logo
Case_el1

Вернуть госконтроль в госкомпаниях

Что касается инфраструктурных секторов и естественных монополий, контролируемых государством, то здесь использование офшоров маскирует процесс перекачки доходов от госкомпаний к управляющим ими чиновникам и их семьям. Собственно, начало этому процессу положил горбачевский закон о кооперации, когда 86% ко­оперативов было в итоге организовано при госпредприятиях и служило банальной цели «обналички» их финансовых ресурсов (данные из воспоминаний академика Леонида Абалкина по состоянию на 1 июля 1990 года). И с этой точки зрения тот факт, что наступление на офшоризацию бизнеса власти начали именно с госкомпаний, кажется совершенно оправданным.

«Что касается использования офшоров в бизнес-цепочках государственных компаний, то это можно практически однозначно квалифицировать как вывод денег из этих компаний менеджментом при недостаточном контроле — вряд ли можно говорить о системном попустительстве — со стороны главного акционера, — считает генеральный директор ЦЭА “Интерфакс” Михаил Матовников. — Например, если госкомпания ведет закупки отечественной продукции через офшорного посредника, то часть маржи улавливается посредником и оседает за рубежом. Нет ничего удивительного в том, что зачастую эти посредники так или иначе аффилированы с топ-менеджментом госкомпании. Согласитесь, в частном бизнесе трудно представить ситуацию, когда менеджмент тихой сапой уводит из компании миллиарды. С ведома или по инициативе акционеров — другое дело, но чтобы сам — вряд ли. Потому что частные владельцы, как правило, зорко приглядывают за своим бизнесом. Для того чтобы пресечь безобразия с офшорами в госкомпаниях, не нужно никакого ужесточения законодательства, касающегося взаимодействия с компаниями из иностранных юрисдикций. Государство как собственник должно просто-напросто наладить внутренний контроль в своих компаниях. Пресечь практику разворовывания госкомпаний их топ-менеджерами. У государства для этого есть масса рычагов и институтов — правоохранительные органы, Счетная палата и другие».

В то же время это не значит, что госкомпании никогда и ни при каких обстоятельствах не могут использовать офшорные компании в качестве своих контрагентов. Бывают случаи, когда это оправданно. Например, при сделках слияний-поглощений в Европе. Скажем, почти нереально купить какой-нибудь актив в Польше напрямую из России — понадобится иностранный посредник, какой-нибудь швейцарский холдинг.

Далее. Нельзя исключать, что часть офшорных схем, организованных госкомпаниями и госбанками, связана с исполнением специфических функций государства за рубежом. И было бы полным идиотизмом выставлять в таких случаях эти схемы и их конечных бенефициаров напоказ. Неужели скандальная история с печально памятной фирмой FIMACO (через эту зарегистрированную на Джерси компанию российский Центробанк осуществлял инвестиции части международных резервов, включая средства кредитов МВФ, в высокодоходный рынок ГКО собственного правительства) нас ничему не научила?

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4