8.4. Кредитные продукты.
Банки, являясь, по сути, коммерческими предприятиями, накладывают коммерческий характер и на всю систему их деятельности по кредитованию. Прежде всего, исходя из принципа прибыльности банковского хозяйства, банковские ссуды являются платными. Но дело не только в этом. Банки, как торговые предприятия, торгуют, прежде всего, своими ресурсами, размещая их в кредитные операции. Именно поэтому доход от продажи кредитных продуктов приносит до 75% в общем объеме выручки кредитных организаций.
Размер кредитного продукта банка зависит не только от объема его собственных средств, но и от привлеченных ресурсов. В современной рыночной системе торговать большим объемом средств можно лишь тогда, когда банк дополнительно привлек средства своих клиентов. Поскольку банк привлекает дополнительные ресурсы не для себя, а для других, то оказывается, что объем кредитного продукта тем выше, чем больше масса аккумулируемых им на началах возвратности денежных средств.
Особенность современной системы кредитования состоит в ее зависимости не только от собственных и привлеченных ресурсов, но и от определенных норм, которые устанавливает Центральный банк. Например, Центральный банк РФ регламентирует норму отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, лимитирует риск на одного заемщика, нормирует параметры ликвидности баланса банка.
Кредиты предоставляются банками на следующие цели:
пополнение собственных оборотных средств и финансирование расходов по основной производственной деятельности;
финансирование коммерческих операций, программ и контрактов;
финансирование внешнеторговых операций;
финансирование строительных и иных инвестиционных проектов.
Чаще всего кредиты банками предоставляются на деятельность, предусмотренную уставными документами заемщика при ОБЯЗАТЕЛЬНОМ УСЛОВИИ, что возврат предоставленных кредитных ресурсов будет осуществляться из денежного потока, сформированного ТЕКУЩЕЙ производственной и финансовой деятельностью предприятия. Именно это условие является главным ограничителем при предоставлении финансирования на пополнение оборотных средств. Если же возврат кредита будет осуществляться из денежного потока, сформированного БУДУЩЕЙ производственной и финансовой деятельностью заемщика, то необходимо обращаться за инвестиционным кредитом.
В период с 2003 по 2008 годы, когда кредиты были легко доступны, многие заемщики брали кредиты на финансирование инвестиционных проектов, а рассчитывались за счет денежного потока, сформированного текущей деятельностью. Такая ситуация и привела к возникновению у них трудностей в момент финансового кризиса.
Кредитование заемщика производится в форме:
предоставления кредита;
не возобновляемой кредитной линии;
возобновляемой кредитной линии;
рамочной кредитной линии;
овердрафта.
При финансировании в форме кредита предоставление ресурсов осуществляется разовым зачислением денежных средств на расчетный или текущий счет заемщика. В зависимости от особенностей денежного потока заемщика кредитным договором может предусматриваться единовременное погашение кредита или устанавливаться график погашения задолженности.
Возобновляемая кредитная линия устанавливает лимит задолженности. При возобновляемой кредитной линии выдача и погашение кредита производится в пределах установленного лимита задолженности в течение всего срока действия договора об открытии кредитной линии, при этом погашаемая часть кредита увеличивает свободный остаток лимита задолженности. При необходимости, исходя из анализа денежных потоков заемщика и особенностей кредитуемой сделки, может быть установлен график увеличения или сокращения лимита задолженности.
Не возобновляемая кредитная линия также устанавливает лимит кредитования. В Договоре об открытии не возобновляемой кредитной линии устанавливается максимальная сумма кредита (лимит кредитования), которая может использоваться в течение обусловленного срока при соблюдении условий договора. При открытии не возобновляемой кредитной линии предоставление кредита производится в пределах установленного лимита, при этом погашенная часть кредита не увеличивает свободный лимит кредитования.
Не возобновляемая кредитная линия может предоставляться зачислением денежных средств на расчетный или текущий валютный счет заемщика в свободном режиме любыми траншами в течение срока действия договора об открытии не возобновляемой кредитной линии. Не возобновляемая кредитная линия может предоставляться зачислением средств на расчетный счет по установленному графику, определенному в условиях договора.
При необходимости, в том числе в случае недостаточности у заемщика обеспечения на установленный лимит кредитования, в договоре об открытии не возобновляемой кредитной линии возможно установление ограничения максимально допустимого остатка ссудной задолженности (лимита задолженности).
Использование кредитных ресурсов в рамках рамочной кредитной линии осуществляется заключением отдельных кредитных договоров. Выдача и погашение кредитов производится в пределах установленного лимита задолженности в течение всего срока действия генерального соглашения об открытии рамочной кредитной линии, при этом погашение (полное или частичное) ранее предоставленного кредита увеличивает свободный остаток лимита задолженности.
При предоставлении кредитных ресурсов в рамках возобновляемых и не возобновляемых кредитных линий и генеральных соглашений об открытии рамочных кредитных линий допускается поэтапное оформление обеспечения. При этом выдача кредита осуществляется в пределах надлежащим образом оформленного обеспечения.
Овердрафт носит многоцелевой краткосрочный характер. Он предоставляется для ликвидации разрыва в платежном обороте клиента, когда его текущие потребности в осуществлении платежей превышают имеющиеся у него средства на расчетном счете. Кредитование осуществляется в пределах лимита, установленного генеральным соглашением. Предоставление кредита осуществляется путем исполнения выставленных платежных поручений клиента в сумме, превышающей остаток средств на счете клиента. При этом в последующий момент получения клиентом выручки, ее часть будет списана в погашение ранее предоставленного кредита.
Таким образом, кредитование удовлетворяет потребность клиента в РЕСУРСАХ на различные цели. Безусловно, наличие достаточного объема средств для удовлетворения потребности клиента по оптимальной цене является залогом успеха в конкурентной борьбе.
Однако предложение клиенту оптимального кредитного продукта, наиболее полно удовлетворяющего его потребности, индивидуальный подход к клиенту при анализе его кредитоспособности, оперативность принятия решения могут в ряде случаев принести больший эффект по сравнению с наличием значительных ресурсов по низкой цене.
Поэтому залогом успешной работы на рынке кредитования является еще и квалифицированный персонал.
Отдельно необходимо отметить кредитование физических лиц. Большинство банков предоставляет следующие виды кредитных продуктов:
ипотечный кредит;
потребительский кредит;
кредит на неотложные нужды (экспресс-кредит).
Ипотечный кредит выдается под залог недвижимости, включая земельную собственность, с целью приобретения этой собственности. Основной особенностью данного кредита является обязательный залог приобретаемой (или ранее приобретенной, но для приобретения еще одного объекта недвижимости) недвижимости. Ипотека подлежит обязательной государственной регистрации. Таким образом, физическое лицо получает возможность получить денежные средства на приобретение, например квартиры, предоставив в обеспечение приобретаемую квартиру. То есть физическое лицо оформляет кредит, банк передает прежнему собственнику квартиры денежные средства от имени нового собственника, новый собственник регистрирует квартиру на свое имя и одновременно регистрирует передачу ее (квартиры) в залог банку.
Под потребительскими ссудами понимаются ссуды, предоставляемые населению для целей текущего потребления. Часто потребительские кредиты выдаются на приобретения автомобиля или дорогостоящих товаров длительного пользования (мебель, бытовая техника и т.д.) под залог этих товаров.
Кредиты на неотложные нужды или экспресс кредиты предоставляются физическим лицам на любые цели. При этом обеспечением по кредиту служит оценка платежеспособности клиента и (при значительной сумме) наличие поручителей, которые солидарно отвечают по кредиту заемщика (то есть, если заемщик не рассчитается, банк взыщет этот долг с поручителя).
Таким образом, и кредиты физическим лицам удовлетворяют их потребности в РЕСУРСАХ. Соответственно, как и в случае с юридическими лицами, факторами успеха являются цена ресурсов, оперативность принятия решений (в отличие от юридических лиц, это может обеспечить не только квалифицированный персонал, но и качественная технология экспресс-оценки заемщика – скоринг) и квалифицированный персонал. Однако в связи с тем, что этот бизнес – розничный (направлен на население), фактор места также упускать нельзя. Удобное местонахождение филиала или дополнительного офиса позволит значительно увеличить клиентский поток.
Применительно к кредиту, риск характеризуется как вероятность непогашения основного долга и процентов, непредвиденные обстоятельства, могущие возникнуть до истечения срока, которому лицо, получившее кредит, обязалось погасить задолженность. Поскольку доходы от кредитования, как было сказано выше, занимают до 75% в общем объеме выручки банка, то непогашение основного долга или процентов наносит серьезный урон финансовой устойчивости банка. Поэтому управлению кредитным риском в банках уделяется значительное внимание.
Управление кредитным риском целесообразно определить как осознанную деятельность по преодолению противоречий в движении кредита, как деятельность, направленную на обеспечение эффективного функционирования кредита, на реализацию свойств кредита. Управление кредитным риском – это не борьба с убытками, которые могут возникнуть в результате совершения кредитных операций, а деятельность по созданию системы, обеспечивающей реализацию интересов кредиторов и заемщиков.
Управление кредитным риском предусматривает рассматривает ряд мероприятий в различных областях. Это могут организационные, кадровые и специальные мероприятия.
Организационные мероприятия предусматривают определение обязанностей круга лиц, занятых кредитованием. Так, кредитные инспекторы должны тщательно анализировать экономические аспекты кредитоспособности клиента, перспективы его деятельности с точки зрения возможности рассчитаться по кредиту. Юридический отдел оценивает правовые аспекты кредитоспособности – правомочно ли лицо, заключающее кредитный договор, подписывать этот договор; возможно ли будет взыскать заложенное имущество в случае возникновения трудностей с расчетом по кредиту у клиента и т.д. Служба безопасности собирает репутационные характеристики на клиента. Важно, чтобы каждое из подразделений четко выполняло свои задачи и обязанности, тогда анализ кредитоспособности клиента будет всесторонним и объективным.
Кадровые мероприятия охватывают обучение и повышение квалификации сотрудников и руководящих кадров, занятых кредитными операциями, формирование и поддержание культуры кредитования, установление порядка контроля и ревизии кредитных операций.
К специальным мероприятиям управления кредитным риском относятся те инструменты, которые применяют банки в процессе ведения кредитных операций, и, прежде всего, лимиты кредитования на одного заемщика. Также к числу специальных можно отнести формирование резервов на возможные потери по ссудам на каждого заемщика в соответствии с «Положением о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности», утвержденному Центральным банком РФ 26 марта 2004 года (в редакции от 04 декабря 2009 года). Сформированный по каждому кредиту резерв на возможные потери по ссудам сокращает прибыль банка, поэтому возникновение просроченной задолженности негативно сказывается на результатах деятельности банка. Этот факт, в свою очередь, влечет за собой нежелание банков кредитовать заемщиков, у которых в будущем могут быть проблемы. Если кредит будет не возвращен в срок, он может быть списан с баланса банка по прошествии определенного срока за счет ранее сформированного резерва на возможные потери по ссудам. Важным мероприятием является оценка и формирование обеспечения по каждому заемщику. В случае не возврата кредита в срок, источником гашения будет продажа заложенного имущества.
- Оглавление
- 1.2. Банковское законодательство.
- 1.3. Банковская система рф. Центральный банк Рф.
- 1.4. Банковский надзор.
- 2.1. Нормативные акты для регистрации кредитной организации.
- 2.2. Требования к кредитной организации при регистрации. Банковские операции.
- 2.3. Органы управления кредитной организацией.
- 2.4. Порядок регистрации кредитной организации.
- 3.1. Основные понятия в сфере финансового мониторинга.
- 4.1. Необходимость внутреннего контроля в коммерческом банке.
- 4.2. Основные понятия внутреннего контроля.
- 4.3. Новые тенденции в организации внутреннего контроля в коммерческих банках.
- 5.1. Необходимость участия Центрального Банка рф в системе внутреннего контроля коммерческих банков.
- 5.2. Оценка деятельности службы внутреннего контроля.
- 5.3. Банковский аудит.
- 5.4. Методы аудиторской проверки.
- 5.5. Аудит системы внутреннего контроля.
- 6.1. Понятие рисков банковской деятельности
- 6.2. Управление рисками на разных уровнях.
- 6.3. Риски ликвидности и снижения капитала.
- 6.4. Внешние риски.
- 8.1. Расчетно-кассовое обслуживание.
- 8.2. Вексельные операции.
- 8.3. Депозитные продукты.
- 8.4. Кредитные продукты.
- 8.5. Факторинг.
- 8.6. Операции с иностранной валютой.
- 9.1. Основные понятия в сфере банковского ценообразования.
- 9.2. Этапы ценообразования в коммерческом банке.
- 9.3. Методы ценообразования в коммерческих банках.
- 9.4. Факторы ценообразования в коммерческом банке.
- 9.5. Стратегии ценообразования.
- 9.6. Модели деятельности коммерческого банка.
- 10.1. Специфика банковского маркетинга.
- 10.2. Особенности бизнес-коммуникаций в банковской сфере.
- 10.3. Факторы, влияющие на стратегию продвижения банка.
- 10.4. Ключевые элементы бизнес-коммуникаций коммерческих банков.
- 10.5. Клиентская работа в коммерческом банке.
- 10.6. Формы прямого поиска клиентов
- 1. Привлечение клиентов через давно и успешно обслуживающихся в данном банке.
- 11.1. Особенности маркетинга услуг.
- 11.2. Сущностная характеристика маркетинга услуг.
- 11.3. Процесс разработки новой услуги.
- 11.4. Каналы распределения для услуг.
- 12.1. Особенности управления коммерческим банком в современных условиях.
- 12.2. Роль руководителя в коммерческом банке.
- 12.3. Формы взаимодействия персонала и руководителя.
- 12.4. Организационная структура коммерческого банка.
- 12.5. Виды организационных структур.
- 12.6. Виртуальные структуры.
- 12.7. Взаимодействие фронт- и бэк-офиса.
- 12.8. Методы повышения эффективности работы бэк-офиса.
- 13.1. Построение команды коммерческого банка.
- 13.2. Ситуационный менеджмент в коммерческом банке.
- 13.3. Роль оценки персонала в управлении персоналом.
- 13.4. Показатели оценки персонала в коммерческом банке.
- 14.1. Соотношение системы мотивации и системы управления.
- 14.2. Механизм построения системы мотивации.
- 14.3. Система мотивации в динамике.
- 14.4. Задачи по совершенствования системы управления банком.
- 14.5. Стимулирование сотрудников.
- 15.1. Основные понятия.
- 15.2. Бизнес-план открытия филиала.
- 5. Операции с иностранной валютой:
- 15.3. Нормативное регулирование открытия обособленных подразделений.
- 15.4. Построение структуры управления филиалами.
- 15.5. Мониторинг деятельности обособленных подразделений.
- 16.1. Идеи развития коммерческого банка.
- 16.2. Новые системы управления персоналом.
- 16.3. Новые технологии внутренних коммуникаций.
- 16.4. Новые системы обучения.
- 17.1. Тенденции развития технологий в банковском бизнесе.
- 17.2. Новые банковские системы.
- 17.3. Модели банковских услуг на дому.
- 17.4. Возможности Internet для банковского бизнеса.
- 17.5. Системы межбанковских коммуникаций.