12.5. Виды организационных структур.
В настоящее время повсеместно преобладают линейно-функциональные структуры управления банком. Усиление конкуренции на рынке банковских услуг и превращение его в клиентоориентированный приведет в ближайшем будущем к пересмотру банковских стратегий и потребует не просто создания дополнительного подразделения (ответственного за маркетинг), но и проведения перестройки с учетом маркетинговой философии всей структуры банка. Появятся банки с функциональной структурой по группам услуг. Развернувшиеся в последнее время процессы глобализации экономики (что в первую очередь отражается на финансовом секторе) значительно усложнили внешнюю среду банков. Появились стратегии адаптации и управления внешней средой банков, что привело к появлению так называемыхадаптивныхорганизационныхструктур.
Организационные структуры банков можно классифицировать следующим образом:
Линейно-функциональная | Дивизиональная | Адаптивная | Банк будущего |
Традиционная линейно-функциональная; Функциональная продуктовая; Функциональная технологическая; Иерархическая. | Дивизионально-продуктовая; Ориентированная на потребителей; Дивизионально-региональная структура; Холдинг. | Проектная; Матричная; Бригадная; Программно-целевая; Проблемно-целевая. | Сетевая; Структура горизонтального типа; Банк-модуль. |
Исторически первым возник линейно-функциональный тип организационных структур банка. Специалисты отмечают, что данный тип структуры является наиболее распространенным. И если для ведущих банков мира характерна структура холдинга (большинство банков высокоразвитых стран мира имеют дивизиональную структуру, периодически практикуя внедрение адаптивных типов организационных структур), то для банков «молодых» банковских систем (например, российских и белорусских) линейно-функциональная структура является преобладающей.
Дивизиональная структура была впервые внедрена в американском First National City Bank, который осуществил дивизионализацию по пяти группам клиентов еще в 60-е годы XX века. С середины 80-х годов эта структура банков в наиболее развитых странах мира стала доминирующей. Считается, что по сравнению с линейно-функциональной структурой дивизиональная более гибкая, ориентирована на новые рынки и технологии, на неценовую конкуренцию, в ее рамках быстро решаются сложные межфункциональные проблемы, более оперативно принимаются решения. Такую структуру имеют, например, Creditanstaltbank (Австрия), Sparbanken (Швеция), Сбербанк России. Традиционно дивизионально-продуктовая структура представлена в банковском бизнесе такими направлениями (отдельными отраслями или стратегическими зонами банковской деятельности), как кредит, финансы, вложение капитала, или в английской терминологии: коммерческая деятельность, инвестиционная деятельность и доверительное управление. Дивизионализация по группам клиентов — это, как правило, розничный бизнес, корпоративный бизнес, индивидуальное банковское обслуживание, услуги другим банкам.
Сегодня крупнейшие банки мира (UBS, Citicorp, Mizuho Financial Group, HSBC Holdings и др.) — банковские холдинг-компании, представленные почти на всех сегментах рынка финансовых услуг. Их особенность в том, что обладая контрольным пакетом акций входящих в холдинг небанковских структур, холдинг контролирует их деятельность в вопросах стратегического развития, сохраняя при этом за ними статус самостоятельных юридических лиц. В России такую структуру имеют Альфа-групп и МДМ.
Адаптивные организационные структуры стали применяться банками в 70—90-е годы XX века, когда резко возросла конкуренция со стороны небанковских институтов. В этих условиях особое значение стала приобретать своевременная и адекватная реакция на изменение рыночных ситуаций, которая была невозможна при использовании традиционных бюрократических структур. Наиболее распространенными адаптивными структурами являются проектная, матричная, бригадная.
Проектные структуры предназначены для решения стоящих перед банком конкретных крупномасштабных задач (проектов), например, освоения и внедрения новых банковских продуктов. Это требует от банка отдельного руководства такими проектами с условиями их реализации в кратчайшие сроки, с максимальной эффективностью и без ущерба для основной деятельности банка. Учитывая, что в среднем ведущие банки мира продают свыше 400 видов различных банковских продуктов, этот вид организации особенно актуален для банков со стратегией универсализации и в то же время с ограниченным количеством оказываемых услуг.
Матричная структура управления характеризуется закрепленными в организационном построении банка двумя направлениями руководства. При этом можно выделить двух-, трех-, четырех- и многомерную матричную организации в зависимости от количества комбинируемых направлений.
Например, четырехмерная матричная структура может предполагать ориентацию на продукт, отрасль деятельности банка, географию бизнеса, группы клиентов. Матричная структура имеет одно большое преимущество: при гигантских размерах банковского института она позволяет ему быть максимально гибким. Считается, что она наиболее адекватна стратегии получения высококачественного результата по большому количеству проектов.
В основе кросс-функциональной (альтернативное название — бригадной) формы адаптивной структуры лежит принцип организации работы в рамках рабочих групп, или «управляющих команд». Считается, что данный тип организации наиболее подходит для высокотехнологичных банков с высоким уровнем профессиональной подготовки персонала, которые занимаются реализацией комплексных проектов финансово-банковского обслуживания.
Превращение вертикальных иерархий в «плоские» структуры с преимущественно горизонтальными связями (в такой интерпретации неважно, как назвать будущую структуру: сетевой, горизонтальной, модульной) — есть выраженная тенденция эволюции типов организационных структур, когда сам характер подчинения претерпевает изменения
- Оглавление
- 1.2. Банковское законодательство.
- 1.3. Банковская система рф. Центральный банк Рф.
- 1.4. Банковский надзор.
- 2.1. Нормативные акты для регистрации кредитной организации.
- 2.2. Требования к кредитной организации при регистрации. Банковские операции.
- 2.3. Органы управления кредитной организацией.
- 2.4. Порядок регистрации кредитной организации.
- 3.1. Основные понятия в сфере финансового мониторинга.
- 4.1. Необходимость внутреннего контроля в коммерческом банке.
- 4.2. Основные понятия внутреннего контроля.
- 4.3. Новые тенденции в организации внутреннего контроля в коммерческих банках.
- 5.1. Необходимость участия Центрального Банка рф в системе внутреннего контроля коммерческих банков.
- 5.2. Оценка деятельности службы внутреннего контроля.
- 5.3. Банковский аудит.
- 5.4. Методы аудиторской проверки.
- 5.5. Аудит системы внутреннего контроля.
- 6.1. Понятие рисков банковской деятельности
- 6.2. Управление рисками на разных уровнях.
- 6.3. Риски ликвидности и снижения капитала.
- 6.4. Внешние риски.
- 8.1. Расчетно-кассовое обслуживание.
- 8.2. Вексельные операции.
- 8.3. Депозитные продукты.
- 8.4. Кредитные продукты.
- 8.5. Факторинг.
- 8.6. Операции с иностранной валютой.
- 9.1. Основные понятия в сфере банковского ценообразования.
- 9.2. Этапы ценообразования в коммерческом банке.
- 9.3. Методы ценообразования в коммерческих банках.
- 9.4. Факторы ценообразования в коммерческом банке.
- 9.5. Стратегии ценообразования.
- 9.6. Модели деятельности коммерческого банка.
- 10.1. Специфика банковского маркетинга.
- 10.2. Особенности бизнес-коммуникаций в банковской сфере.
- 10.3. Факторы, влияющие на стратегию продвижения банка.
- 10.4. Ключевые элементы бизнес-коммуникаций коммерческих банков.
- 10.5. Клиентская работа в коммерческом банке.
- 10.6. Формы прямого поиска клиентов
- 1. Привлечение клиентов через давно и успешно обслуживающихся в данном банке.
- 11.1. Особенности маркетинга услуг.
- 11.2. Сущностная характеристика маркетинга услуг.
- 11.3. Процесс разработки новой услуги.
- 11.4. Каналы распределения для услуг.
- 12.1. Особенности управления коммерческим банком в современных условиях.
- 12.2. Роль руководителя в коммерческом банке.
- 12.3. Формы взаимодействия персонала и руководителя.
- 12.4. Организационная структура коммерческого банка.
- 12.5. Виды организационных структур.
- 12.6. Виртуальные структуры.
- 12.7. Взаимодействие фронт- и бэк-офиса.
- 12.8. Методы повышения эффективности работы бэк-офиса.
- 13.1. Построение команды коммерческого банка.
- 13.2. Ситуационный менеджмент в коммерческом банке.
- 13.3. Роль оценки персонала в управлении персоналом.
- 13.4. Показатели оценки персонала в коммерческом банке.
- 14.1. Соотношение системы мотивации и системы управления.
- 14.2. Механизм построения системы мотивации.
- 14.3. Система мотивации в динамике.
- 14.4. Задачи по совершенствования системы управления банком.
- 14.5. Стимулирование сотрудников.
- 15.1. Основные понятия.
- 15.2. Бизнес-план открытия филиала.
- 5. Операции с иностранной валютой:
- 15.3. Нормативное регулирование открытия обособленных подразделений.
- 15.4. Построение структуры управления филиалами.
- 15.5. Мониторинг деятельности обособленных подразделений.
- 16.1. Идеи развития коммерческого банка.
- 16.2. Новые системы управления персоналом.
- 16.3. Новые технологии внутренних коммуникаций.
- 16.4. Новые системы обучения.
- 17.1. Тенденции развития технологий в банковском бизнесе.
- 17.2. Новые банковские системы.
- 17.3. Модели банковских услуг на дому.
- 17.4. Возможности Internet для банковского бизнеса.
- 17.5. Системы межбанковских коммуникаций.