20. Исполнение бюджета.
Исполнение бюджета – важнейшиё этап бюджетного процесса, на котором реализуются намеченные прогнозы, планы, программы и призвано обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и финансирование всех запланированных бюджетных расходов.
Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными органами власти.
Принципиально новым стало положение БК РФ об установлении в РФ казначейской системы исполнения бюджетов. Единая централизованная система органов федерального казначейства состоит из Главного управления федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчинённых ему территориальных органов федерального казначейства по республикам, краям, областям, гг.Москве и С-П, городам, районам. Казначейство подчиняется министру финансов РФ. То есть на эти органы возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами.
Следует напомнить, что с 1918 г.в России действовала банковская система исполнения бюджетов, то есть кассовое исполнение бюджета обеспечивал Государственный банк.
В настоящее время основные процедуры исполнения бюджетов регламентирует Бюджетный Кодекс (гл. 24,25).
Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:
перечисление и зачисление доходов на единый счёт бюджета;
распределение в соответствии с утверждённым бюджетом регулирующих доходов;
возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
учёт доходов бюджета и составление отчётности о доходах соответствующего бюджета.
Единый казначейский счёт – создан в целях эффективного управления средствами федерального бюджета. ЕКС представляет собой счёт Федерального Казначейства, на котором аккумулируются денежные средства федерального бюджета и отражаются операции органов государственной власти РФ в валюте РФ по исполнению федерального бюджета. ЕКС открывается в учреждении ЦБ РФ.
По расходам исполнение бюджетов осуществляется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счёте соответствующего бюджета. Основные этапы:
составление и утверждение бюджетной росписи;
Бюджетная роспись – документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
утверждение и доведение показателей сводной бюджетной росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета, а также утверждение смет доходов и расходов бюджетных учреждений вышестоящими распорядителями;
утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств на период, не превышающий 3 месяцев;
принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств;
расходование бюджетных средств (процедура финансирования).
По результатам исполнения бюджетов составляется отчётность в объёме и по формам, утверждаемым Министерством финансов РФ. В конце каждого финансового года министр финансов издаёт распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного ВБФ в отдельности.
Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в ГосДуму и Счётную палату РФ отчёт об исполнении федерального бюджета за отчётный финансовый год в форме проекта федерального закона. Перечень обязательных документов и материалов, представляемых в ГосДуму одновременно с отчётом, регламентируется БК РФ (ст.276).
Счётная палата РФ проводит проверку отчёта об исполнении фед.бюджета и готовит заключение в течение 4,5 месяца после представления в ГосДуму.
ГосДума рассматривает отчёт об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяца после получения заключения Счётной палаты РФ. По итогам рассмотрения отчёта об исполнении федерального бюджета и заключения Счётной палаты ГосДума принимает одно из следующих решений:
об утверждении отчёта об исполнении федерального бюджета;
об отклонении отчёта об исполнении федерального бюджета.
Важной составной частью работы по исполнению бюджета является экономический анализ результатов исполнения бюджета. Выводы экономического анализа, проводимого финансовыми органами, органами казначейства, ведомствами и другими структурами, используются:
для объективной оценки результатов исполнения бюджета;
выявления причин отклонений от утверждённых показателей;
разработки предложений и рекомендаций, направленных на выявление резервов доходной базы;
разработки предложений по обеспечению своевременного финансирования расходов по целевому назначению в меру выполнения производственных и оперативных планов;
укрепления финансовой дисциплины.
Анализ исполнения бюджета проводится в соответствии с такими требованиями, как комплексность, документальная обоснованность, конкретность, использование широкого круга взаимоувязанных показателей.
Анализ результатов завершает процесс исполнения бюджета.
- 1. Финансы как историческая и экономическая категория
- Функции финансов.
- 3. Финансовая система государства и её звенья.
- 2. Роль финансов в расширенном воспроизводстве.
- 4. Содержание и задачи финансовой политики государства.
- Финансовая политика рф на современном этапе.
- 5. Экономическое содержание и классификация финансового механизма.
- 12. Система государственного финансового контроля в рф.
- Исполнительная власть
- Парламентский контроль
- . Совершенствование государственного финансового контроля в рф.
- 15. Доходы и расходы бюджета.
- 16. Межбюджетные отношения и проблемы в области межбюджетных отношений.
- Развитие межбюджетных отношений в рф.
- 17. Местные бюджеты. Особенности их формирования.
- 21. Государственные внебюджетные фонды.
- 18. Бюджетное планирование и прогнозирование. Основы составления проекта бюджета рф
- 19. Составление рассмотрение и утверждение проекта бюджета.
- 20. Исполнение бюджета.
- 22. Государственный кредит как финансовая категория.
- 23. Классификация государственных займов. Государственные ценные бумаги в рф.
- 24. Государство как заемщик и кредитор.
- 25. Государственный долг и его виды и формы в рф.
- 26. Понятие управления государственным долгом. Принципы и методы управления государственным долгом.
- 27. Содержание и функции финансов предприятия. Финансовые службы на предприятии.
- 29. Принципы и факторы организации финансов предприятия.
- 30. Роль финансов в воспроизводстве основных фондов. Оборотные средства и их финансовые источники воспроизводства.
- Оборотные средства и их финансовые источники воспроизводства.
- 31. Сущность, распределение и налогообложение прибыли предприятия.
- 32. Особенности финансов некоммерческих организаций.
- 40. Сущность и признаки налогов. Функции и виды налогов, принципы налогообложения
- Функции и виды налогов, принципы налогообложения.
- 33 Страхование как экономическая категория. Формы страхового фонда.
- 35. Страховой рынок, принципы и контроль его функционирования.
- 34. Виды и функции страхования Отрасли страхования.
- Отрасли страхования.
- 36. Экономические основы и принципы социального обеспечения.
- 37. Понятие, принципы и роль социального страхования. Фсс в рф
- Система социального страхования в рф.
- 38. Система пенсионного обеспечения в рф.
- 39. Система медицинского страхования в рф.
- 44. Формы кредитования
- 63 Классификация банковского кредита.
- 47. Ипотечное кредитование
- Ипотечное кредитование населения. Развитие ипотеки в России.
- 48 Банковская реформа 1987-1992 гг.
- 52. Структура Банка России и органы управления.
- 64. Совершенствование банковской системы и банковского надзора в рф
- 53. Принципы деятельности, функции и операции коммерческих банков
- 56. Пассивные операции коммерческих банков
- 54. Ликвидность и надёжность коммерческого банка. Банковские риски и их управление
- Банковские риски и их управление.
- 55. Основы организации, лицензирования и управления коммерческим банком
- 57. Классификация банковских активов. Активные операции коммерческих банков.
- 58 Комиссионно-посреднические операции коммерческих банков
- 52. Цели и инструменты денежно-кредитная политика цб рф
- Инструменты и методы денежно-кредитной политики цб рф
- 59. Организация безналичного платёжного оборота.
- 60. Формы безналичных расчётов
- 61. Расчётные и текущие счета.
- 62. Расчёты пластиковыми картами.
- 42. Необходимость и сущность кредита.
- 41. Классификация налогов.
- 6. Элементы и государственные органы управления финансами
- 7.Финансовое планирование и прогнозирование
- 8.Принципы формы и методы финансового планирования
- 9.Внутрифирменное планирование
- 10.Содержание задачи принципы и методы финансового контроля