком России принимаются во внимание лицензии, на основании которых действовали реорганизованные кредитные организации.

К: ФК ОБЩИЕК: СПЕЦИАЛИТЕТ ФМ