logo search
Case_el1

Не догоню, так согреюсь

Какие же меры по борьбе с офшорами, точнее по дестимулированию использования иностранных юрисдикций, готовятся или планируются? Некоторые новеллы, касающиеся использования офшоров, обсуждаются сегодня в рамках разработки поправок к Гражданскому кодексу, в частности в рабочей группе под руководством главы Минюста Александра Коновалова. Обсуждается конкретно следующее. Если российская компания вступает в какую-то сделку с офшорной компанией, то эта офшорная компания должна предоставить и задепонировать в ЕГРЮЛ данные о конечных бенефициарах. Конечно, можно предоставить липовые данные (например, использовать данные умерших людей, бомжей или утерянные паспорта), однако качество работы ФНС растет с каждым годом, нарабатывается опыт обмена информацией с офшорными юрисдикциями, а так называемых несотрудничающих юрисдикций (non-cooperative jurisdictions), отказывающих в обмене информацией с регулирующими органами других стран, становится все меньше. Конечно, эта норма не будет работать во всех случаях, но иногда она может оказаться действенной. «Например, когда офшорная компания приобрела какую-нибудь недвижимость в России. Если рассматриваемая поправка в ГК будет принята, то вполне возможна ситуация, когда в случае непредоставления офшором информации о конечных бенефициарах либо если эта информация не подтверждается, сделка может быть признана недействительной», — заявил в программе «Угол зрения» телеканала «Эксперт ТВ» Сергей Пепеляев, управляющий партнер юридической компании «Пепеляев групп».

Ситуация осложняется тем, что многие юрисдикции крайне неохотно раскрывают информацию о бенефициарах, и максимум, на что могут рассчитывать наши регуляторы, — сведения о номинальных собственниках. Тут имеет, конечно, значение авторитет и настойчивость национальных проверяющих органов. Например, в США существует специальная госслужба по контролю зарубежных сделок. Конечный собственник активов контролеру известен в 99% случаев. Не сотрудничать с американскими регуляторами большинство юрисдикций не осмеливаются.

Чрезвычайно важны скоординированные международные усилия по повышению прозрачности офшорных юрисдикций, осуществляемые в рамках G20 и ОЭСР. «Действенная борьба с офшорами вряд ли возможна без принятия едино­образных правил игры на международном уровне, — считает старший научный сотрудник института “Центр развития” НИУ ВШЭ Дмитрий Мирошниченко, — разрозненные действия отдельных стран не дают слишком большого эффекта без их координации».

Наконец, не надо забывать, что, борясь за прозрачность офшоров, мы лишаем их защитного функционала и облегчаем работу рейдеров всех мастей. Кроме того, создаются предпосылки для повышения уровня коррупции при контроле за бенефициарами.

«Раскрытие бенефициаров офшоров должно уравновешиваться раскрытием информации об арбитражных и конкурсных управляющих, об их “бенефициарах” и их деловой истории, — считает директор Центра развития фондового рынка Юрий Данилов. — Сегодня рейдерство — это чаще всего деятельность спецслужб. Государство должно контролировать свои спецслужбы, иначе они рано или поздно подомнут государство».