4.3. Новые тенденции в организации внутреннего контроля в коммерческих банках.
С принятием Банком России Положения “Об организации внутреннего контроля в банках” и Указаний “О порядке организации внутреннего контроля в кредитных организациях - участниках финансовых рынков” у российских коммерческих банков появились формализованные ориентиры для формирования системы внутреннего контроля.
Основной целью вводимой системы является защита интересов, прежде всего клиентов и инвесторов банков, а затем интересов банков. Интересы клиентов в случае возникновения конфликта интересов пользуются безусловным приоритетом.
Основная цель новой системы достигается путем организации контроля за соблюдением требований законодательства и нормативных актов, обеспечения контроля за банковскими рисками и надлежащего уровня надежности банка, а также путем разрешения возникающих в процессе деятельности банка конфликтов интересов.
Внутренний контроль за соблюдением требований действующего законодательства и нормативных актов может быть организован по следующим направлениям:
контроль требований при регистрации, лицензировании и расширении деятельности кредитной организации;
контроль за соблюдением порядка регистрации изменений и дополнений, вносимых в устав кредитной организации, в состав ее участников и руководителей исполнительных органов;
выполнение порядка формирования уставного капитала;
контроль за выполнением установленных экономических нормативов;
контроль за соблюдением обязательных резервных требований;
контроль за порядком формирования резервов на возможные потери по ссудам и под обесценение вложений в ценные бумаги;
контроль за проводимой кредитной политикой;
контроль за соблюдением правил ведения бухгалтерского учета;
контроль за выполнением порядка и сроков предоставления отчетности;
контроль за соблюдением правил осуществления расчетов, за осуществлением выплат по обязательствам;
контроль за выполнением порядка ведения кассовых операций;
контроль за соблюдением порядка привлечения вкладов физических лиц;
контроль за соблюдением установленных антимонопольных правил;
контроль за соблюдением лимитов и сублимитов ведения открытой валютной позиции;
контроль информационных потоков;
контроль за предотвращением манипулирования ценами;
контроль взаимоотношений банка и его сотрудников с клиентами;
контроль за предотвращением легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем.
Последние четыре требования являются в определенном смысле новыми в российской банковской практике и заслуживают особого внимания при организации системы контроля в банках.
Управленческий персонал службы внутреннего контроля решает также конкретные задачи по организации эффективного функционирования внутреннего аудита банка, вопросы взаимодействия с внешними аудиторами, органами государственного регулирования и надзора по вопросам пруденциальной деятельности, достоверности учета и отчетности, предупреждения и устранения нарушений сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности.
Организация внутреннего контроля в банках должна строиться на следующих основополагающих принципах:
открытость всех организационных структур и подразделений банка для контрольных процедур;
осуществление постоянного контроля за рисками банковской деятельности и их концентрацией;
разделение обязанностей персонала таким образом, чтобы ни одно должностное лицо не отвечало за выполнение операции в целом;
проверка работы каждого должностного лица другим лицом без дублирования ранее произведенных процедур;
осуществление постоянного контроля за физическим доступом к активам и документам банка.
Система внутреннего контроля организуется органами управления банка в соответствии с его учредительными документами. В целях постоянного мониторинга за процессом функционирования системы внутреннего контроля, выявления и анализа проблем, связанных с ее функционирование , создается служба внутреннего контроля. Она должна отвечать требованиям Центрального банка и осуществляет деятельность на основании Устава банка и внутреннего положения о службе внутреннего контроля, утверждаемого Советом директоров банка.
Служба внутреннего контроля подотчетна в своей деятельности органам управления банка в соответствии с его учредительными документами и положением банка о службе внутреннего контроля. Руководитель службы внутреннего контроля должен иметь высшее экономическое или юридическое образование и стаж работы в подразделении кредитной организации на ответственных участках , связанных с принятием кредитной организацией рисков, анализом или защитой от рисков, в общей сложности не менее трех лет.
Сотрудники службы внутреннего контроля должны иметь высшее образование, соответствующее характеру выполняемых ими функций, и обладать необходимыми профессиональными навыками и квалификацией. Все сотрудники в службе внутреннего контроля не вправе исполнять другие обязанности в банке.
По итогам проверок сотрудники службы внутреннего контроля имеют право самостоятельно определять соответствие действий и операций, осуществляемых персоналом банка, требованиям действующего законодательства, нормативных актов Банка России, внутренних документов банка. Сотрудники службы внутреннего контроля имеют право самостоятельно оценивать постановку бухгалтерского учета в банке, качество и достоверность отчетности, включая внутреннюю информацию о принимаемых решениях, проводимых операциях, а также оценивать результаты анализа финансового положения и риски банковской деятельности.
В ходе проверок проверяющие обязаны документировать каждый факт проверки и оформлять по итогам заключения по результатам проверок, которые представляются руководителям банка и соответствующих подразделений. В заключениях должны отражаться все вопросы, изученные в ходе проверки, выявленные недостатки и нарушения, рекомендации по их устранению, а также по применению мер дисциплинарного и иного воздействия к нарушителям. Исполнение рекомендаций и указаний должно осуществляться под наблюдением и контролем службы внутреннего контроля.
Сотрудники службы внутреннего контроля обязаны своевременно информировать руководство банка о всех вновь выявленных рисках, случаях нарушений сотрудниками законодательства, нормативных актов, внутренних распоряжений, а также установленных банком процедур, связанных с функционированием системы внутреннего контроля. Одновременно до сведения руководства банка должно быть доведено содержание мер, принятых руководителями проверяемых подразделений банка, по устранению допущенных нарушений и их результатах.
Организация системы внутреннего контроля, соответствующая характеру и масштабу проводимых банком операций, несомненно приведет к совершенствованию банковского регулирования и надзора, а также к положительному эффекту как для отдельных банков в виде доверия, хорошей репутации и связанных с этим деловых успехов, так и для всей банковской системы России.
- Оглавление
- 1.2. Банковское законодательство.
- 1.3. Банковская система рф. Центральный банк Рф.
- 1.4. Банковский надзор.
- 2.1. Нормативные акты для регистрации кредитной организации.
- 2.2. Требования к кредитной организации при регистрации. Банковские операции.
- 2.3. Органы управления кредитной организацией.
- 2.4. Порядок регистрации кредитной организации.
- 3.1. Основные понятия в сфере финансового мониторинга.
- 4.1. Необходимость внутреннего контроля в коммерческом банке.
- 4.2. Основные понятия внутреннего контроля.
- 4.3. Новые тенденции в организации внутреннего контроля в коммерческих банках.
- 5.1. Необходимость участия Центрального Банка рф в системе внутреннего контроля коммерческих банков.
- 5.2. Оценка деятельности службы внутреннего контроля.
- 5.3. Банковский аудит.
- 5.4. Методы аудиторской проверки.
- 5.5. Аудит системы внутреннего контроля.
- 6.1. Понятие рисков банковской деятельности
- 6.2. Управление рисками на разных уровнях.
- 6.3. Риски ликвидности и снижения капитала.
- 6.4. Внешние риски.
- 8.1. Расчетно-кассовое обслуживание.
- 8.2. Вексельные операции.
- 8.3. Депозитные продукты.
- 8.4. Кредитные продукты.
- 8.5. Факторинг.
- 8.6. Операции с иностранной валютой.
- 9.1. Основные понятия в сфере банковского ценообразования.
- 9.2. Этапы ценообразования в коммерческом банке.
- 9.3. Методы ценообразования в коммерческих банках.
- 9.4. Факторы ценообразования в коммерческом банке.
- 9.5. Стратегии ценообразования.
- 9.6. Модели деятельности коммерческого банка.
- 10.1. Специфика банковского маркетинга.
- 10.2. Особенности бизнес-коммуникаций в банковской сфере.
- 10.3. Факторы, влияющие на стратегию продвижения банка.
- 10.4. Ключевые элементы бизнес-коммуникаций коммерческих банков.
- 10.5. Клиентская работа в коммерческом банке.
- 10.6. Формы прямого поиска клиентов
- 1. Привлечение клиентов через давно и успешно обслуживающихся в данном банке.
- 11.1. Особенности маркетинга услуг.
- 11.2. Сущностная характеристика маркетинга услуг.
- 11.3. Процесс разработки новой услуги.
- 11.4. Каналы распределения для услуг.
- 12.1. Особенности управления коммерческим банком в современных условиях.
- 12.2. Роль руководителя в коммерческом банке.
- 12.3. Формы взаимодействия персонала и руководителя.
- 12.4. Организационная структура коммерческого банка.
- 12.5. Виды организационных структур.
- 12.6. Виртуальные структуры.
- 12.7. Взаимодействие фронт- и бэк-офиса.
- 12.8. Методы повышения эффективности работы бэк-офиса.
- 13.1. Построение команды коммерческого банка.
- 13.2. Ситуационный менеджмент в коммерческом банке.
- 13.3. Роль оценки персонала в управлении персоналом.
- 13.4. Показатели оценки персонала в коммерческом банке.
- 14.1. Соотношение системы мотивации и системы управления.
- 14.2. Механизм построения системы мотивации.
- 14.3. Система мотивации в динамике.
- 14.4. Задачи по совершенствования системы управления банком.
- 14.5. Стимулирование сотрудников.
- 15.1. Основные понятия.
- 15.2. Бизнес-план открытия филиала.
- 5. Операции с иностранной валютой:
- 15.3. Нормативное регулирование открытия обособленных подразделений.
- 15.4. Построение структуры управления филиалами.
- 15.5. Мониторинг деятельности обособленных подразделений.
- 16.1. Идеи развития коммерческого банка.
- 16.2. Новые системы управления персоналом.
- 16.3. Новые технологии внутренних коммуникаций.
- 16.4. Новые системы обучения.
- 17.1. Тенденции развития технологий в банковском бизнесе.
- 17.2. Новые банковские системы.
- 17.3. Модели банковских услуг на дому.
- 17.4. Возможности Internet для банковского бизнеса.
- 17.5. Системы межбанковских коммуникаций.