9.2. Раскрытие информации акционерным обществом – основа понимания для собственников и их менеджеров.
Важным способом борьбы с этими негативными тенденциями является открытость компаний. Это достигается раскрытием информации о деятельности ОАО, кроме вопросов, представляющих коммерческую тайну. Существуют два способа раскрытия корпоративной информации: официальный и неофициальный.
Официальный - раскрытие информации в соответствии с объемами, порядками и сроками, установленными законодательством. В России, как и в других странах ФКЦБ (в США КЦББ) устанавливает требования о том, какую информацию, когда и в каком виде обязано предоставить акционерное общество. Полученная информация располагается в электронной системе ФКЦБ. Таким образом, любой участник может получить совершенно бесплатно информацию на вебсайте ФКЦБ3. К официальным способам распространения информации можно также отнести распространение информации в связи с требованиями, устанавливаемыми фондовыми биржами. Как правило, все эти требования выражаются в заполнении специальных форм отчетности.
В России ФКЦБ требует от акционерных обществ предоставлять следующую информацию.
В соответствии с Законом об акционерных обществах, открытое общество обязано ежегодно опубликовывать в средствах массовой информации, доступных для всех акционеров данного общества:
годовой отчет общества, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков;
проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации;
сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;
списки аффилированных лиц общества с указанием количества и категорий (типов) принадлежащих им акций (порядок и сроки раскрытия информации об аффилированных лицах устанавливаются Постановлением ФКЦБ РФ №7 от 30.09.1999 г.).
В соответствии с постановлениями ФКЦБ РФ, компания обязана предоставлять:
1. Ежеквартальный отчет эмитента, который составляется по итогам каждого квартала по состоянию на дату окончания отчетного квартала (постановление ФКЦБ РФ №31 от 11.08.1998 г.).
Отчет составляется по утвержденной форме, посредством электронной анкеты, разработанной ФКЦБ РФ, и представляется в ФКЦБ в срок не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала и включает в себя практическим все аспекты деятельности акционерного общества за истекший квартал. (Структура и перечень информации предоставляемой в ежеквартальном отчета представлена в приложении 1.)
Одновременно с представлением ежеквартального отчета представляется магнитный носитель, содержащий текст ежеквартального отчета в электронной форме. Копия ежеквартального отчета предоставляется эмитентом владельцам эмиссионных ценных бумаг эмитента и иным заинтересованным лицам по их требованию за плату, не превышающую накладные расходы по ее изготовлению, в течение 7 дней с даты предъявления требования.
2. Сообщения о существенных фактах и событиях, затрагивающих деятельность акционерного общества. Направляются в ФКЦБ, должны быть опубликованы в "Приложении к Вестнику Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг" и иных печатных средствах массовой информации, распространяемых тиражом, доступным для большинства владельцев ценных бумаг эмитента, в срок не позднее 5 рабочих дней с момента появления существенного факта (постановление ФКЦБ РФ №32 от 12.08.1998 г.)
Перечень фактов и событий, которые в соответствии с законодательством относятся к существенным приведен в приложении 2.
3. Кроме того в соответствии с Постановлением ФКЦБ РФ от 17 сентября 1996 года, существует дополнительный перечень информации которую акционерное общество обязано раскрывать в случае размещения акционерными обществами акций и ценных бумаг конвертируемых в акции, путем подписки, как при учреждении акционерного общества так и при дополнительных выпусках.
Кроме перечисленных официальных требований к раскрытию информации, существуют так называемые общие требования. Например, лицам, имеющим доступ к внутренней информации о компаниями, которая носит существенный характер, запрещено участвовать в торгах с использованием такой информации дол тех пор, пока она не станет достоянием широких кругов. Считается, что компании обычно обязаны исправить и изменить заявления, которые, возможно, были сделаны, если эти заявления стали в последствии неверными, и можно предположить, что инвесторы имеют все основания, чтобы полагаться на такие неверные заявления. Компания обязана делать любое публичное заявление а достаточно полном объеме, чтобы не создавать неправильного впечатления.
К неофициальным способам раскрытия информации относятся: пресс-релизы, пресс-конференции, встречи, размещение информации в Интернете и т.п. Для такого неофициального раскрытия информации существуют однако как правило нормативы и ограничения практического характера. Которые можно выразить как рекомендации.
Компания должна иметь специального человека, который официально отвечает за раскрытие информацией, который должен иметь соответствующую подготовку. Другие работники компании не должны брать на себя его функции (например, отвечать на телефонные звонки акционеров).
Рекомендуют избегать заявлений на вебсайтах, в которых говориться, что компания берет на себя ответственность за постоянное поддержание текущей информации, скорее полезнее было бы сделать обратное заявление.
Не размещайте на вебсайте компании отчеты аналитиков и не давайте гиперссылки на такие отчеты. Это может привести к голословным утверждениям, что компания одобрила отчет.
Итак, надежная информация - это основа здорового корпоративного управления. Эта идея отражается в Принципах ОЭСР, она же целиком признается требованиями российского законодательства по рынку ценных бумаг. Но. к сожалению, многие российские эмитенты игнорируют требования к раскрытию информации. Отсутствие адекватной информации является благодатной почвой для таких злоупотреблений, как увод активов, других сделок в собственных интересах.
Основная причина в том, что существующее законодательство не обеспечивает инвесторам или государственным органам, таким как ФКЦБ, достаточных полномочий правоприменения и средств судебной защиты для получения своевременной и надежной информации от этих компаний. Некоторые улучшении такой ситуации произошли за счет принятия ФКЦБ Закона о защите прав инвесторов (№46-ФЗ от 05.03.1999 г.). Благодаря которому ФКЦБ действительно получило возможность наказывать акционерные общества за непредоставление информации. Причем в основном посредством штрафов. Однако надо отметить, что во-первых размеры штрафов довольно значительны, они не носят дифференцированный характер, то есть предоставляют возможность произвола местным представителям ФКЦБ. Так сказано, что за нарушение сроков предоставления информации (любое нарушение) акционерное общество может быть наказано штрафом в размере до 10000 МРОТ, руководитель общества штрафом в размере до 200 МРОТ.
Принятие этого закона действительно заставило акционерные общества раскрывать о себе информацию, но очевидно, что этого мало. Необходимо иметь единый подход к созданию специализированного и централизованного суда, рассматриваемого дела о нарушении законодательства о ценных бумагах и принципов корпоративного управления. Большинство российских судей не имеют достаточной подготовки или опты по рассмотрению дел, связанных с нарушением законодательства о ценных бумагах и акционерных обществах. необходимо доработать гражданский кодекс российского законодательства с тем, чтобы он позволял акционерам обращаться в суд за возмещением ущерба, нанесенного нарушением законодательства. Ну и наконец- улучшение бизнес-культуры и этики. По мнению ОЭСР - это основная проблема совершенствования корпоративного управления в России. Более быстрыми темпами можно улучшить систему корпоративного управления в России посредством уделения вниманию роли “сторожей”, то есть роли независимых аудиторов, ревизионных комиссий. Которые действительно должны быть независимыми, и фактически а не только на бумаге должны выполнять свои функции.
- Управление открытыми акционерными обществами
- Омск-2001
- 1. Акционирование как форма развития хозяйственой системы.
- 1. Акционирование как форма развития хозяйственной системы
- 1.1. Понятие акционирования.
- 1.2. Особенности аккумуляции средств в процессе акционирования.
- 1.3. Виды акционирования.
- 1.4. История акционирования.
- 2. Приватизация – основа создания оао в россии.
- 2.1. Понятие приватизации.
- 2.2. Основные этапы приватизации в Российской Федерации.
- 2.3. Особенности формирования слоя владельцев акций в ходе приватизации.
- 2.4. Эффект от приватизации.
- 3. Акционерное общество как субъект хозяйственного права
- 3.1. Акционерное общество: понятие, сущность.
- 3.2. Виды акционерных обществ
- 3.3. Нормативные акты, регулирующие действие акционерных обществ в России
- 4. Формирование уставного капитала акционерного общества
- 4.1. Понятие уставного капитала общества
- 4.3. Увеличение и уменьшение уставного капитала общества
- 4.4. Уменьшение уставного капитала за счет приобретения и выкупа обществом размещенных акций
- 5. Капитализация.
- 5.1. Понятие капитализации.
- 5.2. Фондовые индексы.
- 5.3. Методы оценки стоимости акций компаний.
- 5.4. Пути повышения капитализации российских предприятий.
- 6. Создание, реорганизация и ликвидация акционерного общества
- 6.1.Учреждение и реорганизация акционерного общества
- 6.2. Устав общества и его реорганизация.
- 6.3.Ликвидация общества
- 7. Общее собрание акционеров
- 7.1. Общие понятия
- 7.2. Компетенция общего собрания акционеров
- 7.3. Подготовка к проведению общего собрания
- 7.4. Внеочередное собрание акционеров
- 7.5. Порядок проведения собрания
- 8. Органы управления акционерным обществом
- 8.1. Роль совета директоров в эффективном функционировании общества
- 8.2. Исполнительный орган общества
- 8.3. Органы контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества
- 8.4. Национальные особенности Советов директоров.
- 9. Проблемы управления корпоративной собственностью.
- 9.1. Роль информации в эффективном управлении корпоративной собственностью.
- 9.2. Раскрытие информации акционерным обществом – основа понимания для собственников и их менеджеров.
- 10. Государство – крупнейший корпоративный собственник в России.
- 10.1. Собственность Российской Федерации.
- 10.2. Участие государства в управлении оао.
- 10.3. Направление совершенствования управления пакетами акций, находящимися в собственности государства.
- 10.5. Зарубежный опыт управления государственной собственностью.
- 11. Роль наемных менеджеров в повышении эфективности управления оао
- 11.1. Правовой статус менеджера.
- 11.2. Вознаграждение и стимулирование управленческого труда в оао.
- 11.3. Взаимоотношения топ-менеджеров с собственниками.
- 12. Реорганизация как форма развития акционерных обществ
- 12.1. Понятие и виды реорганизации коммерческих организаций.
- 12.2.Слияние и присоединение как формы реорганизации.
- Десять ведущих отраслей
- 12.3.Основные мотивы слияний и поглощений компаний.
- 12.4.Механизм защиты компаний от поглощений.
- 13. Методика проведения реорганизации.
- 13.1. Слияние.
- 13.2. Присоединение.
- 13.3. Разделение
- 13.4. Выделение
- 13.5. Преобразование
- 14. Оценка экономической эффективности объединения компаний
- 14.2. Методы оценки эффективности реорганизации компаний.
- 15.Зарубежный опыт развития акционерных обществ.
- 15.1.Эволюция акционерного общества в сша
- 15.2.Современное корпоративное управление в сша
- 15.3.Корпоративное управление в Японии и Германии.
- 15.4.Решение вопросов управления акционерными обществами
- Перечень информации, которую должен содержать в себе