logo
Case_el1

Доплата за вредность

Да, но не всем. Усредненные данные Росстата не учитывают всех изменений в реальной жизни. Например, индекс потребительских цен меняется по-разному для разных слоев населения. В 2005 г. цены для москвича с доходами $1750 росли на 6,4% быстрее, чем для среднестатистического потребителя, получавшего около 8000 руб.

За последние пять лет в крупных городах сформировалась прослойка среднего класса, зарплаты которого все больше приближаются к московским. В качестве примера можно привести Пермский край – почти образцовый регион с точки зрения стоимости потребительской корзины. В октябре 2006 г. она обошлась бы пермяку в 5119 руб. при общероссийском показателе 5148 руб. Корреляция довольно устойчивая: по итогам 2005 г. было 4725,5 руб. при 4709,7 по России.

Как следует из отчета пермской мэрии за первое полугодие 2006 г., средняя зарплата в городе была равна 11 439,6 руб., но нефтяники, финансисты и сотрудники “дочек” РАО ЕЭС и “Газпрома” зарабатывали значительно больше: средний заработок занятого в “добыче полезных ископаемых” был 34 447,2 руб. в месяц, в “финансовых услугах” – 28 907 руб., в “производстве и распределении электроэнергии, газа и воды” – 14 073 руб. В этих секторах занято 7,3% из 325 000 имеющих работу пермяков. Если приплюсовать к ним предпринимателей и менеджеров из других отраслей, размер среднего класса в Перми вырастет как минимум вдвое.

Для людей с такими доходами корзина Росстата не актуальна. У среднего класса иные не только доходы, но и структура потребления: меньше доля трат на еду и ЖКХ, больше – на развлечения, питание вне дома и прочие услуги. Делать покупки зажиточный горожанин предпочитает не на рынках, а в магазинах, что отражает и пермская статистика: в первом полугодии 2006 г. оборот вещевых и продовольственных рынков увеличился на 9,7%, а стационарная торговля приросла на 27,1%. Совершая покупки в местном супермаркете, провинциальный менеджер заплатит больше, чем на рынке, но меньше, чем в аналогичном магазине в Москве. “Московские сети приходят в регионы, как правило, на условиях франчайзинга, торговая наценка определяется уже на месте, а арендные ставки все равно ниже, чем в Москве”, – поясняет Михаил Дымшиц, гендиректор консалтинговой компании “Дымшиц и партнеры”.

Исключение из правила – зарубежный туризм, за который провинциалы вынуждены переплачивать: на большинство курортов придется лететь через столицу. Но и здесь ситуация меняется. “Еще два года назад мы 80% туристов отправляли через Москву, а теперь – 60–65%: все больше чартеров улетает прямо из Перми”, – рассказывает менеджер пермской турфирмы “Вокруг света” Оксана Кравченко.

Словом, специалисты, получающие столичные зарплаты не в Москве, могут себе позволить куда больше, чем зарабатывающие столько же москвичи. Дело за малым – выразить преимущества зажиточных провинциалов с помощью адекватного индикатора.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4