62. Расчёты пластиковыми картами.
Расчёты с использованием наличных денег очень дорого обходятся государственным и коммерческим финансовым структурам по следующим причинам:
необходимость выпуска в обращение новых купюр;
обмен старых купюр;
содержание большого количества персонала;
неудобство и потери времени рядовых клиентов.
Создание эффективной автоматизированной системы безналичных расчётов – один из перспективных способов разрешения проблемы наличного оборота.
С середины 20 века начинают появляться автоматизированные системы расчётов с помощью специальных банковских карточек.
Банковская карта – карта, обеспечивающая её держателю возможность неоднократного проведения операций по банковскому счёту, в том числе произведение безналичных расчётов и получение соответствующих денежных сумм со счёта. Виды операций, которые держатель банковской карты вправе осуществлять по банковскому счёту, устанавливаются законом или договором между держателем и эмитентом банковской карты.
Владелец пластиковой карты получает возможность:
круглосуточного доступа ко всей сумме средств на своём счёте;
расплачиваться за товары и услуги, получать наличные в любой стране мира;
бронировать места в отелях, брать на прокат автомобили;
иметь «семейный счёт», оформив одну или несколько дополнительных карт для членов семьи, ближайших родственников;
не декларировать средства, находящиеся на счёте, при выезде за рубеж;
в случае утраты/кражи карты заблокировать её в любое время суток;
оперативно получать информацию о совершенных операциях.
Классификация карт с финансовой точки зрения:
Кредитные карты, которые используются для оплаты различных видов товаров и услуг за счёт кредита, предоставленного клиенту банком или специализированной сервисной компанией. К потенциальным владельцам предъявляются достаточно жёсткие требования в отношении их кредитоспособности.
Дебетовые карты (карточка наличных денег, карточка активов), которые используются для оплаты товаров и услуг, получения наличных денег в банковских автоматах путём прямого списания со счёта плательщика денег из суммы, закодированной на карте. В отличие от кредитных карт они не позволяют оплачивать покупки при отсутствии денег на счёте. Дебетовая карта наиболее распространена в России.
Выделяют также:
Индивидуальные карты. Позволяют её держателю распоряжаться денежными средствами, учитываемыми на картсчёте физического лица.
Корпоративные карты. Позволяют её держателю, уполномоченному сотруднику юридического лица, распоряжаться денежными средствами, находящимися на картсчёте юридического лица.
С технологической точки зрения:
Карточки с магнитной полосой. Информация на магнитных полосках носит статический характер: однажды записанная, она не меняется со временем. Поэтому при каждом расчёте приходится связываться с центром авторизации, который производит операцию идентификации карточки, чтобы подтвердить наличие средств на счету клиента и разрешить операцию оплаты на ту или иную сумму. (авторизация – проверка возможности совершения операции с помощью пластиковой карты – не числится ли карточка в списке украденных или аннулированных, достаточно ли денег на счёте, не превышен ли кредитный лимит);
Карточки со встроенной микросхемой, смарт-карты. Проведение любой операции с использованием смарт-карты требует от владельца набора личного пароля, который записан на самой карте, а значит, не требуется процедура доступа к центрам авторизации. Информационные возможности смарт-карт шире, чем карт с магнитной полосой. Они обладают возможностью оперативного обновления данных в памяти микропроцессора, а также гораздо более надёжнее, поэтому имеют относительно высокую стоимость.
По эмитентам:
Банковские (универсальные) карточки, выпускаемые банками и финансовыми компаниями;
Частные карты, выпускаемые коммерческими компаниями для расчётов в торговой и сервисной сети данной компании.
В системах банковских карточек выделяют:
Банк-эмитент, который выпустил и выдал пластиковую карту, обслуживает владельцев карточек, открывает им специальные счета;
Банк-эквайр, который предоставляет комплекс услуг торговым предприятиям и сервисным фирмам, принимающим карточки в оплату товаров и услуг.
14 бюджетная система и бюджетное устройство Бюджетная система - это совокупность всех бюд-
жетов, действующих на территории страны.
Бюджетное устройство определяется государ-
ственным устройством. В унитарных государствах
бюджетная система включает два звена:
1) государственный бюджет;
2) многочисленные местные бюджеты.
В федеративных государствах бюджетная сис-
тема состоит из трех звеньев:
1) государственный бюджет, или федеральный бюд-
жет, или бюджет центрального правительства;
2) бюджеты членов федерации (штатов - в США, зе-
мель (ландов) - в ФРГ, провинций - в Канаде,
субъектов Федерации - в России;
3) местные бюджеты.В унитарных государствах местные бюджеты своимидоходами и расходами не входят в государственный бюджет, а в федеративных государствах - не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых не входят в федеральный бюджет. Государственная бюджетная система РФ состоит из трех звеньев и включает:
1) республиканский (федеральный) бюджет;
2) 21 республиканский бюджет в составе Российской
Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, го-
родские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга,
10 окружных бюджетов автономных округов, бюд-
жет автономной Еврейской области;
3) около 29 тысяч местных бюджетов (городских, рай-
онных, поселковых, сельских).
Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не
входят своими доходами и расходами в бюджеты выстоящих уровнях. Бюджетное устройство в Российской Федерацииосновывается на принципах:
1) единства;2) полноты;3) реальности;4) гласности;
5) самостоятельности всех бюджетов, входящих в го-
сударственную бюджетную систему.Единство бюджетной системы обеспечивается еди-
ной правовой базой, использованием единой бюджет-
ной классификации и форм бюджетной документации,
согласованными принципами бюджетного процесса,
единой социально-экономической и налоговой полити-
кой. Принцип полноты означает, что в каждом звене
бюджетной системы доходы и расходы должны отра-
жаться в их полном объеме. Реальность означает прав-
дивость бюджетных показателей. Принцип гласности
требует публикации утвержденных бюджетов, а также
отчетов об их исполнении, сводного отчета консолиди-
рованного бюджета РФ и территорий, а также Бюджетно-
го послания Президента РФ. Самостоятельность бюдже-
тов обеспечивается наличием собственных источников
доходов и правом определять направления их использо-
вания. К собственным источникам доходов относятся
закрепленные законом доходные источники для каждого
уровня бюджета, отчисления по регулирующим доходам,
дополнительные источники, устанавливаемые самостоя-
тельно представительными органами субъектов Феде-
рации и местными самоуправлениями.
Свод федерального бюджета и бюджетов субъек-
тов Федерации, т. е. бюджетов национально-госу-
дарственных и административно-территориальных
образований, образует понятие «Консолидированный
бюджет» РФ, Этот бюджет используется для анализа
показателей бюджетной системы. Консолидирован-
ный бюджет не утверждается законодательным ор-
ганом власти.
- 1. Финансы как историческая и экономическая категория
- Функции финансов.
- 3. Финансовая система государства и её звенья.
- 2. Роль финансов в расширенном воспроизводстве.
- 4. Содержание и задачи финансовой политики государства.
- Финансовая политика рф на современном этапе.
- 5. Экономическое содержание и классификация финансового механизма.
- 12. Система государственного финансового контроля в рф.
- Исполнительная власть
- Парламентский контроль
- . Совершенствование государственного финансового контроля в рф.
- 15. Доходы и расходы бюджета.
- 16. Межбюджетные отношения и проблемы в области межбюджетных отношений.
- Развитие межбюджетных отношений в рф.
- 17. Местные бюджеты. Особенности их формирования.
- 21. Государственные внебюджетные фонды.
- 18. Бюджетное планирование и прогнозирование. Основы составления проекта бюджета рф
- 19. Составление рассмотрение и утверждение проекта бюджета.
- 20. Исполнение бюджета.
- 22. Государственный кредит как финансовая категория.
- 23. Классификация государственных займов. Государственные ценные бумаги в рф.
- 24. Государство как заемщик и кредитор.
- 25. Государственный долг и его виды и формы в рф.
- 26. Понятие управления государственным долгом. Принципы и методы управления государственным долгом.
- 27. Содержание и функции финансов предприятия. Финансовые службы на предприятии.
- 29. Принципы и факторы организации финансов предприятия.
- 30. Роль финансов в воспроизводстве основных фондов. Оборотные средства и их финансовые источники воспроизводства.
- Оборотные средства и их финансовые источники воспроизводства.
- 31. Сущность, распределение и налогообложение прибыли предприятия.
- 32. Особенности финансов некоммерческих организаций.
- 40. Сущность и признаки налогов. Функции и виды налогов, принципы налогообложения
- Функции и виды налогов, принципы налогообложения.
- 33 Страхование как экономическая категория. Формы страхового фонда.
- 35. Страховой рынок, принципы и контроль его функционирования.
- 34. Виды и функции страхования Отрасли страхования.
- Отрасли страхования.
- 36. Экономические основы и принципы социального обеспечения.
- 37. Понятие, принципы и роль социального страхования. Фсс в рф
- Система социального страхования в рф.
- 38. Система пенсионного обеспечения в рф.
- 39. Система медицинского страхования в рф.
- 44. Формы кредитования
- 63 Классификация банковского кредита.
- 47. Ипотечное кредитование
- Ипотечное кредитование населения. Развитие ипотеки в России.
- 48 Банковская реформа 1987-1992 гг.
- 52. Структура Банка России и органы управления.
- 64. Совершенствование банковской системы и банковского надзора в рф
- 53. Принципы деятельности, функции и операции коммерческих банков
- 56. Пассивные операции коммерческих банков
- 54. Ликвидность и надёжность коммерческого банка. Банковские риски и их управление
- Банковские риски и их управление.
- 55. Основы организации, лицензирования и управления коммерческим банком
- 57. Классификация банковских активов. Активные операции коммерческих банков.
- 58 Комиссионно-посреднические операции коммерческих банков
- 52. Цели и инструменты денежно-кредитная политика цб рф
- Инструменты и методы денежно-кредитной политики цб рф
- 59. Организация безналичного платёжного оборота.
- 60. Формы безналичных расчётов
- 61. Расчётные и текущие счета.
- 62. Расчёты пластиковыми картами.
- 42. Необходимость и сущность кредита.
- 41. Классификация налогов.
- 6. Элементы и государственные органы управления финансами
- 7.Финансовое планирование и прогнозирование
- 8.Принципы формы и методы финансового планирования
- 9.Внутрифирменное планирование
- 10.Содержание задачи принципы и методы финансового контроля