logo search
Не разобранные / ГОСы 2013_90 вопросов

45. Организация процесса регулирования банковской системы России и перспективы её развития.

Банк Россииявляетсяорганом банковского регулирования и банковского надзора. БР осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов.(ст. 56 ФЗ86 от 10.07.2002 г. «О ЦБ РФ (Банке России)»)

 

Главнымицелямибанковского регулирования и банковского надзора являютсяподдержание стабильности банковской системы РФ и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

 

Регулирующие и надзорные функции Банка России, установленные настоящим ФЗ «О ЦБ РФ», осуществляются через действующий на постоянной основе орган - Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. 

Необходимость. Существует взаимосвязь между хорошо функционирующей экономикой и отлаженной банковской системой: например, если экономика испытывает трудности вследствие циклического спада, то банки становятся своего рода амортизаторами – источниками финансовых ресурсов для стабилизации ситуации.

Основные задачи регулирования:

  1. координация деятельности банковских учреждений,

  2. организация межбанковских отношений,

  3. защита интересов клиентов банка,

  4. регулирование отдельных банковских операций и т.д.

Правовое регулированиебанковской деятельности в России:

  • Конституцией Российской Федерации,

  • Федеральным законом "О банках и банковской деятельности",

  • Федеральным Законом "О ЦБ РФ (Банке России)",

  • ФЗ « О страховании вкладов физических лиц в банках РФ»

  • Инструкциями и положениями ЦБ РФ (ИНСТРУКЦИЯ от 3 декабря 2012 г. N 139-И ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ НОРМАТИВАХ БАНКОВ и т.д. )

Агентство страхования вкладов (АСВ) - создано в январе 2004 года на основании ФЗ №117 от 23.12.2003 «О страховании вкладов физ. лиц в банках РФ». Основные функции: обеспечение функционирования системы страхования вкладов (выплата вкладчикам возмещений по вкладам при наступлении страхового случая); выполняет функции корпоративного конкурсного управляющего (ликвидатора) банков; с ноября 2008 года Агентство совместно с ЦБ осуществляет меры по предупреждению банкротства КО.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций (КО) БРможет устанавливатьобязат. нормативы:

1. Предельный размер имущественных вкладов в УК КО, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату УК

2. макс. размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков

не может превышать 25% размера собственных средств КО

3. макс. размер крупных кредитных рисков

Крупный КР: сумма кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента, превышающая 5% собств. средств КО 

не может превышать 800 % размера собственных средств КО 

4. нормативы ликвидности КО

- Норматив мгновенной ликвидности банка (Н2)регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в течение одного операционного дня

- Норматив текущей ликвидности банка (Н3)(30 календарных дней)

- Норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4)

(Н2)(мин. 15%)

(Н3)(мин.50%)

(Н4)(макс. 120%)

5. Нормативы достаточности собственных средств (капитала)

Норматив Н1. Определяются как отношение размера собственных средств КО и суммы ее активов, взвешенных по уровню риска. Мин H1 10%

6. Размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

7. Минимальный размер резервов, создаваемых под риски;

8. Нормативы использования собственных средств (капитала) КО для приобретения акций (долей) других юр. лиц;

определяются как выраженное в % отношение сумм инвестируемых и собств. средств КО ( 

не может превышать 25 % размера собственных средств КО)

9. Макс. размер кредитов, банк. гарантий и поручительств, предоставленных КО своим участникам (акционерам).

определяется в процентах от собственных средств КО (не может превышать 50%).

 

(см. текст в предыдущей редакции)

 

Регулирование со стороны ЦБ может быть:

1. Прямое (административное) – в форме различных директив ЦБ: наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля ЦБ над ценой или максимальным объёмом депозитов и кредитов, особенно в условияхэкономического кризиса, однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив,отток финансовых ресурсов в «теневую» экономику или за рубеж.

Методы: лицензирование и ликвидация банков, лимитирование уровня %ставок по кредитам, прямые количественные ограничения, валютные ограничения и др.

2. Косвенное (рыночное, экономическое)-посредством формирования ЦБ определённых условий на денежном рынке и рынке капиталов. Рыночные инструменты отличаются большей гибкостью по сравнению с административными, но результаты их применения не всегда адекватны намеченной цели. Тем не менее, в настоящее время отмечается отход ЦБов развитых стран от прямых методов воздействия к рыночным методам денежно-кредитного регулирования.

Методы: 1. Нормативные методы:Инструменты: - нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования); - коэффициенты и нормативы, устанавливаемые для КО.Корректирующие методы: Инструменты ДК политики: - процентные ставки, - рефинансирование КО - операции на открытом рынке, - валютные интервенции.- установление ориентиров роста денежной массы - эмиссия облигаций от своего имени. 

Помимо вышеперечисленого БР при осуществлении функции банк.регулирования и надзора (ФЗ «О ЦБ РФ»):

- устанавливает методики определения собств. средств КО, активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого норматива

- проводит проверки КО (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные ФЗ меры по отношению к нарушителям

- - 

вслучае неисполнения в установленный БР срок предписаний БР об устранении нарушений, БР вправе:

 

1) взыскать с КО штраф в размере до 1 % размера оплаченного УК, но не более 1 % минимального размера УК;

 

2) потребовать от кредитной организации:

осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению КО, в том числе изменения структуры ее активов;

 

замены руководителей КО

 

осуществления реорганизации КО;

 

3) изменить на срок до 6 месяцев установленные для КО обязательные нормативы;

 

4) ввести запрет на осуществление КО отдельных банковских операций на срок до 1 года, а также на открытие ею филиалов на срок до 1 года;

 

5) назначить временную администрацию по управлению КО на срок до ш6ести месяцев

 

6) ввести запрет на осуществление реорганизации КО, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства КО

 

7) предложить учредителям (участникам) КО, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) КО до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов;

- вправе отозвать у КО лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О банках и банковской деятельности « 

-  может обратиться в суд с иском о взыскании с КО штрафов или иных санкций, установленных федеральными законами, не позднее 6 месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения

- осуществляет анализ деятельности КО (банковских групп) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам их вкладчиков и кредиторов, стабильности банковской системы РФ.

Современное состояние и перспективы развития БС России

По ряду показателей интенсивность деятельности БС приближается к уровням начала 2008 года (докризисного периода), демонстрируя некоторые признаки перегрева в отдельных сегментах. Экономика уже сейчас в значительной степени подпитывается кредитами.

Темпы роста кредитования населения ок 40% (2012), что может вызывать повышение рисков в данном сегменте. В связи с этим БР с 2013 года ужесточает требования по формированию резерва на возможные потери по ссудам для банков, имеющим большой удельный вес кредитов населению.

Динамика роста депозитов населения замедляется, несмотря на рост ставок. Причиной является не снижение склонности к сбережению, а низкий рост доходов.

Конкуренция на рынке финансовых услуг отличается высокой интенсивностью и диверсификацией продуктовой линейки. Наряду с банками в ней участвуют микрофинансовые организации, инвестиционные и лизинговые компании, пенсионные фонды, почта и т.д.

Конкурентная среда банковского сектора характеризуется доминированием гос.банков, усилившимся в условиях неопределенности на рынке и сконцентрировавшим более 50% активов. В создавшихся условиях ожесточившейся конкуренции с госсектором частные банки вынуждены идти по пути дальнейшего укрупнения и консолидации активов.

Официальная стратегия развития банковского сектора до 2015 года предполагает, что:

Основным содержанием развития банковской сферы должно стать повышение качества банковской деятельности:

- расширение состава банковских продуктов и услуг и совершенствование способов их предоставления,

- обеспечение долгосрочной эффективности и устойчивости бизнеса кредитных организаций.

- более активное использование современных информационных технологий.

Необходимо дальнейшее повышение уровня конкуренции, транспарентности (открытости) и рыночной дисциплины

Формирование более эффективной системы банк. регулирования и надзора, способной противостоять кризисам.

Все это потребует от Правительства РФ и Банка России реализации комплекса мероприятий, направленных:

на формирование инфраструктуры, отвечающей современным требованиям (в т.ч. мероприятия по созданию международного финансового центра в РФ);

на повышение качества корпоративного управления и управления рисками в КО;

на совершенствование банк. регулирования и банковского надзора прежде всего путем развития в них содержательной составляющей и приведения правовых условий и практики их осуществления в соответствие с междунар. стандартами;

на обеспечение финансовой стабильности

Основные изменения:

- предполагается сократить участие государства в капиталах КО при сохранении контроля государства за деятельностью ОАО "Сбербанк России", ОАО Банк ВТБ и ОАО "Россельхозбанк". 

- в целях повышения доступности банковских продуктов и услуг в отдаленных районах будет реализован проект по созданию Почтового банка РФ и будут упрощены условия развития региональных сетей КО

- будет повышена операционной совместимости платежной инфраструктуры (процессинговых центров, банкоматов, терминалов) и централизации клиринговых, расчетных услуг на основе унифицированных правил и стандартов и т.д.

Из прогноза долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года

Дальнейшее развитие экономики и финансовой системы будет обеспечивать постепенное сближение структур балансов банков и населения с развитыми странами мира. В структуре банковских обязательств будет повышаться роль депозитов населения и операций рефинансирования со стороны ЦБ.

В качестве ресурсной базы для банковской системы помимо депозитов будет повышаться роль операций рефинансирования со стороны Банка России.

Рост банковских кредитов в большей степени будет связан с ростом кредитования населения (имеющего в настоящее время очень низкий относительный уровень долговой нагрузки) по сравнению с кредитами нефинансовым корпорациям.

Прирост российских банковских кредитов нефинансовым организациям, напротив, будет минимально замедляться.

В целом прогнозируется значительное повышение вклада банковского кредитования в рост экономики, и особенно в финансирование инвестиций. Предполагается повышение доступности кредита как за счет снижения кредитных ставок предприятиям до уровня инфляции плюс 1 - 2 п. пункта, так и в целом за счет снижения рисков кредитования реального сектора. В удлинении сроков кредитования и снижении ставок значительную роль сыграет инвестирование в экономику пенсионных накоплений, средств Фонда национального благосостояния, также активная роль институтов развития (особенно в среднесрочной перспективе).

Создание Мегарегулятора на базе ЦБ РФ, к которому будет присоединена ФСФР

Причины:

1. Сейчас крупнейшие игроки фактически предлагают весь комплекс услуг на финансовом рынке (кредиты, брокерские, страховые услуги и т.д.), но при этом различные сферы ее деятельности подпадают под надзор разных регуляторов - необходим единый подход и надзор за всей финансовой системой в совокупности.

2. Ресурсы и административные возможности. В частности, ФСФР в последнее время существует в условиях крайне ограниченных ресурсов и постоянно растущего числа задач.

3. ЦБ накопил большой опыт работы в сфере пруденциального надзора. На банк. рынке сформировалась более эффективная система регулирования и надзора, и было бы полезно использовать эти принципы работы и на других фин. рынках.

Трудности:технически сложная задача. Данный проект не является тривиальным, поскольку ЦБ, независимый от правительства орган, получает полномочия государственного учреждения, а также всех сотрудников, технологии и наработки.

Проект по созданию мегарегулятора состоит из трех этапов.1)охватывает время до физического объединения.2)до 1 января 2015 года – ФСФР будет существовать внутри ЦБ обособленно от остальных подразделений.3)начнется, когда уже будет существовать объединенная структура, в которой ФСФР станет блоком ЦБ.

Текущее состояние. Сейчас процесс создания мегарегулятора находитсяна первом этапе, в рамках которого предполагается решить все технические вопросы, а также вопросы по передачеIT-технологий, данных и т.д.

В течение первого полугодия 2013 года будут внесены изменения в законодательство о Банке России. Уже утверждена дорожная карта по объединению ЦБ и ФСФР. Законопроект находится на обсуждении.

С конца 2013 планируется приступить к объединению этих служб, предусмотрев специальные меры страховки того, чтобы регулирование все же не было провалено в течение становления единой службы.

  1. Коммерческие банки: виды, выполняемые функции, особенности организации их деятельности на современном этапе.

Коммерческий банк– вид кредитной организации, основной элемент банковской системы, цель которого получение прибыли за счет проведения операций направленных на аккумуляцию денежных средств, на последующее их размещение на денежном рынке, а также выполнение поручений клиентов.

Виды КБ:

  1. По видам собственности: муниципальные (принадлежащие местным органам власти), государственные, банки с участием гос. капитала, частные, кооперативные (создаются для удовлетворения потребностей членов кредитного кооператива в банковских услугах), смешанные (один из собственников – государство), банки с участием иностранного капитала, иностранные банки.

  2. По организационно-правовым формам: АО (закрытые, открытые); ООО и т.д.

  3. По территории: федеральные; межрегиональные; региональные; муниципальные.

  4. По степени независимости: самостоятельные, связанные, дочерние банки, уполномоченные банки (банки–агенты); сателлиты (полностью зависимые);

  5. По масштабам деятельности (по размеру капитала): малые, средние и крупные банки.

  6. По обслуживаемым банками отраслям: многоотраслевые, облаживающие преимущественно одну из отраслей (авиационную, автомобильную, нефтехимическую промышленность, с/х).

  7. По видам осуществляемых операций:

- универсальные банки, выполняющие весь круг банковских операций),

- специализированные банки:

- депозитные банки, занимающиеся приемом депозитов и выдачей краткосрочных кредитов;

- инвестиционные банки, которые кроме депозитных операций занимаются размещением собственных и заемных средств в средне- и долгосрочные активы;

- ипотечные банки, специализирующиеся на предоставлении кредитов под залог недвижимого имущества (ипотечных кредитов).

- сберегательные (проведение операций по приему (на хранение) и выдаче вкладов, кредитовании населения, граждан.), биржевые (специфика работы нацелена на осуществление биржевых сделок), трастовые (оказание доверительных услуг), внешнеторговые, учетные (осуществляет операции по переучету векселей), клиринговые (банк, член расчетной палаты, предоставляющий услуги по открытым в нем счетам: ведение ведомостей состояния материальных ценностей, получение и поставка ценных бумаг и др.), и др.

Современному КБ присущи следующие черты:

1.банк - универсальное предприятие, которое функционирует в сфере обмена;

2.его специфический продукт (товар) - деньги, платежные средства;

3.его основа (главное свойство) - осуществление кредитных операций;

4.банк - это коммерческая организация, которая организует и осуществляет движение ссудного капитала и обеспечивает получение прибыли;

5.производственный характер деятельности (создание дополнительных способов обращения, процента как формы прибавочной стоимости – коммерция: услуги платные, предпринимательство: цель - прибыль).

6. банк – общественный институт, работает для удовлетворения общественных потребностей.

Правовые основы деятельности коммерческих банков

1 уровень. Законодательство (+международные акты, к которым присоединилась РФ)

2 уровень. Ведомственная нормативная база -нормативные акты ЦБ РФ (положения, инструкции, указания)

3 уровень. Внутрибанковские нормативные акты (политика, положения, инструкции)

Основные функции КБ: мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал; кредитование предприятий, государства и населения; выпуск кредитных денег; осуществление расчетов и платежей в хозяйстве; эмиссионно-учредительская функция; консультирование, предоставление экономической и финансовой информации.

Организация деятельности КБ:

Создание КБ - этапы: 1)исследования и подготовительные работы, 2)государственная регистрация как юр. лица, 3)получение лицензии как разрешения проводить банковские операции, 4)создание организационной структуры, решение вопроса функционирования банка, 5)создание клиентской базы.

1)Определение и оценка потребностей в конкретных банковских услугах (ёмкость рынка), формирование состава учредителей, определение организационно-правовой формы банка (АО, ООО, ОДО, влияет на структуру и компетенцию органов управления, форму и порядок формирования УК, форму извлечения прибыли от деятельности, объём ответственности учредителей), подготовка учредительных документов (устав и учредительный договор).

Минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме 300 миллионов рублей.

2) Для гос. регистрации и получения лицензии кредит. организации в Банк России предоставляются документы: заявление с ходатайством о гос. регистрации и выдаче лицензии на осуществление банк. операций, учредительный договор и устав, протокол собрания учредителей, свидетельство об уплате гос. пошлины, копии свидетельства о гос. регистрации и справки об отсутствии задолженности перед бюджетами учредителей – юр. лиц, декларации о доходах учредителей – физ. лиц, анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера.

Подготовка к гос. регистрации банка имеет последовательность: разработка учредительного договора и устава, подписание учредительного договора, открытие в расчётно-кассовом центре (РКЦ) ЦБ РФ временного (накопительного) расчётного счёта, оплату уставного капитала, проведение учредительного собрания.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юр. лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юр. лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

4) Система управления КБстроится на основе долевого способа образования уставного фонда (в виде паев или акций), а степень участия и реальное влияние учредителя банка на его деятельность опр-ся размерами пакета акций и их типом.

Характерная структура КБ: а) административно управляющие органы (общее собрание акционеров, совет директоров банка, правление банка), б) функциональные службы банка(основные, создающие или участвующие в создании банковских услуг, иобеспечивающие службыи подразделения банка, выполняющие задачи вспомогательного и обслуживающего характера).

а)Основным (высшим) органом управления КБ являетсясобрание акционеров (пайщиков) банка. Оно реализует свои функции и задачи непосредственно через исполнительные, а также контрольные органы банка, которые целиком ему подотчетны. Решает основные вопросы, определяющие деятельность банка: основание банка, численность его участников, размер уставного фонда, паевого взноса; избирает совет банка и ревизионную комиссию; утверждает устав банка и Положение о совете, правлении банка, ревизионной комиссии и вносит в них изменения; рассматривает и утверждает отчетность.

Совет банкарешает вопросы об открытии филиалов и представительств банка, структуре и численности его работников, о расходах на содержание и развитие банка; определяет основные условия предоставления кредитов, вносит предложения собранию акционеров (пайщиков) об изменении уставного фонда, устава банка; утверждает постоянно действующие комитеты и избирает их членов; контролирует работу правления.

Правление банкаорганизует и осуществляет руководство оперативной деятельностью банка и обеспечивает выполнение решений собрания акционеров (пайщиков) и совета банка; утверждает положения о структурных подразделениях, филиалах банка; решает вопросы подбора, подготовки и использования кадров.

Председатель правления банкаруководит деятельностью банка в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Советом банка, участвует в работе Совета с правом совещательного голоса.

б) Основные подразделения: отдел активно-пассивных операций, включающий кредитование физ. и юр. лиц (краткоср. и долгоср.), отдел валютных операций, отдел операций с ц. б., отдел бухучета и отчетности, планово-аналитический отдел, отдел маркетинга и т.д.

Обеспечивающие подразделения и службы: отдел кадров, нормативно-правовой отдел, отдел информационного обеспечения, отдел технического обеспечения, хозяйственные службы.

5) Клиент банка - любое лицо, обратившееся в банк для совершения кредитных, депозитных, расчетных, валютных, доверительных, консультационных и других банковских операций. В частности клиентом банка может быть другой банк.

Клиентская база – клиенты и часть потенциальных потребителей услуг банка, кот. территориально находятся в пределах возможных контактов с ними, и кот-х. удовлетворяет набор предоставляемых банком услуг.

Способы формирования КБ: стихийно, бессистемно (если клиентом становится любой обратившийся или менеджеры по продажам привлекают клиентов, просто обзванивая их), или целенаправленно (сформированы понятие целевого клиента и ведутся мероприятия по их привлечению).

Другие особенности организации деятельности КБ:

- Работа в пределах реально имеющихся ресурсов- основной принцип деятельности КБ, кот. означает, что КБ должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов.Финансовые ресурсы КБ:уставный капитал; нераспределенная прибыль; привлеченные средств (депозиты до востребования или текущие; срочные; сберегательные).

Пассивные операции банка — эго совокупность операций (образование собственного капитала, прием вкладов (депозитов), открытие и ведение счетов клиентов, выпуск собственных ценных бумаг), посредством которых формируются его ресурсы, увеличиваются денежные средства, находящиеся на пассивных или активно-пассивных счетах (в балансе россий­ских банков активно-пассивных счетов в настоящее время нет).

Активные банковские операции– операции(расчетные, кассовые, инвестиционные, фондовые, кредитные) посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы с целью получения прибыли, при одновременном поддержании необходимого уровня ликвидности банка и оптимального распределения рисков по отдельным видам операций.

- В процессе своего функционирования и регулирования банковского риска, банк должен отводить важную роль формированию резервов банка.

  1. Обязательные резервы банка или резервные требования - представляют собой инструмент регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый Банком России для контроля денежных средств посредством снижения денежного накопления коммерческими банками.

Нормативы обязательных резервов - это беспроцентные обязательные вклады кредитных организаций в Цен-тральном Банке страны. Размер обязательных резервов устанавливается самим ЦБ в процентах к обязательствам кредитных организаций.

Нормативы обязательных резервов устанавливаются в следующих размерах с 01.03.2013 г.:

- по обязательствам перед юр. лицами - нерезидентами в валюте РФ и в иностранной валюте - 4,25% (ранее - 5,5%);

- по обязательствам перед физическими лицами в валюте РФ и в иностранной валюте - 4,25% (ранее - 4,0%);

- по иным обязательствам кредитных организаций в валюте РФ и в иностранной валюте - 4,25% (ранее - 40%).

Увеличение норм обязательного резервирования означает изъятие денег у коммерческих банков, повышение %-ых ставок и сужение кредитования, при уменьшении норм увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, которые они предоставляют в кредит.

  1. Резервный фонд банка - часть собственного капитала, образуемая за счет ежегодных отчислений от прибыли, служит для покрытия убытков банка, возникающих в результате его деятельности, а также создается для увеличения уставного фонда. Норматив отчислений в резервный фонд устанавливается общим собранием акционеров. Кредитная организация имеет возможность по итогам года сделать отчисления в резервный фонд только в том случае, если имеется прибыль. Минимальный размер резервного фонда не менее 15% оплаченного УК. Размер ежегодных отчислений в резервный фонд не менее 5% чистой прибыли до достижения минимального размера резервного фонда. За нарушение условий формирования и использования резервного фонда может быть наложено ограничение на осуществление отдельных видов операций.

  2. Группа резервов на возможные потери по прочим активам: резерв банка на возможные потери по ссудами, по срочным сделкам, резерв под обесценение вложений в ц. б., прочие.

Статистика: Количество банков в России за последние годы постоянно снижается. На начало 2013 г. количество КБ в России пол данным ЦБ РФ составляет – 956 (в 2011 – 978, в 2010 – 1012). Размер УК более 50% КБ не превышает 300 млн. руб. Основное количество банков зарегистрировано в европейской части страны, 52% всех зарегистрированных КБ в РФ расположены в Москве.

Сегодня многие КБ претерпевают трансформации: