24. Государство как заемщик и кредитор.
Бюджетные кредиты, ссуды и государственные кредиты иностранным государствам являются формами расходов бюджета.
1) Бюджетные кредиты имеют целевую направленность. Цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, обязательно указываются при утверждении бюджета на очередной финансовый год.
Бюджетная поддержка может предоставляться в следующих формах:
фактическая передача денежных средств заёмщику;
возмещение разницы в процентных ставках по банковским кредитам для обеспечения льготных условий кредитования;
предоставление бюджетных гарантий под банковские кредиты;
кредитование посредством временного уменьшения обязательств перед бюджетом.
В качестве заёмщиков могут выступать:
бюджетные учреждения;
государственные и муниципальные унитарные предприятия;
юридические лица, не являющиеся ГУП, МУП и бюджетным учреждением;
органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.
Особенности бюджетных кредитов:
Бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием на основании договора, только при условии предоставления заёмщиком обеспечения исполнения обязательств по возврату указанного кредита.
Способами обеспечения могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ц/б, паёв, в размере не менее 100% предоставляемого кредита.
Бюджетный кредит предоставляется только при отсутствии просроченной задолженности по ранее представленным бюджетным средствам.
Бюджетный кредит предоставляется в соответствии со всеми принципами кредитования (возвратность, возмездность).
Обязательное условие предоставления кредита: проведение предварительной проверки финансового состояния получателя кредита финансовым органом. Проверка может быть проведена в любое время действия кредита, а также целевое его использование.
НК РФ предусматривается срок отсрочки или рассрочки по уплате налогов – до 6 месяцев, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Налоговый кредит может быть предоставлен по одному или нескольким налогам сроком от 3 месяцев до 1 года.
2) Бюджетные ссуды. Субъекты РФ имеют право на привлечение целевых бюджетных ссуд на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным поступлением доходов, на срок до 6 месяцев на возмездных и безвозмездных условиях.
В случае, если предоставленные бюджетные ссуды не погашены до конца финансового года, остаток непогашенной ссуды погашается за счёт средств финансовой помощи, оказываемой бюджету субъекта РФ из федерального бюджета.
3) Государственными кредитами, предоставляемыми РФ-ей иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, являются кредиты (займы), по которым у них возникают долговые обязательства перед РФ-ей как кредитором.
На очередной финансовый год при рассмотрении ГосДумой проекта федерального закона о федеральном бюджете утверждается Программа предоставления РФ-ей государственных кредитов.
При оформлении правоотношений по государственному кредитованию могут предусматриваться меры контроля дополнительно к установленным бюджетным законодательством, обеспечивающие целевое использование выделенных денежных средств. Нецелевое использование государственных кредитных средств образует состав финансового правонарушения и влечёт применение мер ответственности в соответствии с БК РФ.
Государственные заимствования РФ – это займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заёмщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заёмщиками.
Гарантом платёжеспособности государства по своим кредитным обязательствам выступает государственная казна, за счёт имущества которой полностью и без условий обеспечивается государственный долг. БК РФ предписывает федеральным органам государственной власти использовать все полномочия по формированию доходов федерального бюджета в целях погашения долговых обязательств и обслуживания государственного долга РФ.
Государственные заимствования могут быть:
Внутренние, которые осуществляются в следующих формах:
Кредиты, полученные РФ-ей от кредитных организаций в валюте РФ;
Государственные займы, осуществляемые путём выпуска ценных бумаг от имени РФ-ии;
Бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
Внешние, которые осуществляются в следующих формах:
Государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путём выпуска ценных бумаг от имени РФ-ии;
Кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлечённые РФ-ей.
Государственные внешние и внутренние заимствования РФ используются для покрытия дефицитов федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств РФ. От имени РФ-ии право осуществления государственных внешних и внутренних заимствований принадлежит Правительству РФ.
Обеспечение сбалансированности бюджета на основе государственных заимствований имеет не столь положительный момент, так как:
Средства, привлечённые в бюджет с помощью государственного кредита, используются не как капитал, приносящий доход, а как платежные и покупательные средства;
Они не приносят дополнительного дохода, а последующая выплата процентов или дисконта увеличивает расходы бюджета;
Единственным реальным источником погашения долговых обязательств государства являются налоги, а их увеличение, связанное с обслуживанием долга, угнетающе влияет на экономику.
Активность государства в качестве заёмщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объём заимствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом, тем глубже кризис финансов государства.
- 1. Финансы как историческая и экономическая категория
- Функции финансов.
- 3. Финансовая система государства и её звенья.
- 2. Роль финансов в расширенном воспроизводстве.
- 4. Содержание и задачи финансовой политики государства.
- Финансовая политика рф на современном этапе.
- 5. Экономическое содержание и классификация финансового механизма.
- 12. Система государственного финансового контроля в рф.
- Исполнительная власть
- Парламентский контроль
- . Совершенствование государственного финансового контроля в рф.
- 15. Доходы и расходы бюджета.
- 16. Межбюджетные отношения и проблемы в области межбюджетных отношений.
- Развитие межбюджетных отношений в рф.
- 17. Местные бюджеты. Особенности их формирования.
- 21. Государственные внебюджетные фонды.
- 18. Бюджетное планирование и прогнозирование. Основы составления проекта бюджета рф
- 19. Составление рассмотрение и утверждение проекта бюджета.
- 20. Исполнение бюджета.
- 22. Государственный кредит как финансовая категория.
- 23. Классификация государственных займов. Государственные ценные бумаги в рф.
- 24. Государство как заемщик и кредитор.
- 25. Государственный долг и его виды и формы в рф.
- 26. Понятие управления государственным долгом. Принципы и методы управления государственным долгом.
- 27. Содержание и функции финансов предприятия. Финансовые службы на предприятии.
- 29. Принципы и факторы организации финансов предприятия.
- 30. Роль финансов в воспроизводстве основных фондов. Оборотные средства и их финансовые источники воспроизводства.
- Оборотные средства и их финансовые источники воспроизводства.
- 31. Сущность, распределение и налогообложение прибыли предприятия.
- 32. Особенности финансов некоммерческих организаций.
- 40. Сущность и признаки налогов. Функции и виды налогов, принципы налогообложения
- Функции и виды налогов, принципы налогообложения.
- 33 Страхование как экономическая категория. Формы страхового фонда.
- 35. Страховой рынок, принципы и контроль его функционирования.
- 34. Виды и функции страхования Отрасли страхования.
- Отрасли страхования.
- 36. Экономические основы и принципы социального обеспечения.
- 37. Понятие, принципы и роль социального страхования. Фсс в рф
- Система социального страхования в рф.
- 38. Система пенсионного обеспечения в рф.
- 39. Система медицинского страхования в рф.
- 44. Формы кредитования
- 63 Классификация банковского кредита.
- 47. Ипотечное кредитование
- Ипотечное кредитование населения. Развитие ипотеки в России.
- 48 Банковская реформа 1987-1992 гг.
- 52. Структура Банка России и органы управления.
- 64. Совершенствование банковской системы и банковского надзора в рф
- 53. Принципы деятельности, функции и операции коммерческих банков
- 56. Пассивные операции коммерческих банков
- 54. Ликвидность и надёжность коммерческого банка. Банковские риски и их управление
- Банковские риски и их управление.
- 55. Основы организации, лицензирования и управления коммерческим банком
- 57. Классификация банковских активов. Активные операции коммерческих банков.
- 58 Комиссионно-посреднические операции коммерческих банков
- 52. Цели и инструменты денежно-кредитная политика цб рф
- Инструменты и методы денежно-кредитной политики цб рф
- 59. Организация безналичного платёжного оборота.
- 60. Формы безналичных расчётов
- 61. Расчётные и текущие счета.
- 62. Расчёты пластиковыми картами.
- 42. Необходимость и сущность кредита.
- 41. Классификация налогов.
- 6. Элементы и государственные органы управления финансами
- 7.Финансовое планирование и прогнозирование
- 8.Принципы формы и методы финансового планирования
- 9.Внутрифирменное планирование
- 10.Содержание задачи принципы и методы финансового контроля