14. Оценка экономической эффективности объединения компаний
14.1. Неоднозначные результаты реорганизации.
Слияния могут повысить эффективность объединившихся компаний, но они же могут и ухудшить результаты текущей производственной деятельности, усилить бремя бюрократии. Чаще всего очень сложно заранее оценить, насколько велики могут быть изменения, вызванные слиянием или поглощением. Но и результаты множества исследований по измерению чистого эффекта уже произведенных слияний и поглощений дают очень противоречивые, зачастую абсолютно противоположные, выводы.
По данным Mergers & Acquisitions Journal, 61% всех слияний и поглощений компаний не окупает вложенных в них средств. А исследование 300 слияний, происшедших за последние 10 лет, проведенное Price Waterhouse, показало, что 57% компаний, образовавшихся в результате слияния или поглощения, отстают по показателям своего развития от других аналогичных представителей данного рынка и вынуждены вновь разделяться на самостоятельные корпоративные единицы [36, с.27].
Экспертами обычно указываются три причины неудачи слияний и поглощений;
неверная оценка поглощающей компанией привлекательности рынка или конкурентной позиции поглощаемой (целевой) компании;
недооценка размера инвестиций, необходимых для осуществления сделки по слиянию или поглощению компании;
ошибки, допущенные в процессе реализации сделки по слиянию.
Поглощающие компании порой неверно оценивают активы интересующих их компаний или их обязательства. Например, можно недооценить издержки, сопряженные с модернизацией оборудования в этой компании, или ее обязательства по гарантийному обслуживанию бракованной продукции. Существенно могут повлиять на эффективность слияния обязательства поглощаемой компании по охране окружающей среды. Если операции этой компании приводят к загрязнению среды, все затраты в этом случае, скорее всего, будут возложены на плечи поглощающей компании.
Очень часто недооцениваются необходимые инвестиции для осуществления сделки по слиянию или поглощению. Ошибки в оценке стоимости будущей сделки могут быть очень внушительными. Например, при поглощении BMW компании Rover приблизительная стоимость последней составляла 800 млн. фунтов, а необходимые в последующие пять лет после слияния инвестиции – 3,5 млрд.
Многие слияния, которые казались экономически обоснованными, потерпели неудачу из-за ошибок, допущенных в процессе их осуществления.
Иногда менеджеры не могли справиться с трудностями, обусловленными интегрированием двух компаний с различными особенностями производственного процесса, бухгалтерского учета, корпоративной культуры.
Ценность многих компаний прямо зависит от таких специфических активов, как человеческие ресурсы, - профессионализма менеджеров, квалификации рабочих, инженеров, исследователей. Смена хозяина приводит к пересмотру сложившихся критериев оценки персонала и традиций планирования карьеры, к изменению приоритетов расходования средств, к изменению относительной важности отдельных функций управления и, следовательно, к ломке неформальной структуры. Кроме того, если менеджеры поглощаемой компании имеют определенную долю в ее капитале, их мгновенное превращение из собственников в наемных работников негативно сказывается на мотивации, и в результате они начинают хуже работать. Если эти специалисты не будут чувствовать себя удовлетворенными своим положением в новой компании, образованной после слияния, лучшие из них уйдут из нее.
Аналитические исследования имевших место слияний показывают интересные результаты: оказывается выгоднее продавать компанию, чем приобретать чужую. В большинстве случаев акционеры компаний, которые выступали продавцами в сделках по слиянию или поглощению, получили весьма существенные выгоды, а акционеры поглощающей компании выигрывали гораздо меньше. Это можно объяснить двумя причинами:
Во-первых, поглощающие компании, как правило, всегда крупнее, чем поглощаемые. В этом случае при равномерном распределении чистых выгод от слияния или поглощения между двумя компаниями акционеры каждой компании получат одинаковые прибыли в абсолютном исчислении, но в относительном, или процентном, выражении прибыли акционеров поглощаемой компании окажутся гораздо выше.
Во-вторых, существенно содействует этому процессу конкуренция между покупателями. Каждый следующий претендент на покупку компании стремится превзойти условия, выдвинутые предыдущим. При этом все большая часть выигрыша от предстоящей сделки слияния переходит к акционерам поглощаемой компании. В то же время менеджеры компании, которую собираются поглотить, могут предпринять ряд мер противозахватного характера, добиваясь, чтобы продажа их компании, если она и наступит, произошла по самой высокой из возможных в данных условиях цене.
Порой среди менеджеров существуют ошибочные мнения, что правила определения эффективности и привлекательности сделки по слиянию компаний просты. Достаточно приобрести фирму из растущей отрасли или купить ее по цене ниже балансовой стоимости.
Но все это совершенно не однозначно. При оценке эффективности такого вида реструктуризации компаний необходимо учитывать очень много факторов.
- Управление открытыми акционерными обществами
- Омск-2001
- 1. Акционирование как форма развития хозяйственой системы.
- 1. Акционирование как форма развития хозяйственной системы
- 1.1. Понятие акционирования.
- 1.2. Особенности аккумуляции средств в процессе акционирования.
- 1.3. Виды акционирования.
- 1.4. История акционирования.
- 2. Приватизация – основа создания оао в россии.
- 2.1. Понятие приватизации.
- 2.2. Основные этапы приватизации в Российской Федерации.
- 2.3. Особенности формирования слоя владельцев акций в ходе приватизации.
- 2.4. Эффект от приватизации.
- 3. Акционерное общество как субъект хозяйственного права
- 3.1. Акционерное общество: понятие, сущность.
- 3.2. Виды акционерных обществ
- 3.3. Нормативные акты, регулирующие действие акционерных обществ в России
- 4. Формирование уставного капитала акционерного общества
- 4.1. Понятие уставного капитала общества
- 4.3. Увеличение и уменьшение уставного капитала общества
- 4.4. Уменьшение уставного капитала за счет приобретения и выкупа обществом размещенных акций
- 5. Капитализация.
- 5.1. Понятие капитализации.
- 5.2. Фондовые индексы.
- 5.3. Методы оценки стоимости акций компаний.
- 5.4. Пути повышения капитализации российских предприятий.
- 6. Создание, реорганизация и ликвидация акционерного общества
- 6.1.Учреждение и реорганизация акционерного общества
- 6.2. Устав общества и его реорганизация.
- 6.3.Ликвидация общества
- 7. Общее собрание акционеров
- 7.1. Общие понятия
- 7.2. Компетенция общего собрания акционеров
- 7.3. Подготовка к проведению общего собрания
- 7.4. Внеочередное собрание акционеров
- 7.5. Порядок проведения собрания
- 8. Органы управления акционерным обществом
- 8.1. Роль совета директоров в эффективном функционировании общества
- 8.2. Исполнительный орган общества
- 8.3. Органы контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества
- 8.4. Национальные особенности Советов директоров.
- 9. Проблемы управления корпоративной собственностью.
- 9.1. Роль информации в эффективном управлении корпоративной собственностью.
- 9.2. Раскрытие информации акционерным обществом – основа понимания для собственников и их менеджеров.
- 10. Государство – крупнейший корпоративный собственник в России.
- 10.1. Собственность Российской Федерации.
- 10.2. Участие государства в управлении оао.
- 10.3. Направление совершенствования управления пакетами акций, находящимися в собственности государства.
- 10.5. Зарубежный опыт управления государственной собственностью.
- 11. Роль наемных менеджеров в повышении эфективности управления оао
- 11.1. Правовой статус менеджера.
- 11.2. Вознаграждение и стимулирование управленческого труда в оао.
- 11.3. Взаимоотношения топ-менеджеров с собственниками.
- 12. Реорганизация как форма развития акционерных обществ
- 12.1. Понятие и виды реорганизации коммерческих организаций.
- 12.2.Слияние и присоединение как формы реорганизации.
- Десять ведущих отраслей
- 12.3.Основные мотивы слияний и поглощений компаний.
- 12.4.Механизм защиты компаний от поглощений.
- 13. Методика проведения реорганизации.
- 13.1. Слияние.
- 13.2. Присоединение.
- 13.3. Разделение
- 13.4. Выделение
- 13.5. Преобразование
- 14. Оценка экономической эффективности объединения компаний
- 14.2. Методы оценки эффективности реорганизации компаний.
- 15.Зарубежный опыт развития акционерных обществ.
- 15.1.Эволюция акционерного общества в сша
- 15.2.Современное корпоративное управление в сша
- 15.3.Корпоративное управление в Японии и Германии.
- 15.4.Решение вопросов управления акционерными обществами
- Перечень информации, которую должен содержать в себе