Вернуть госконтроль в госкомпаниях
Что касается инфраструктурных секторов и естественных монополий, контролируемых государством, то здесь использование офшоров маскирует процесс перекачки доходов от госкомпаний к управляющим ими чиновникам и их семьям. Собственно, начало этому процессу положил горбачевский закон о кооперации, когда 86% кооперативов было в итоге организовано при госпредприятиях и служило банальной цели «обналички» их финансовых ресурсов (данные из воспоминаний академика Леонида Абалкина по состоянию на 1 июля 1990 года). И с этой точки зрения тот факт, что наступление на офшоризацию бизнеса власти начали именно с госкомпаний, кажется совершенно оправданным.
«Что касается использования офшоров в бизнес-цепочках государственных компаний, то это можно практически однозначно квалифицировать как вывод денег из этих компаний менеджментом при недостаточном контроле — вряд ли можно говорить о системном попустительстве — со стороны главного акционера, — считает генеральный директор ЦЭА “Интерфакс” Михаил Матовников. — Например, если госкомпания ведет закупки отечественной продукции через офшорного посредника, то часть маржи улавливается посредником и оседает за рубежом. Нет ничего удивительного в том, что зачастую эти посредники так или иначе аффилированы с топ-менеджментом госкомпании. Согласитесь, в частном бизнесе трудно представить ситуацию, когда менеджмент тихой сапой уводит из компании миллиарды. С ведома или по инициативе акционеров — другое дело, но чтобы сам — вряд ли. Потому что частные владельцы, как правило, зорко приглядывают за своим бизнесом. Для того чтобы пресечь безобразия с офшорами в госкомпаниях, не нужно никакого ужесточения законодательства, касающегося взаимодействия с компаниями из иностранных юрисдикций. Государство как собственник должно просто-напросто наладить внутренний контроль в своих компаниях. Пресечь практику разворовывания госкомпаний их топ-менеджерами. У государства для этого есть масса рычагов и институтов — правоохранительные органы, Счетная палата и другие».
В то же время это не значит, что госкомпании никогда и ни при каких обстоятельствах не могут использовать офшорные компании в качестве своих контрагентов. Бывают случаи, когда это оправданно. Например, при сделках слияний-поглощений в Европе. Скажем, почти нереально купить какой-нибудь актив в Польше напрямую из России — понадобится иностранный посредник, какой-нибудь швейцарский холдинг.
Далее. Нельзя исключать, что часть офшорных схем, организованных госкомпаниями и госбанками, связана с исполнением специфических функций государства за рубежом. И было бы полным идиотизмом выставлять в таких случаях эти схемы и их конечных бенефициаров напоказ. Неужели скандальная история с печально памятной фирмой FIMACO (через эту зарегистрированную на Джерси компанию российский Центробанк осуществлял инвестиции части международных резервов, включая средства кредитов МВФ, в высокодоходный рынок ГКО собственного правительства) нас ничему не научила?
Yandex.RTB R-A-252273-3- Учебное пособие по дисциплинам»Экономическая теория», «Экономика», «Микроэкономика», «Макроэкономика» для бакалавриата
- Введение
- Раздел 1. Субъекты рыночных отношений и их интересы Кейс 1.1. Альтернативное программное обеспечение в России: проблемы и перспективы
- Свободное, но не бесплатное
- Сумятица во власти
- «Русских Windows» будет пять?
- Цена вопроса
- Сможем ли?
- Кейс 1.2. Новые глобальные тенденции производства и потребления
- Кейс 1.3. Анализ спроса и предложения на рынке
- Введение
- Почем доллар в Бостоне
- Доплата за вредность
- Индекс стопки
- Раздел 2 рынок ресурсов Кейс 2.1. Как повысить производительность труда?
- Производительность труда: лучше, быстрее, дешевле
- Организацию труда машинами не заменишь
- От философии — к инструментам
- Рабочие не виноваты
- Кейс 2.2. Проблемы занятости в экономике рф.
- Раздел 3 конкуренция и рыночные структуры Кейс 3.1. Новые тенденции в мировой авиационной отрасли
- Вынужденный альянс
- Убрать барьеры
- Кейс 3.2. Особенности первичного рынка недвижимости
- Кейс 3.3. Рынок шоколада
- Кейс 3.4. Проблемы ценообразования на продукцию естественных монополий
- Кейс 3.5. Проблемы диверсификации производства
- Коньячно-лимонадные проблемы
- Польза с газом и сахаром
- Раздел 4 экономический рост и экономический цикл Кейс 4.1. Возможна ли в России органичная модернизация?
- Кейс 4.2. Сценарии развития шестой технологической волны
- Здравый инновационный смысл
- Локальное лидерство
- Быстрое преследование
- Адаптация к межсезонью
- Без четвертого
- Раздел 5 денежная система и инфляция Кейс 5.1. Инфляция и кредитно-денежная политика в России
- Кейс 5.2. Проблемы развития банковского сектора экономики России
- Хуже ожиданий
- Смены приоритетов не ждите
- Всегда чуть впереди
- Жилка есть
- Раздел 6 государство в системе рыночных отношений Кейс 6.1. Что эффективнее для поддержки экспортеров?
- Введение
- Пошлины на сыр.
- Подъемные для экспортера
- Страховка от импортера
- Уроки китайского
- Кейс 6.2. Особенности государственной инвестиционной политики России
- Кейс 6.3. Место и роль офшоров в деятельности российских компаний
- Защита, гибкость, экономия
- Накладный триколор
- Вернуть госконтроль в госкомпаниях
- Не догоню, так согреюсь
- Неприятный сюрприз