logo
шпоры по финансам наши

24. Государство как заемщик и кредитор.

Бюджетные кредиты, ссуды и государственные кредиты иностранным государствам являются формами расходов бюджета.

1) Бюджетные кредиты имеют целевую направленность. Цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, обязательно указываются при утверждении бюджета на очередной финансовый год.

Бюджетная поддержка может предоставляться в следующих формах:

  1. фактическая передача денежных средств заёмщику;

  2. возмещение разницы в процентных ставках по банковским кредитам для обеспечения льготных условий кредитования;

  3. предоставление бюджетных гарантий под банковские кредиты;

  4. кредитование посредством временного уменьшения обязательств перед бюджетом.

В качестве заёмщиков могут выступать:

Особенности бюджетных кредитов:

НК РФ предусматривается срок отсрочки или рассрочки по уплате налогов – до 6 месяцев, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Налоговый кредит может быть предоставлен по одному или нескольким налогам сроком от 3 месяцев до 1 года.

2) Бюджетные ссуды. Субъекты РФ имеют право на привлечение целевых бюджетных ссуд на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным поступлением доходов, на срок до 6 месяцев на возмездных и безвозмездных условиях.

В случае, если предоставленные бюджетные ссуды не погашены до конца финансового года, остаток непогашенной ссуды погашается за счёт средств финансовой помощи, оказываемой бюджету субъекта РФ из федерального бюджета.

3) Государственными кредитами, предоставляемыми РФ-ей иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у них возникают долговые обязательства перед РФ-ей как кредитором.

На очередной финансовый год при рассмотрении ГосДумой проекта федерального закона о федеральном бюджете утверждается Программа предоставления РФ-ей государственных кредитов.

При оформлении правоотношений по государственному кредитованию могут предусматриваться меры контроля дополнительно к установленным бюджетным законодательством, обеспечивающие целевое использование выделенных денежных средств. Нецелевое использование государственных кредитных средств образует состав финансового правонарушения и влечёт применение мер ответственности в соответствии с БК РФ.

Государственные заимствования РФ – это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заёмщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заёмщиками.

Гарантом платёжеспособности государства по своим кредитным обязательствам выступает государственная казна, за счёт имущества которой полностью и без условий обеспечивается государственный долг. БК РФ предписывает федеральным органам государственной власти использовать все полномочия по формированию доходов федерального бюджета в целях погашения долговых обязательств и обслуживания государственного долга РФ.

Государственные заимствования могут быть:

  1. Внутренние, которые осуществляются в следующих формах:

  1. Внешние, которые осуществляются в следующих формах:

Государственные внешние и внутренние заимствования РФ используются для покрытия дефицитов федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств РФ. От имени РФ-ии право осуществления государственных внешних и внутренних заимствований принадлежит Правительству РФ.

Обеспечение сбалансированности бюджета на основе государственных заимствований имеет не столь положительный момент, так как:

Активность государства в качестве заёмщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объём заимствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом, тем глубже кризис финансов государства.