10.2. Участие государства в управлении оао.
Целями управления акциями (долями) находящимися в государственной собственности являются:
увеличение неналоговых доходов федерального бюджета, создающее предпосылки для снижения государством налогов на результаты деятельности;
обеспечение выполнения хозяйственными товариществами и обществами общегосударственных функций (оборона, безопасность, социальные программы, регулирование естественных монополий);
стимулирование развития производства, улучшение финансово - экономических показателей деятельности хозяйственных товариществ и обществ, привлечение инвестиций;
оптимизация управленческих затрат (сокращение количества хозяйственных товариществ и обществ, в уставном капитале которых имеется доля государства, сокращение расходов, связанных с управлением);
осуществление институциональных преобразований в экономике (реструктуризация предприятий, отраслей, создание вертикально интегрированных структур).
Эти цели в настоящее время выполняются через институт государственных представителей. В соответствии с Указом Президента РФ от 10 июня 1994 года «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой» представлять интересы государства могут либо назначенные компетентными органами государственные служащие, либо иные граждане на основании договоров, заключенных с Госкомимуществом. Примерный договор и «Порядок заключения и регистрации договоров на представление интересов государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности» утверждены постановлением Правительства РФ от 21 мая 1996 года № 625. Размеры данной части не установлены. Это означает, что представитель государства может быть назначен в любое АО, где имеется, пусть даже самый малый, пакет государственных акций.
Государство управляет принадлежащими ему акциями, а также осуществляет свои права участника в хозяйственных товариществах и обществах через институт своих представителей, назначенных Правительством Российской Федерации. Их примерное число в настоящее время составляет 2000 человек, из них 92 процента - работники федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, 8 процентов - работники Министерства государственного имущества Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Министерства финансов Российской Федерации и Российского фонда федерального имущества. Привлечение профессиональных менеджеров к управлению государственными пакетами акций носит единичный характер. Таким образом, институт представителей Российской Федерации на 99 процентов состоит из государственных служащих [14, с. 15].
Роль представителя государства трудно переоценить. Он не просто контролер, стоящий на страже государственных интересов, но и активный член органов управления АО, от которого требуется выработка политики компании, проведение ее в жизнь, принятие решений, участие в разработке стратегии развития. С помощью своих представителей государство оказывает решающее влияние на объем и направление инвестиций, другие вопросы хозяйственной деятельности АО. Следовательно, действенность управления данной категорией АО в решающей степени зависит от компетенции, заинтересованности и ответственности лиц, являющихся представителями государства. Имея такие обязанности, представитель государства должен обладать соответствующими правами и возможностями.
Между тем в соответствии с названными выше нормативными актами представитель государства в письменной форме должен согласовывать с органами исполнительной власти проекты решений, которые он будет вносить, и свое будущее голосование по проектам решений, предложенным другими членами органов управления общества. Правда, не по всем, а лишь по наиболее важным вопросам, перечисленным в Указе Президента. Но этот перечень не исчерпывающий, ибо Правительство РФ может его расширить по своему усмотрению. Если добавить к этому необходимость дважды в год представлять отчет об организационной и финансово-хозяйственной деятельности компании, то становится очевидным жесткое законодательное ограничение инициативы и предприимчивости представителя государства в АО.
Дело, однако, не в количестве вопросов, требующих согласования, и не в числе отчетных документов. Речь идет об идеологии нормативных актов, основанной на недоверии к собственному представителю, и возведении в ранг непререкаемого судьи аппаратного работника. Эта традиционная, вытекающая из принципов централизованного управления, порочная в своей основе идеология применима только в условиях централизованной плановой системы управления и соответствующего ей аппарата. В нынешних условиях сокращения числа работников и функций отраслевых органов управления она не только неэффективна, но и нереализуема, способна лишь еще больше расшатать механизм управления государственной собственностью [27, с. 40].
Конечно, представители государства бывают разные. Некоторые в ответ на критику в свой адрес требуют, чтобы Госкомимущество определило, что такое «интерес государства», и только после этого они смогут его защищать. Это лишний раз свидетельствует о том, что подобные представители занимают явно не свое место.
В нормативных актах не предусмотрены последствия нарушения процедуры голосования представителем государства. Что произойдет, если последний не согласует свое голосование с органом исполнительной власти или, более того, проголосует вопреки полученным указаниям? Именно так поступил представитель Федерального управления по делам о несостоятельности при голосовании в АО «Рыбинские моторы». Можно ли на основании нарушения процедуры признать голосование на общем собрании акционеров недействительным, и если можно, то в каком порядке и с какими последствиями? Ответа на этот вопрос правовые акты не дают, хотя его актуальность очевидна.
Едва ли оправдано и требование предоставления два раза в год отчета и ежегодного доклада, направляемого в Госкомимущество и отраслевые органы исполнительной власти. Кто и когда будет их читать? Например, «Росуголь» заключил с Госкомимуществом договоры об управлении акциями 370 АО из 379 акционерных предприятий, акции которых были закреплены в федеральной собственности. Какой нужно иметь штат, чтобы проанализировать 740 полугодовых и 370 годовых отчетов АО, да еще и оценить сотни запросов по поводу голосования представителей государства? Ясно, что здесь речь идет о практически невыполнимой норме, позволяющей тем не менее чиновнику по своему выбору отслеживать работу неугодных ему лиц. Заметим попутно, что такого рода нормы являются питательной средой для коррупции аппарата.
Для серьезного участия в управлении АО с государственным капиталом представитель государства должен знать предприятие и его особенности. Возможно ли это, если один и тот же человек представляет интересы государства в двух и более разнопрофильных фирмах, имея вдобавок широкий круг обязанностей по основной работе? Представителями государства в крупных АО являются высокопоставленные сотрудники федеральных органов. Одно и то же лицо зачастую может быть заместителем министра и членом совета директоров. Подобные представители выполняют скорее роль свадебных генералов, а не активных управляющих [36, с. 21].
Двухлетняя практика показала, что действующий институт государственного представительства неэффективен. Учитывая количество хозяйственных товариществ и обществ, в которых Российская Федерация является участником (акционером), их значимость для национальной экономики, отраслевую специфику указанных организаций и ряд иных факторов, нельзя признать эффективной систему управления посредством института таких представителей по следующим причинам [5, с. 20]:
а) существующий порядок назначения государственных служащих представителями не предусматривает действенных механизмов оценки их профессиональных качеств, квалификации и подготовки с учетом специфики конкретного объекта управления. В рамках данной системы управления невозможно применение таких мер имущественной ответственности за результаты деятельности представителей, которые могли бы существенно снизить риски государства;
б) участие в качестве представителей Российской Федерации в основном государственных служащих создает проблему качества управления в связи с несоответствием количества организаций, в которые государство назначает своими представителями государственных служащих, возможностям такой системы управления и ресурсам, выделяемым на управление. В то же время вознаграждение и возмещение затрат на управление доверительным управляющим или управляющим компаниям может быть поставлено в зависимость от достижения определенных финансовых результатов деятельности организации и производится за счет прибыли организации. Практика привлечения доверительных управляющих и управляющих компаний также в большей степени отвечает требованиям профессионального управления и обеспечения ответственности за его результаты. Однако практика привлечения доверительных управляющих в настоящее время неоднозначна;
в) поскольку цели государства и его интересы, реализуемые посредством участия в хозяйственных товариществах и обществах, не всегда очевидны не только для управляющих, но и для государственных органов, их привлекающих, деятельность представителей Российской Федерации и иных управляющих основывается на собственном понимании этих целей и интересов. Отсутствие обязательной практики постановки конкретных задач перед представителями и закрепления в договорах с управляющими программы мероприятий по реализации этих задач приводит, с одной стороны, к непоследовательности в деятельности управляющих, искажению их понимания государственных интересов, с другой - к отсутствию оснований для применения мер ответственности за неэффективность управления (указанные негативные последствия отчетливо проявляются в случае, когда представитель в акционерном обществе, решающем стратегические задачи, прилагает усилия к увеличению дивидендов от деятельности общества);
г) отсутствует четкая и единообразная система отбора, подготовки и оценки управляющих, разработки способов достижения цели государства, а также отчетность управляющих, контроль за ними, обоснованные подходы к определению их полномочий;
д) отсутствует порядок получения, систематизации и обобщения информации о состоянии дел в хозяйственных товариществах и обществах, в которых участвует Российская Федерация;
е) действующий порядок передачи акций, принадлежащих Российской Федерации, в доверительное управление громоздок. Хотя он предусматривает конкурсную процедуру привлечения доверительных управляющих, но не определяет необходимость подготовки участниками конкурсов предложений о наилучшем способе достижения этой цели, а также порядок отчетности, контроля, основания для применения мер ответственности в отношении доверительного управляющего;
ж) отсутствует классификация хозяйственных товариществ и обществ, участником (акционером) которых является Российская Федерация, исходя из размера доли в уставных капиталах этих организаций, обеспечивающей возможность влияния на принятие определенных решений органами управления этих организаций. Таким образом, не представляется возможным составить перечень тех хозяйственных товариществ и обществ, в которых цель государства не может быть достигнута усилиями управляющего вследствие незначительности влияния;
з) учредительные документы акционерных обществ не соответствуют требованиям достижения целей государства и защиты его интересов.
Работа государственных представителей в АО подвергается жесткой критике в высших органах государственного управления. Виноваты, однако, не представители, а условия, в которые они поставлены. Представитель государства должен работать в условиях, позволяющих проявлять предпринимательскую инициативу и творчество в проведении научно-технической и инновационной политики, чтобы именно он, а не аппаратный чиновник нес ответственность за эффективность использования государственного капитала. Только тогда управление пакетом акций государства может стать эффективным. Но для этого правовой статус государственного представителя в АО должен быть коренным образом изменен. Пока что государственное управление душит управление корпоративное.
Утверждение, что чем меньше масштабы вмешательства государства в экономическую жизнь, тем выше уровень экономического роста, верно в самом общем виде, но не абсолютно. Жизнь сложнее абстрактных дефиниций. В определенных конкретных условиях прямое вмешательство государства, а экономику необходимо. И тогда формула приобретает обратный смысл: чем больше бездеятельность и некомпетентность представителей государства в управлении, чем в большей степени оно пущено на самотек, тем ниже показатели экономического роста или, что для условий современной России актуальнее, тем глубже экономический спад [40, с. 15].
- Управление открытыми акционерными обществами
- Омск-2001
- 1. Акционирование как форма развития хозяйственой системы.
- 1. Акционирование как форма развития хозяйственной системы
- 1.1. Понятие акционирования.
- 1.2. Особенности аккумуляции средств в процессе акционирования.
- 1.3. Виды акционирования.
- 1.4. История акционирования.
- 2. Приватизация – основа создания оао в россии.
- 2.1. Понятие приватизации.
- 2.2. Основные этапы приватизации в Российской Федерации.
- 2.3. Особенности формирования слоя владельцев акций в ходе приватизации.
- 2.4. Эффект от приватизации.
- 3. Акционерное общество как субъект хозяйственного права
- 3.1. Акционерное общество: понятие, сущность.
- 3.2. Виды акционерных обществ
- 3.3. Нормативные акты, регулирующие действие акционерных обществ в России
- 4. Формирование уставного капитала акционерного общества
- 4.1. Понятие уставного капитала общества
- 4.3. Увеличение и уменьшение уставного капитала общества
- 4.4. Уменьшение уставного капитала за счет приобретения и выкупа обществом размещенных акций
- 5. Капитализация.
- 5.1. Понятие капитализации.
- 5.2. Фондовые индексы.
- 5.3. Методы оценки стоимости акций компаний.
- 5.4. Пути повышения капитализации российских предприятий.
- 6. Создание, реорганизация и ликвидация акционерного общества
- 6.1.Учреждение и реорганизация акционерного общества
- 6.2. Устав общества и его реорганизация.
- 6.3.Ликвидация общества
- 7. Общее собрание акционеров
- 7.1. Общие понятия
- 7.2. Компетенция общего собрания акционеров
- 7.3. Подготовка к проведению общего собрания
- 7.4. Внеочередное собрание акционеров
- 7.5. Порядок проведения собрания
- 8. Органы управления акционерным обществом
- 8.1. Роль совета директоров в эффективном функционировании общества
- 8.2. Исполнительный орган общества
- 8.3. Органы контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества
- 8.4. Национальные особенности Советов директоров.
- 9. Проблемы управления корпоративной собственностью.
- 9.1. Роль информации в эффективном управлении корпоративной собственностью.
- 9.2. Раскрытие информации акционерным обществом – основа понимания для собственников и их менеджеров.
- 10. Государство – крупнейший корпоративный собственник в России.
- 10.1. Собственность Российской Федерации.
- 10.2. Участие государства в управлении оао.
- 10.3. Направление совершенствования управления пакетами акций, находящимися в собственности государства.
- 10.5. Зарубежный опыт управления государственной собственностью.
- 11. Роль наемных менеджеров в повышении эфективности управления оао
- 11.1. Правовой статус менеджера.
- 11.2. Вознаграждение и стимулирование управленческого труда в оао.
- 11.3. Взаимоотношения топ-менеджеров с собственниками.
- 12. Реорганизация как форма развития акционерных обществ
- 12.1. Понятие и виды реорганизации коммерческих организаций.
- 12.2.Слияние и присоединение как формы реорганизации.
- Десять ведущих отраслей
- 12.3.Основные мотивы слияний и поглощений компаний.
- 12.4.Механизм защиты компаний от поглощений.
- 13. Методика проведения реорганизации.
- 13.1. Слияние.
- 13.2. Присоединение.
- 13.3. Разделение
- 13.4. Выделение
- 13.5. Преобразование
- 14. Оценка экономической эффективности объединения компаний
- 14.2. Методы оценки эффективности реорганизации компаний.
- 15.Зарубежный опыт развития акционерных обществ.
- 15.1.Эволюция акционерного общества в сша
- 15.2.Современное корпоративное управление в сша
- 15.3.Корпоративное управление в Японии и Германии.
- 15.4.Решение вопросов управления акционерными обществами
- Перечень информации, которую должен содержать в себе