logo search
ОДКБ

8.5. Факторинг.

Факторинг – есть комплекс услуг, который банк, выступающий в роли финансового агента, оказывает компаниям, работающим со своими покупателями на условиях отсрочки платежа. Услуги факторинга включают не только предоставление поставщику и получение от покупателя денежных средств, но и контроль состояния задолженности покупателя по поставкам, осуществление напоминания дебиторам о наступлении сроков оплаты, проведение сверок с дебиторами, предоставление поставщику информации о текущем состоянии дебиторской задолженности, а также ведение аналитики по истории и текущим операциям.

Существует несколько классификаций деления факторинга на виды. Основное деление - регрессный и безрегрессный факторинг.

Регрессный факторинг. Банк приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от должника, однако в случае невозможности взыскания с должника сумм в полном объеме клиент, переуступивший такой «недоброкачественный» долг, обязан возместить банку недостающие денежные средства. Если же с должника получен излишек по сравнению с причитающейся банку суммой, то излишек возвращается клиенту.

Безрегрессный факторинг – банк приобретает у клиента право на все суммы, причитающиеся от должника. При невозможности взыскания с должника сумм в полном объеме финансовый банк потерпит убытки. По сути, это означает полный переход права собственности на право требования клиента к должнику.

У факторинга много преимуществ. Из всего спектра можно выделить два основных:

Пользуясь факторингом поставщик, который произвел отгрузку продукции покупателю, может сразу получить от банка плату за отгруженный товар, не дожидаясь срока расчета с покупателем. Обычно финансирование поставщика происходит на 90 % от суммы поставки.

Банки при предоставлении факторинговых услуг предоставляют целый спектр услуг по управлению дебиторской задолженностью. Главным образом это профилактика проблемных долгов и взыскание просроченной задолженности (если таковая возникла после начала обслуживания).

Факторинг помогает обеспечить ПОТРЕБНОСТЬ предприятия В ТЕКУЩИХ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВАХ, не образуя при этом излишней денежной массы. Кроме того, он открывает дополнительную возможность в работе с задолженностью мелких и средних предприятий. Существенное преимущество факторинга состоит в том, что банки обеспечивают постоянный и тщательный учет положения дел у своих клиентов и всячески препятствуют возникновению денежных долгов.

Поскольку факторинг удовлетворяет почти те же потребности, что и кредит, факторы успешной продажи этого продукта аналогичны тем, которые обеспечивают успех кредита – объем ресурсов, технологии, цена и персонал. Единственное, что отличает факторинг от кредита – это больший акцент на технологии. Поскольку требуется контроль за исполнением обязательств достаточно большого количества покупателей по всем поставщикам, и этот массив данных необходимо обрабатывать только автоматизированным путем. Кроме того, оказание сопутствующих услуг (например, управление дебиторской задолженностью) также требует автоматизации и прописывания стандартов. Роль специалиста в факторинге значительно ниже, чем в кредитовании, поскольку не требуется такого тщательного анализа заемщика, анализируется скорее история взаимоотношений клиента и его контрагентов (которая опять же может быть автоматизирована).

Риски факторинга – по сути, кредитные риски – неисполнение покупателем клиента своих обязательств. Управление этими рисками аналогично управлению кредитным риском