38. Система пенсионного обеспечения в рф.
Одна из фундаментальных проблем современной пенсионной системы в РФ связана с низким соотношением численности между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами. Так как число пенсионеров повышается, а численность работающих в народном хозяйстве снижается, то возрастает нагрузка на покрытие расходов по социальному обеспечению.
Пенсия по действующему законодательству – ежемесячный платёж в размерах, соизмеримых с прошлым заработком, назначаемый лицу пожизненно или на длительный срок в установленных законодательством случаях.Пенсии по государственному пенсионному обеспечению подразделяются на: пенсии по старости;пенсии за выслугу лет; пенсии по инвалидности; пенсии по случаю потери кормильца; социальные пенсии.
Пенсии по старости – ежемесячные выплаты из Пенсионного фонда РФ, назначаемые пожизненно в размерах, соизмеримых с прошлым заработком, лицам, которые занимались установленный срок общественно-полезной деятельностью и достигли установленного законом возраста.
Право на пенсию по старости возникает как правило, у мужчин по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, у женщин – по достижении 55 лет и стаже работы не менее 20 лет.
Под пенсией за выслугу лет понимается ежемесячная выплата, устанавливаемая гражданину в связи с длительной, определённой законом работой или профессиональной деятельностью, и назначаемая, как правило, независимо от возраста получателя при оставлении этой работы или завершении этой деятельности.
Пенсии по инвалидности являются ежемесячными денежными выплатами, назначаемыми гражданам, которые имеют стойкое нарушение функций организма, как при наличии у них необходимого трудового (страхового) стажа, так и без него.
Пенсии по случаю потери кормильца – ежемесячные выплаты из ПФ РФ, а также федерального бюджета, назначаемые в размерах, соизмеримых с заработком умершего (безвестно отсутствующего) кормильца, нетрудоспособным членам семьи, находящимся на иждивении умершего.
Социальные пенсии – это гарантированная государством минимальная социальная помощь, предоставляемая от их трудового стажа, уплаты страховых взносов, выплачиваемая при достижении установленного возраста. (выплачиваются некоторым категориям граждан).
Пенсионный фонд РФ.ПФ РФ образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22.12.90 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Пенсионный фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Он выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории РФ законодательством о банках и банковской деятельности.
Денежные средства ПФ РФ складываются из:
- страховых взносов работодателей и работающих. Страховые взносы в ПФР начисляются на все виды заработка (дохода) в денежной или натуральной форме независимо от источника их финансирования, в том числе штатных, нештатных, сезонных и временных работников, а также работающих по совместительству или выполняющих разовые, случайные и кратковременные работы.
Средства федерального бюджета;
Средства ФСС РФ;
Пени и финансовые санкции;
добровольных взносов юридических и физ.лиц.
Средства ПФ направляются на:
выплату государственных пенсий;
компенсации пенсионерам;
материальная помощь престарелым и инвалидам;
одиноким матерям;
выплату пособий по уходу за ребёнком в возрасте старше 1,5 лет до 6
пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС;
финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФ и его органов;
другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФ РФ;
различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей, осуществляются единовременные денежные выплаты.
Программа пенсионной реформы РФ, утверждённая в мае 1998 года, в долгосрочной перспективе предусматривает переход от распределительной к накопительной системе, основанной на выплате пенсии из накопленного в этих целях денежного фонда. Суть её состоит в том, что каждый работник в течение трудовой деятельности осуществляет взнос в пенсионные фонды, средства которых длительное время используются для инвестирования в экономику, а после выхода на пенсию работника они идут на его пенсионное обеспечение. На первом этапе осуществляются вложения (взносы в фонд) и последовательное наращивание накоплений (резервов), на втором – получение отдачи от
накоплений в виде регулярных выплат (пенсий). Накопительная система предполагает наличие накопительных негосударственных пенсионных фондов. Однако до сих пор основная тяжесть всех выплат лежит на государственном ПФ, не способном в одиночку решить все проблемы обеспечения достойной старости россиян. Негосударственные ПФ и страховые компании, которые должны стать реальными союзниками и партнёрами государственного ПФ, пока ещё серьёзного вклада в решение пенсионной проблемы не внесли.
Негосударственная пенсионная система в РФ.Формой дополнительного социального обеспечения пожилых граждан являются негосударственные пенсионные фонды. Импульсом к их развитию стал Указ Президента РФ «О негосударственных пенсионных фондах» (сентябрь 1992 г.). Затем был принят Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".
Закон установил, что НПФ являются особой организационно-правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения, исключительный вид деятельности которой - негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с его вкладчиками в пользу участников фонда. При создании таких фондов происходит соединение банковской, страховой и инвестиционной деятельности.
Среди негосударственных пенсионных фондов можно выделить группы:
Корпоративные: ЛУКойл-Гарант, Сургутнефтегаз;
Отраслевые: негосударственный пенсионный фонд электроэнергетики, Мосэнерго, Дальмагистраль. Стараются использовать административные ресурсы курирующего отрасль министерства или ведомства.;
Региональные: Ермак, Таганрогский. Функционируют в промышленно развитых регионах, ориентируясь на местные предприятия.;
Пенсионные фонды банков и страховых организаций: Внешэкономбанк, негос.пенсионный фонд Сберегательного банка. Создаются в основном для расширения клиентского пакета уже существующих финансовых услуг.
Основу российской негосударственной пенсионной системы составляют именно корпоративные фонды. Это так называемые фонды закрытого типа, которые создаются только для участников, сгруппированных по определённому признаку (работников, состоящих в штате одного или нескольких предприятий, учредивших фонд, работников какой-либо отрасли, профессии).
Действующие схемы негосударственного пенсионного страхования можно разделить на две основные группы:
предусматривает ведение именного пенсионного счета по каждому застрахованному физическому лицу.
Деньги на этот счет могут перечисляться с периодичностью от месяца до года. На этапе накоплений на именном пенсионном счете отражаются сведения о поступлениях пенсионных взносов, начислениях инвестиционного дохода, переводах и выкупных суммах.
На этапе выплат именной пенсионный счет отражает только сведения о пенсионных выплатах.
пенсионные взносы зачисляются в НПФ на солидарный пенсионный счет организации и не подлежат распределению по именным пенсионным счетам физических лиц до наступления определенного времени и условий. При этом деньги на именные счета попадают только по распорядительному письму организации и зачастую лишь после приобретения работником права на негосударственную пенсию. Только после этого фонд заключает с пенсионером договор и начинает выплачивать пенсию.
В настоящее время действуют почти 300 НПФ, число застрахованных лиц составляет более 5 млн человек, а полмиллиона граждан уже получают дополнительную негосударственную пенсию.
Дополнительную негосударственную пенсию однако получают около 1% пенсионеров. Российская система негосударственного пенсионного обеспечения только лишь начинает развиваться. Средний размер выплачиваемой
- 1. Финансы как историческая и экономическая категория
- Функции финансов.
- 3. Финансовая система государства и её звенья.
- 2. Роль финансов в расширенном воспроизводстве.
- 4. Содержание и задачи финансовой политики государства.
- Финансовая политика рф на современном этапе.
- 5. Экономическое содержание и классификация финансового механизма.
- 12. Система государственного финансового контроля в рф.
- Исполнительная власть
- Парламентский контроль
- . Совершенствование государственного финансового контроля в рф.
- 15. Доходы и расходы бюджета.
- 16. Межбюджетные отношения и проблемы в области межбюджетных отношений.
- Развитие межбюджетных отношений в рф.
- 17. Местные бюджеты. Особенности их формирования.
- 21. Государственные внебюджетные фонды.
- 18. Бюджетное планирование и прогнозирование. Основы составления проекта бюджета рф
- 19. Составление рассмотрение и утверждение проекта бюджета.
- 20. Исполнение бюджета.
- 22. Государственный кредит как финансовая категория.
- 23. Классификация государственных займов. Государственные ценные бумаги в рф.
- 24. Государство как заемщик и кредитор.
- 25. Государственный долг и его виды и формы в рф.
- 26. Понятие управления государственным долгом. Принципы и методы управления государственным долгом.
- 27. Содержание и функции финансов предприятия. Финансовые службы на предприятии.
- 29. Принципы и факторы организации финансов предприятия.
- 30. Роль финансов в воспроизводстве основных фондов. Оборотные средства и их финансовые источники воспроизводства.
- Оборотные средства и их финансовые источники воспроизводства.
- 31. Сущность, распределение и налогообложение прибыли предприятия.
- 32. Особенности финансов некоммерческих организаций.
- 40. Сущность и признаки налогов. Функции и виды налогов, принципы налогообложения
- Функции и виды налогов, принципы налогообложения.
- 33 Страхование как экономическая категория. Формы страхового фонда.
- 35. Страховой рынок, принципы и контроль его функционирования.
- 34. Виды и функции страхования Отрасли страхования.
- Отрасли страхования.
- 36. Экономические основы и принципы социального обеспечения.
- 37. Понятие, принципы и роль социального страхования. Фсс в рф
- Система социального страхования в рф.
- 38. Система пенсионного обеспечения в рф.
- 39. Система медицинского страхования в рф.
- 44. Формы кредитования
- 63 Классификация банковского кредита.
- 47. Ипотечное кредитование
- Ипотечное кредитование населения. Развитие ипотеки в России.
- 48 Банковская реформа 1987-1992 гг.
- 52. Структура Банка России и органы управления.
- 64. Совершенствование банковской системы и банковского надзора в рф
- 53. Принципы деятельности, функции и операции коммерческих банков
- 56. Пассивные операции коммерческих банков
- 54. Ликвидность и надёжность коммерческого банка. Банковские риски и их управление
- Банковские риски и их управление.
- 55. Основы организации, лицензирования и управления коммерческим банком
- 57. Классификация банковских активов. Активные операции коммерческих банков.
- 58 Комиссионно-посреднические операции коммерческих банков
- 52. Цели и инструменты денежно-кредитная политика цб рф
- Инструменты и методы денежно-кредитной политики цб рф
- 59. Организация безналичного платёжного оборота.
- 60. Формы безналичных расчётов
- 61. Расчётные и текущие счета.
- 62. Расчёты пластиковыми картами.
- 42. Необходимость и сущность кредита.
- 41. Классификация налогов.
- 6. Элементы и государственные органы управления финансами
- 7.Финансовое планирование и прогнозирование
- 8.Принципы формы и методы финансового планирования
- 9.Внутрифирменное планирование
- 10.Содержание задачи принципы и методы финансового контроля