Не догоню, так согреюсь
Какие же меры по борьбе с офшорами, точнее по дестимулированию использования иностранных юрисдикций, готовятся или планируются? Некоторые новеллы, касающиеся использования офшоров, обсуждаются сегодня в рамках разработки поправок к Гражданскому кодексу, в частности в рабочей группе под руководством главы Минюста Александра Коновалова. Обсуждается конкретно следующее. Если российская компания вступает в какую-то сделку с офшорной компанией, то эта офшорная компания должна предоставить и задепонировать в ЕГРЮЛ данные о конечных бенефициарах. Конечно, можно предоставить липовые данные (например, использовать данные умерших людей, бомжей или утерянные паспорта), однако качество работы ФНС растет с каждым годом, нарабатывается опыт обмена информацией с офшорными юрисдикциями, а так называемых несотрудничающих юрисдикций (non-cooperative jurisdictions), отказывающих в обмене информацией с регулирующими органами других стран, становится все меньше. Конечно, эта норма не будет работать во всех случаях, но иногда она может оказаться действенной. «Например, когда офшорная компания приобрела какую-нибудь недвижимость в России. Если рассматриваемая поправка в ГК будет принята, то вполне возможна ситуация, когда в случае непредоставления офшором информации о конечных бенефициарах либо если эта информация не подтверждается, сделка может быть признана недействительной», — заявил в программе «Угол зрения» телеканала «Эксперт ТВ» Сергей Пепеляев, управляющий партнер юридической компании «Пепеляев групп».
Ситуация осложняется тем, что многие юрисдикции крайне неохотно раскрывают информацию о бенефициарах, и максимум, на что могут рассчитывать наши регуляторы, — сведения о номинальных собственниках. Тут имеет, конечно, значение авторитет и настойчивость национальных проверяющих органов. Например, в США существует специальная госслужба по контролю зарубежных сделок. Конечный собственник активов контролеру известен в 99% случаев. Не сотрудничать с американскими регуляторами большинство юрисдикций не осмеливаются.
Чрезвычайно важны скоординированные международные усилия по повышению прозрачности офшорных юрисдикций, осуществляемые в рамках G20 и ОЭСР. «Действенная борьба с офшорами вряд ли возможна без принятия единообразных правил игры на международном уровне, — считает старший научный сотрудник института “Центр развития” НИУ ВШЭ Дмитрий Мирошниченко, — разрозненные действия отдельных стран не дают слишком большого эффекта без их координации».
Наконец, не надо забывать, что, борясь за прозрачность офшоров, мы лишаем их защитного функционала и облегчаем работу рейдеров всех мастей. Кроме того, создаются предпосылки для повышения уровня коррупции при контроле за бенефициарами.
«Раскрытие бенефициаров офшоров должно уравновешиваться раскрытием информации об арбитражных и конкурсных управляющих, об их “бенефициарах” и их деловой истории, — считает директор Центра развития фондового рынка Юрий Данилов. — Сегодня рейдерство — это чаще всего деятельность спецслужб. Государство должно контролировать свои спецслужбы, иначе они рано или поздно подомнут государство».
Yandex.RTB R-A-252273-3- Учебное пособие по дисциплинам»Экономическая теория», «Экономика», «Микроэкономика», «Макроэкономика» для бакалавриата
- Введение
- Раздел 1. Субъекты рыночных отношений и их интересы Кейс 1.1. Альтернативное программное обеспечение в России: проблемы и перспективы
- Свободное, но не бесплатное
- Сумятица во власти
- «Русских Windows» будет пять?
- Цена вопроса
- Сможем ли?
- Кейс 1.2. Новые глобальные тенденции производства и потребления
- Кейс 1.3. Анализ спроса и предложения на рынке
- Введение
- Почем доллар в Бостоне
- Доплата за вредность
- Индекс стопки
- Раздел 2 рынок ресурсов Кейс 2.1. Как повысить производительность труда?
- Производительность труда: лучше, быстрее, дешевле
- Организацию труда машинами не заменишь
- От философии — к инструментам
- Рабочие не виноваты
- Кейс 2.2. Проблемы занятости в экономике рф.
- Раздел 3 конкуренция и рыночные структуры Кейс 3.1. Новые тенденции в мировой авиационной отрасли
- Вынужденный альянс
- Убрать барьеры
- Кейс 3.2. Особенности первичного рынка недвижимости
- Кейс 3.3. Рынок шоколада
- Кейс 3.4. Проблемы ценообразования на продукцию естественных монополий
- Кейс 3.5. Проблемы диверсификации производства
- Коньячно-лимонадные проблемы
- Польза с газом и сахаром
- Раздел 4 экономический рост и экономический цикл Кейс 4.1. Возможна ли в России органичная модернизация?
- Кейс 4.2. Сценарии развития шестой технологической волны
- Здравый инновационный смысл
- Локальное лидерство
- Быстрое преследование
- Адаптация к межсезонью
- Без четвертого
- Раздел 5 денежная система и инфляция Кейс 5.1. Инфляция и кредитно-денежная политика в России
- Кейс 5.2. Проблемы развития банковского сектора экономики России
- Хуже ожиданий
- Смены приоритетов не ждите
- Всегда чуть впереди
- Жилка есть
- Раздел 6 государство в системе рыночных отношений Кейс 6.1. Что эффективнее для поддержки экспортеров?
- Введение
- Пошлины на сыр.
- Подъемные для экспортера
- Страховка от импортера
- Уроки китайского
- Кейс 6.2. Особенности государственной инвестиционной политики России
- Кейс 6.3. Место и роль офшоров в деятельности российских компаний
- Защита, гибкость, экономия
- Накладный триколор
- Вернуть госконтроль в госкомпаниях
- Не догоню, так согреюсь
- Неприятный сюрприз