logo
ОДКБ

13.3. Роль оценки персонала в управлении персоналом.

  • Оценка персонала является одним из методов стимулирования, но не в должной мере используется. Необходимо помнить, что результаты периодической оценки и аттестации несут в себе элемент мотивации и являются предпосылкой изменения поведения работника.

  • В целом в настоящее время преобладает наказание над поощрением в инструментарии руководителей при проведении оценки своих подчиненных, присутствует сниженный интерес руководителей к проблематике управления персоналом; не достает позитивной оценки со стороны вышестоящего руководства, присутствует недостаток творческого подхода в работе, не хватает практических способностей добиваться результата от работы подчиненных, умения обучать, наладить групповую работу, влиять на людей. Наиболее успешные руководители предпочитают умеренный стиль, менее успешные – гуманистический, а наименее успешные — жесткий.

  • Оценка управленческой компетентности особенно важна для руководителей банка и может быть использована при перемещении кадров на внутрифирменном рынке, при планировании переподготовки.

  • Оценка удовлетворенности трудом работников может быть применена для специалистов банка. При низкой степени удовлетворенности трудом проявляется ряд негативных черт в трудовом поведении наемных работников банка: а) боязнь потерять стабильный и относительно высокий заработок, б) консерватизм поведения значительной части работников, в) страх перед периодическими сокращениями, связанными с совершенствованием банковских технологий.

  • Все эти факторы изменяют трудовое поведение и определяют отношение к труду в целом. Но при наблюдающемся в стране снижении безработицы, росте заработной платы фактор боязни потерять стабильно высокий заработок отпадает и наиболее мобильные работники либо переходят в другие подразделения, либо вовсе уходят из банка.

  • Рассмотрим каждую ситуацию взаимосвязи управленческой компетентности и удовлетворенности трудом подробнее.

  • Ситуация 1: с низкой управленческой компетентности связано осознание слабости управления банком, но такая оценка не приведет к реальной деятельности по улучшению ситуации, если только в процесс не вмешаются учредители. Низкая оценка удовлетворенности трудом отражает сниженную трудовую мотивацию сотрудников

  • Ситуация 2: высокая удовлетворенность трудом не базируется на реальной отдаче руководителей банка, не обладающих высокой степенью управленческой компетентности. Слабая команда управленцев не способна рационально организовать труд подчиненных.

  • Ситуация 3: высокая оценка управленческой компетентности руководителей не сопряжена с повышением оценки удовлетворенности трудом. Трудовая мотивация персонала снижена, хотя в отличие от ситуации 1 происходят позитивные сдвиги в самой банковской деятельности. В такой кредитной организации назревает проблема эффективной мотивации труда.

  • Ситуация 4: высокие оценки управленческой компетентности и удовлетворенности трудом означают эффективную мотивацию труда персонала и хорошие результаты в достижении бизнес- целей, стоящих перед кредитной организацией.

  • Банк может, ясно осознавая положение с управленческой компетентностью и удовлетворенностью трудом, принять меры для перехода от одной ситуации к другой. Чаще всего для перехода из ситуации 1 в 2 необходимо изменить систему материального стимулирования, учитывающую конкретные результаты труда руководителей и специалистов. Кроме того, удовлетворенность трудом можно повысить, учитывая особенности труда банковских работников. Сделать это можно, как обосновано нами в главе 1, путём повышения ответственности и наделения работников дополнительными функциями. Изменение трудовых функций и рост содержательности труда приведет к повышению удовлетворенности трудом.

  • Для перехода из ситуации 1 в ситуацию 3 надо, в первую очередь, произвести оценку руководителей структурных подразделений и возможно провести их ротацию. В данном случае, вероятно, следует пересмотреть план повышения квалификации с включением туда руководителей.

  • Наконец, с целью движения из ситуации 1 в ситуацию 4, следует использовать оба обозначенных нами выше подхода.

  • В целом, для управления удовлетворенностью трудом банку придется, в первую очередь, анализировать результаты периодической оценки персонала, корректировать свою систему премирования и морального поощрения. Для повышения управленческой компетентности банку так же необходимо внедрить программу создания резерва руководящих кадров и повышения квалификации действующих руководителей.

  • Перейдем к рассмотрению оценки отношения к труду. Снижение содержательности труда всегда должно оцениваться отрицательно, даже если высок экономический эффект, так как малосодержательный и, как правило, монотонный, однообразный труд ведет к уменьшению потенциала работника, влечет за собой падение внутренней мотивации. Большая часть работников теряет интерес к профессиональному совершенствованию.

  • Проблема состоит в том, что развитие производства постоянно порождает рабочие места с нетворческим и малосодержательным характером труда. Для банка – это чаще всего труд массовых категорий исполнителей – операционистов, бухгалтеров. Работодателя вполне удовлетворяет малосодержательный и высокопроизводительный труд работника. И будет удовлетворять до той поры, пока количество ошибок терпимо, а качество работы достаточно для получения постоянного дохода.

  • При прочих равных условиях эффективность деятельности персонала зависит от отношения к труду работников. Малосодержательность и обесценение труда приводят к неполному использованию трудового потенциала, к деформации трудового поведения.