logo
Case_el1

Вынужденный альянс

Экономить придется обоим авиаперевозчикам, серьезно пострадавшим от сокращения доходов в результате кризиса. Суммарный оборот BA-Iberia в 2008/09 финансовом году составил 22,3 млрд долларов, но при этом обе компании несут убытки. Так, с апреля по сентябрь потери ВА достигли 490 млн долларов, убытки Iberia за тот же период превысили 133 млн. Причина — сокращение в последние полтора года пассажиропотока, особенно числа пассажиров бизнес-класса на трансатлантических рейсах.

Возможность слияния British Airways и Iberia, входящих в созданный еще в 1999 году альянс OneWorld, аналитиками обсуждалась давно. ВА контролирует 13,5% акций испанского перевозчика и имеет опцион на покупку дополнительных бумаг. Экономический кризис лишь стал катализатором сделки. «Слияние позволит ВА и Iberia поддержать друг друга в сложные времена, когда конкуренция в авиационной отрасли значительно выросла», — сказал «Эксперту» Даглас Маквити, аналитик консалтинговой компании Arran Aerospace.

«British Airways и Iberia окажутся значительно сильнее вместе, чем поодиночке, особенно в плане своих маршрутных сетей. Если бы слияние не состоялось, им было бы гораздо сложнее конкурировать с более широкими маршрутными сетями Air France-KLM и Lufthansa», — говорит Герт Зонневелд, аналитик по авиации в лондонской брокерской конторе Panmure Gordon.

Действительно, консолидация авиаотрасли в Европе идет быстро. Так, в 2007 году Lufthansa купила Swiss, а за последний год — Austrian Airlines, BMI (британского перевозчика второго эшелона) и 45% SN Brussels Airlines (с опционом покупки остальных 55% в 2011 году). Образованная в результате слияния в 2004 году Air France-KLM в начале текущего года приобрела 25% акций Alitalia (с возможностью покупки дополнительной доли акций в 2013 году). «В силу исторических и географических причин в Европе слишком много национальных перевозчиков. Уже давно понятно, что поддерживать такое количество авиакомпаний в ходе евроинтеграции будет невозможно. Останется несколько самых крупных, которые скупят все остальные», — считает Даглас Маквити.

Ужесточающаяся конкуренция в Европе подтолкнула Iberia и British Airways (последняя ранее вела переговоры о слияния и с голландской KLM, и с австралийской Quantas) друг к другу. «ВА и Iberia сливаются не потому, что им выгоднее быть вместе, а потому что им совсем невыгодно оставаться в одиночестве. Национальные перевозчики смогут выжить, только если они будут слишком крупными, чтобы их не мог купить конкурент. Без сделки ВА и Iberia выглядели бы совсем маленькими на фоне укрупняющихся Lufthansa или Air France-KLM», — уверен Стюарт Джеймс, аналитик по авиации в лондонском офисе инвестбанка Calyon.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4