logo
Case_el1

Введение

Современный этап развития нашего общества требует приближения высшего образования к практике. Поэтому федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения делают акцент на необходимость формирования у студентов компетенций, то есть способностей применять полученные знания, умения и личностные качества в процессе профессиональной деятельности. В связи с этим повышается роль интерактивных форм проведения занятий в учебном процессе, в том числе в преподавании экономической теории. Одной из таких форм является метод case-study. Его суть состоит в обучении путем решения конкретных, реальных или вымышленных, задач-ситуаций (кейсов). Он исходит из принципа: "процесс обсуждения важней, чем его результат". Этот метод эффективен для формирования как общекультурных, так и профессиональных компетенций. Он позволяет научить студентов применять методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, находить оптимальные решения, формировать программы действий, логически верно и аргументировано доносить свои мысли до коллег, конструктивно реагировать на критику.

Возможность и целесообразность использования метода case-study при изучении экономической теории обусловлены, на наш взгляд, следующими обстоятельствами:

  1. Экономическая теория является наукой, в которой по многим проблемам не существует общепризнанного решения. Разные экономисты и школы дают свою интерпретацию реальной экономической действительности и прогнозы ее развития, по-своему объясняют поведение хозяйствующих субъектов при осуществлении выбора в процессе производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта и оценивают эффективность принятых решений.

  2. Экономическая теория является теоретической базой для практической хозяйственной деятельности.

  3. При изучении экономической теории от студентов требуется, прежде всего, понимание происходящих экономических процессов, а не автоматическое заучивание каких-либо истин.

Учитывая, что дисциплина «экономическая теория» изучается на первом курсе, когда у студентов только начинают накапливаться профессиональные знания, только формируются навыки самостоятельной работы, представляется оптимальным использование структурированных кейсов с четко построенной структурой, минимумом необходимой информации и, как правило, наличием единственного оптимального решения и «маленьких набросков», содержащие формулировку проблемы и ряд вопросов по содержанию кейса и решению поставленной проблемы. Именно такие кейсы представлены в настоящем сборнике.

Основные этапы реализации метода case-study:

- ознакомление с текстом кейса и вопросами к нему;

- обсуждение кейса;

- подведение итогов и оценивание участников обсуждения.

Порядок ознакомления студентов с текстом кейса зависит от его вида. Мини-кейсы объемом до 3-х страниц могут быть предложены студентам непосредственно на семинарских занятиях. Более длинные кейсы требуют предварительного изучения в рамках самостоятельной работы студентов. На этом этапе выявляются проблемы кейса, выделяется необходимая для его решения информация.

Обсуждение кейсов осуществляется на семинарских занятиях с использованием вопросов, предлагаемых вместе с текстом кейса. Для этого группа делится на подгруппы, состоящие из 3-5 человек. Каждая подгруппа выбирает своего модератора, который отвечает за организацию работы подгруппы, распределение вопросов между участниками и за принимаемые решения. Преподаватель при этом выступает в роли ведущего модератора. Он генерирует при необходимости вопросы, фиксирует ответы, стимулирует активность студентов, контролирует процесс и направление дискуссии.

После обсуждения кейса модератор каждой подгруппы делает доклад о полученных результатах. Студенты из других подгрупп при этом выступают его оппонентами.

По окончании занятия преподаватель подводит итоги и оценивает работу студентов. Оценка должна быть объективна, обоснованна и учитывать их теоретические знания, умения логически мыслить, анализировать практическую ситуацию и принимать оптимальное решение.