22. Государственный кредит как финансовая категория.
Государственный кредит как экономическая категория – это совокупность экономических отношений, возникающих по поводу получения государством или размещения со стороны государства денежных средств, а также относительно отношений по предоставлению государственных гарантий.
Государственный кредит основывается на принципах добровольности, возмездности, целевой направленности государственных кредитных средств, обеспеченности, срочности и возвратности.
Принципы государственного кредита обеспечивают реализацию двух целей: а) сочетание публичных и частных интересов всех субъектов деятельности в сфере государственного кредитования; б) повышение эффективности кредитных отношений с участием государства.
Понятие «государственный кредит» можно рассмотреть с 3 сторон.
В сфере этих отношений государство в большинстве случаев выступает в качестве заёмщика средств, а население, предприятия, банки, фонды – в качестве кредиторов. Государственный кредит отличается от банковского прежде всего тем, что средства, взятые взаймы государством, чаще всего не имеют инвестиционного характера, то есть не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства (создание новой стоимости). А трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы и направляются на покрытие всей совокупности государственных расходов. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.
Государство может выступать гарантом по обязательствам различных физических или юридических лиц, что означает принятие государством на себя ответственности за погашение обязательств этих лиц. Однако данная сделка не влечёт за собой автоматического увеличения государственного долга, так как в гарантиях нуждаются как правило надёжные заёмщики. Государственные гарантии РФ предоставляются Правительством РФ. Министерство финансов представляет Правительство РФ на всех переговорах о предоставлении государственных гарантий, а также оно обязано провести проверку финансового состояния получателя государственной гарантии.
Государственные гарантии предоставляются обычно на конкурсной основе, после проверки финансового состояния получателя гарантии. Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия.
Деятельность РФ как гаранта постепенно расширяется.
Традиционно государство гарантирует вклады населения в сберегательном банке. Ценностью гарантированных сбережений граждан признаётся покупательная способность вложенных денежных средств на момент их вложения.
В последние годы государство стало выступать гарантом и по долговым обязательствам различных обществ и групп. Таким образом, государство стимулирует создание и деятельность финансово-промышленных групп для привлечения различного рода инвестиционных ресурсов.
Государственные гарантии направлены и на поддержку малого предпринимательства. В соответствии с Указом Президента РФ «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ» от 4 апреля 1996 г. №491 Правительство РФ начиная с 1996 года должно предоставлять гос.гарантии на сумму не менее 200 млн.долларов ежегодно иностранным кредитным организациям, выделяющим кредиты на поддержку малого предпринимательства.
От имени Правительства РФ Минфин выступает поручителем по кредитам, предоставленным коммерческими банками администрациям субъектов РФ. Расходы по погашению и обслуживанию этих кредитов обычно предусматривается производить за счёт соответствующих статей федерального бюджета.
Государство может выступать также и как кредитор, предоставляя различные виды ссуд иностранным государствам, юридическим и физическим лицам. Например, государство направляет свои кредитные ресурсы на льготных условиях в те отрасли хозяйства, которые не имеют достаточной инвестиционной привлекательности для частного капитала, но имеют высокую социальную значимость. Выделение государством кредитов может быть продиктовано необходимостью лоббирования интересов национального бизнеса на международной арене или политическими соображениями.
- 1. Финансы как историческая и экономическая категория
- Функции финансов.
- 3. Финансовая система государства и её звенья.
- 2. Роль финансов в расширенном воспроизводстве.
- 4. Содержание и задачи финансовой политики государства.
- Финансовая политика рф на современном этапе.
- 5. Экономическое содержание и классификация финансового механизма.
- 12. Система государственного финансового контроля в рф.
- Исполнительная власть
- Парламентский контроль
- . Совершенствование государственного финансового контроля в рф.
- 15. Доходы и расходы бюджета.
- 16. Межбюджетные отношения и проблемы в области межбюджетных отношений.
- Развитие межбюджетных отношений в рф.
- 17. Местные бюджеты. Особенности их формирования.
- 21. Государственные внебюджетные фонды.
- 18. Бюджетное планирование и прогнозирование. Основы составления проекта бюджета рф
- 19. Составление рассмотрение и утверждение проекта бюджета.
- 20. Исполнение бюджета.
- 22. Государственный кредит как финансовая категория.
- 23. Классификация государственных займов. Государственные ценные бумаги в рф.
- 24. Государство как заемщик и кредитор.
- 25. Государственный долг и его виды и формы в рф.
- 26. Понятие управления государственным долгом. Принципы и методы управления государственным долгом.
- 27. Содержание и функции финансов предприятия. Финансовые службы на предприятии.
- 29. Принципы и факторы организации финансов предприятия.
- 30. Роль финансов в воспроизводстве основных фондов. Оборотные средства и их финансовые источники воспроизводства.
- Оборотные средства и их финансовые источники воспроизводства.
- 31. Сущность, распределение и налогообложение прибыли предприятия.
- 32. Особенности финансов некоммерческих организаций.
- 40. Сущность и признаки налогов. Функции и виды налогов, принципы налогообложения
- Функции и виды налогов, принципы налогообложения.
- 33 Страхование как экономическая категория. Формы страхового фонда.
- 35. Страховой рынок, принципы и контроль его функционирования.
- 34. Виды и функции страхования Отрасли страхования.
- Отрасли страхования.
- 36. Экономические основы и принципы социального обеспечения.
- 37. Понятие, принципы и роль социального страхования. Фсс в рф
- Система социального страхования в рф.
- 38. Система пенсионного обеспечения в рф.
- 39. Система медицинского страхования в рф.
- 44. Формы кредитования
- 63 Классификация банковского кредита.
- 47. Ипотечное кредитование
- Ипотечное кредитование населения. Развитие ипотеки в России.
- 48 Банковская реформа 1987-1992 гг.
- 52. Структура Банка России и органы управления.
- 64. Совершенствование банковской системы и банковского надзора в рф
- 53. Принципы деятельности, функции и операции коммерческих банков
- 56. Пассивные операции коммерческих банков
- 54. Ликвидность и надёжность коммерческого банка. Банковские риски и их управление
- Банковские риски и их управление.
- 55. Основы организации, лицензирования и управления коммерческим банком
- 57. Классификация банковских активов. Активные операции коммерческих банков.
- 58 Комиссионно-посреднические операции коммерческих банков
- 52. Цели и инструменты денежно-кредитная политика цб рф
- Инструменты и методы денежно-кредитной политики цб рф
- 59. Организация безналичного платёжного оборота.
- 60. Формы безналичных расчётов
- 61. Расчётные и текущие счета.
- 62. Расчёты пластиковыми картами.
- 42. Необходимость и сущность кредита.
- 41. Классификация налогов.
- 6. Элементы и государственные органы управления финансами
- 7.Финансовое планирование и прогнозирование
- 8.Принципы формы и методы финансового планирования
- 9.Внутрифирменное планирование
- 10.Содержание задачи принципы и методы финансового контроля