36. Экономические основы и принципы социального обеспечения.
Социальное обеспечение – это один из способов распределения части ВВП путём предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счёт средств целевых финансовых источников в объёме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса.
Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в Конституции РФ. В ст.39 говорится, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.
Социальное финансирование может быть осуществлено 2 способами:
За счёт общих налоговых поступлений;
За счёт целевых налогов, то есть социальных взносов на социальное страхование.
Расширение системы социальной защиты осуществляется в трёх направлениях:
Расширение социальной сферы;
Расширение состава социально защищённых групп;
Увеличение количества и повышение уровня услуг социального обеспечения.
Характеристика принципов социального обеспечения:
Принцип всеобщности социального обеспечения. Законодательство РФ устанавливает одинаковую для всех
граждан возможность при наступлении определённых обстоятельств получить установленные социальные выплаты и
услуги. На равных основаниях с гражданами РФ право на социальное обеспечение имеют и другие граждане, постоянно проживающие в РФ.
Принцип обеспечения граждан во всех случаях утраты трудоспособности и множественности видов социального обеспечения. Здесь имеется в виду множество жизненных обстоятельств и ситуаций, при наступлении которых предоставляется обеспечение в виде различных пособий, пенсий, медицинского обслуживания, компенсационных выплат и
Принцип социального обеспечения за счёт уплаты ЕСН, зачисляемого в государственные ВБФ, за счёт государственного бюджета, а также негосударственных пенсионных фондов.
Принцип соизмерения размеров пособий, пенсий и других выплат с прожиточным минимумом. Величина прожиточного минимума, определяемая в целом по РФ, является основой для установления минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также определения размеров стипендий, пособий и др.выплат.
Принцип дифференциации условий и уровня социального обеспечения в зависимости от трудового стажа и некоторых других обстоятельств. Основные денежные выплаты по государственному страхованию (пособия по временной нетрудоспособности, пенсии) исчисляются исходя из заработка работника, его трудового стажа, условий труда.
Исходя из источников финансирования, социальное обеспечение можно разделить на:
Социальное страхование
Социальную помощь
Попечительство.
В каждом отдельном случае они представляют собой некоторую комбинацию из социальных услуг и денежных трансфертов.
Характерной чертой принципа страхования является финансирование предоставляемой помощи за счёт взносов и тесная взаимосвязь между взносами и объёмом социальных услуг. Размер выплат в этом случае ориентируется на объём индивидуальных взносов, то есть на предварительный вклад застрахованного. Таким образом, принцип страхования в наибольшей степени соответствует рыночным принципам справедливости, вознаграждения согласно личному вкладу и личной ответственности.
Принцип социальной помощи предполагает финансирование из бюджета. При определении размеров выплат возможны 4 альтернативных подхода:
Помощь всем получателям выплачивается в одинаковом размере;
Помощь ориентирована на индивидуальную обеспеченность;
Размер помощи может быть ориентирован на величину прежней з/п или же на величину страховых взносов получателя;
Величина помощи зависит от потребностей получателя.
Характерной чертой попечительства является финансирование за счёт налогов. Однако, если значительная часть системы социального обеспечения построена по принципу попечительства, то это может приводить к перегрузке государственных финансов.
- 1. Финансы как историческая и экономическая категория
- Функции финансов.
- 3. Финансовая система государства и её звенья.
- 2. Роль финансов в расширенном воспроизводстве.
- 4. Содержание и задачи финансовой политики государства.
- Финансовая политика рф на современном этапе.
- 5. Экономическое содержание и классификация финансового механизма.
- 12. Система государственного финансового контроля в рф.
- Исполнительная власть
- Парламентский контроль
- . Совершенствование государственного финансового контроля в рф.
- 15. Доходы и расходы бюджета.
- 16. Межбюджетные отношения и проблемы в области межбюджетных отношений.
- Развитие межбюджетных отношений в рф.
- 17. Местные бюджеты. Особенности их формирования.
- 21. Государственные внебюджетные фонды.
- 18. Бюджетное планирование и прогнозирование. Основы составления проекта бюджета рф
- 19. Составление рассмотрение и утверждение проекта бюджета.
- 20. Исполнение бюджета.
- 22. Государственный кредит как финансовая категория.
- 23. Классификация государственных займов. Государственные ценные бумаги в рф.
- 24. Государство как заемщик и кредитор.
- 25. Государственный долг и его виды и формы в рф.
- 26. Понятие управления государственным долгом. Принципы и методы управления государственным долгом.
- 27. Содержание и функции финансов предприятия. Финансовые службы на предприятии.
- 29. Принципы и факторы организации финансов предприятия.
- 30. Роль финансов в воспроизводстве основных фондов. Оборотные средства и их финансовые источники воспроизводства.
- Оборотные средства и их финансовые источники воспроизводства.
- 31. Сущность, распределение и налогообложение прибыли предприятия.
- 32. Особенности финансов некоммерческих организаций.
- 40. Сущность и признаки налогов. Функции и виды налогов, принципы налогообложения
- Функции и виды налогов, принципы налогообложения.
- 33 Страхование как экономическая категория. Формы страхового фонда.
- 35. Страховой рынок, принципы и контроль его функционирования.
- 34. Виды и функции страхования Отрасли страхования.
- Отрасли страхования.
- 36. Экономические основы и принципы социального обеспечения.
- 37. Понятие, принципы и роль социального страхования. Фсс в рф
- Система социального страхования в рф.
- 38. Система пенсионного обеспечения в рф.
- 39. Система медицинского страхования в рф.
- 44. Формы кредитования
- 63 Классификация банковского кредита.
- 47. Ипотечное кредитование
- Ипотечное кредитование населения. Развитие ипотеки в России.
- 48 Банковская реформа 1987-1992 гг.
- 52. Структура Банка России и органы управления.
- 64. Совершенствование банковской системы и банковского надзора в рф
- 53. Принципы деятельности, функции и операции коммерческих банков
- 56. Пассивные операции коммерческих банков
- 54. Ликвидность и надёжность коммерческого банка. Банковские риски и их управление
- Банковские риски и их управление.
- 55. Основы организации, лицензирования и управления коммерческим банком
- 57. Классификация банковских активов. Активные операции коммерческих банков.
- 58 Комиссионно-посреднические операции коммерческих банков
- 52. Цели и инструменты денежно-кредитная политика цб рф
- Инструменты и методы денежно-кредитной политики цб рф
- 59. Организация безналичного платёжного оборота.
- 60. Формы безналичных расчётов
- 61. Расчётные и текущие счета.
- 62. Расчёты пластиковыми картами.
- 42. Необходимость и сущность кредита.
- 41. Классификация налогов.
- 6. Элементы и государственные органы управления финансами
- 7.Финансовое планирование и прогнозирование
- 8.Принципы формы и методы финансового планирования
- 9.Внутрифирменное планирование
- 10.Содержание задачи принципы и методы финансового контроля