logo
Case_el1

Убрать барьеры

Консолидация авиакомпаний ранее обычно касалась национального рынка. Например, та же BA появилась в результате объединения BOAC, BEA и British Caledonian в 1970−х и 1980−х. Попытки слияний ВА с американскими перевозчиками пресекались регуляторами в Вашингтоне, не разрешающими иностранцам приобретать более 25% в своих компаниях. В результате авиакомпании в конце 1990−х стали формировать альянсы — Star, SkyTeam и OneWorld, оптимизируя маршруты и продавая билеты друг друга в рамках код-шеринга.

Сливаться авиаперевозчикам было по-прежнему сложно из-за ограничений национальных регуляторов. Исключением до недавних пор оставался Евросоюз, где правила общего рынка не запрещают объединяться, например, французской и итальянской авиакомпаниям. Соглашение «Открытое небо» между США и ЕС, вступившее в силу весной 2008 года, позволило авиакомпаниям участников выходить на рынки друг друга для проведения полетов, но не для осуществления слияний. США по-прежнему блокировали продажу своих авиакомпаний иностранцам «по стратегическим соображениям».

Теперь ситуация может измениться. Всего через три дня после объявления о сделке между ВА и Iberia в Монреале было принято соглашение, которое позволит авиакомпаниям из подписавших его стран получать доступ к международным рынкам капитала, сократить ограничения по доступу на рынок и предоставить авиакомпаниям больше свободы в ценообразовании. Разработанный в Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) документ «Повестка дня для свободы» подписало всего восемь участников — Чили, Малайзия, Панама, Сингапур, Швейцария, ОАЭ, США и ЕС. Но на них приходится 60% мировых воздушных перевозок, поэтому эффект может оказаться весьма значительным.

Мировая авиаотрасль — одна из наиболее фрагментированных в мире. В IATA состоит 230 авиакомпаний, а общее число операторов воздушного транспорта в мире превышает полторы тысячи. На десять крупнейших мировых компаний приходится всего 30% общего объема рынка в 490 млрд долларов. Для сравнения: на десятку ведущих производителей автомобилей приходится 75% куда большего по объему — 2 трлн долларов — рынка. По оценкам IATA, за последние 60 лет авиаперевозки обеспечили доходы в 11 трлн долларов, но чистая прибыль составила лишь 32 млрд, что означает норму прибыли всего в 0,3%. Только за последнее десятилетие убытки отрасли превысили 53 млрд долларов, в том числе более 10 млрд долларов в 2008 году и ожидаемые 9 млрд в нынешнем.

«Либерализация позволит повысить связанность полетов авиакомпаний. По оценкам IATA, снятие барьеров для авиакомпаний и консолидация приведут к росту пассажиропотока на 63 процента, создадут 24 миллиона рабочих мест и почти вдвое увеличат размеры отрасли в целому по миру», — рассказал «Эксперту» Алан Крофорд, экономист консалтинговой компании RBB Economics.

В IATA ожидают, что к соглашению «Повестка дня для свободы» в ближайшее время также присоединятся Марокко, Индия, Австралия, Новая Зеландия и другие страны, что позволит либерализовать около 75% мирового авиарынка и начать волну глобальной консолидации.

Вопросы для обсуждения:

  1. К какой рыночной структуре относится авиационная отрасль? Рассмотрите мировой и национальный уровни.

  2. Каковы причины консолидации авиакомпаний British Airways (BA) и Iberia?

  3. Какие факторы влияют на оптимальные размеры функционирующих на рынке предприятий?

  4. Какое воздействие на развитие мировой авиационной отрасли окажет волна консолидаций авиаперевозчиков? Выделить положительные и отрицательные последствия.

  5. Какие выгоды от консолидации перевозчиков получат потребители их услуг?

  6. Какова роль национальных государств в формировании новых тенденций в мировой авиационной отрасли?

  7. Являются ли слияния в авиационной отрасли результатом развития глобализационных процессов в мировой экономике?

  8. Какое влияние показанные тенденции в авиационной отрасли окажут на развитие отечественных авиаперевозчиков?

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4