16.3. Новые технологии внутренних коммуникаций.
Многие работники банков надеются, что введение или совершенствование внутренней компьютерной сети кардинально изменит ситуацию.
Однако эти надежды иллюзорны: компьютерная сеть - лишь техническое средство, оно не управляет информацией. Кардинально могут изменить ситуацию лишь совместное, сознательное и регулярное проектирование и корректировка структуры и содержания информационной системы банка. Обмен информацией нельзя сводить только к обмену документами по текущим вопросам или введению текущих текстовых файлов в компьютерную сеть. Не менее важно постоянно обмениваться аналитическими и прогностическими оценками.
Например, сильные колебания на валютном рынке существенно влияют на ситуацию в других сферах, в которых работает банк: на рынок кредитов, фондовый рынок и т. д. Специалисты по валютным операциям, если они следят за динамикой своего рынка, могут в известной мере предсказать его конъюнктуру и сориентировать другие подразделения на упреждающие действия. Так и любой отдел, работая в своем узком секторе, может помогать банку как единому организму реагировать на изменение ситуации. Только такой - системный - подход к информационному обмену позволяет гибко управлять балансом банка, постоянно меняя приоритеты в зависимости от доходности той или иной сферы банковской деятельности.
В очень небольшом банке все перечисленные виды деятельности - аналитическую, прогностическую, координирующую может осуществлять один человек, например председатель правления. А в банке, расширяющем масштабы работы, есть необходимость иного распределения функций. На первый взгляд аналитическую и прогностическую работу должен выполнять специалист-аналитик, или же аналитический отдел.
Практика ряда отечественных банков показывает, что становление аналитических служб происходит долго и трудно. Кроме того, даже там, где они вышли на хороший уровень, результатами их работы другие подразделения, как правило, не умеют грамотно пользоваться. Поэтому более желателен иной подход - овладение хотя бы несложным аналитическим инструментарием каждым отделом банка.
Механизм осуществления этих идей может быть следующий. Раз в неделю руководители отделов собираются вместе с руководством банка и каждый из них делится своими оценками, предложениями, идеями по установленной схеме. Она может быть, например, такой:
какие внутренние проблемы назрели в работе отдела;
как эти проблемы могут отразиться на работе других отделов и банка в целом;
какие внешние факторы могут вызывать трудности в работе данного отдела, других отделов, всего банка;
какие предлагаются средства и методы для разрешения этих проблем.
Примерно по такой схеме можно проводить регулярные обсуждения и внутри каждого отдела. Если придерживаться такого порядка, то обсуждения будут очень короткими, деловыми и очень полезными.
Необходимость высвобождения рабочего времени руководства банка для решения стратегических вопросов требует внесения некоторых изменений в процессы его взаимодействия с персоналом. Следует упорядочить формы такого взаимодействия. Сотрудник должен приходить к руководителю не для вольной беседы, свободной по содержанию и форме, а для отчета и предложений, хорошо продуманных и аргументированных. Схема может быть такой:
какова ситуация в настоящий момент;
что предпринимает отдел, чтобы ее улучшить;
что предлагается сделать в будущем;
каковы возможные положительные и отрицательные последствия использования предложений отдела.
Если руководитель банка не согласен с сотрудником, то нет смысла вступать в длительную дискуссию с ним. Полезнее, высказав сотруднику свои сомнения, поручить ему доработать его предложения. И так до тех пор, пока они не будут приняты. Отпускать сотрудника выполнять намеченное, не убедившись, что он досконально знает не только то, что ему надлежит сделать, но и как - бессмысленно. Опыт многократно подтвердил, что на переделку неверно сделанной работы уходит масса времени, сил, финансовых средств; гораздо выгоднее потратить время на тщательный инструктаж сотрудника, который, кстати, является прекрасной формой обучения персонала. Для проведения таких деловых бесед целесообразно установить очередность отделов.
Несомненно, указанный подход заставит сотрудников подтянуться и поможет руководителю упорядочить свое рабочее время. Однако усиление авторитарного начала может иметь и отрицательные последствия. Поэтому его следует компенсировать одновременным усилением демократического начала. В частности, полезно регулярно, в конце рабочего дня проводить индивидуальные собеседования руководителей банка с сотрудниками. Форма собеседования могла бы быть намного свободнее утренних деловых бесед, предельно сжатых во времени. На собеседованиях, которые целесообразно проводить тоже по схеме, хотя и более вольной, целесообразно обсудить:
что мешает, по мнению данного сотрудника, продуктивной работе банка в целом;
что мешает хорошей работе того или иного подразделения банка;
что следует предпринять для изменения ситуации;
какие личные проблемы, связанные с банком волнуют данного сотрудника.
В ходе собеседования руководитель и сотрудник могли бы обсудить не столько сиюминутные текущие проблемы, сколько перспективные вопросы развития банка и деловой карьеры сотрудника, обменяться идеями, просьбами, сомнениями, планами, коснуться психологических аспектов взаимоотношений в банке, личных проблем работника.
Разделение видов общения руководителя и сотрудника на текущее и перспективное, деловое и личностное, авторитарное и демократическое представляется необходимым и полезным.
Кроме индивидуальных форм общения руководителя и сотрудников не меньшее значение имеют коллективные формы взаимодействия, необходимость которых обоснована в предыдущем разделе. Важно подчеркнуть, что роль в этом руководителя следует точно разграничить по функциям. Одна из них – принятие окончательного решения - должна осуществляться им только после коллективного обсуждения. Хотя у руководителя есть право принимать решение, не советуясь с подчиненными, этим правом лучше не пользоваться, так как оно низводит работника до положения "винтика", лишая его в конечном итоге чувства причастности к общему делу, инициативы и ответственности.
В ходе обсуждения роль руководителя сводится к роли не "командира", а скорее - дирижера, лидера, стимулирующего дискуссию. Кроме совещаний, которые проводит руководитель банка, ему целесообразно участвовать в совещаниях, проводимых отделами. Исходя из мирового опыта можно утверждать, что участие руководителя в совещаниях является не потерей времени, а приобретением. Правда для этого их следует тщательно готовить, создавать традицию серьезного отношения к ним как к формам коллективного разума.
Известно, что представления работников о своей будущей деловой карьере могут становиться сильным стимулом их активности и эффективной работы. Однако при существующих традициях в отечественных банках работник, начиная с уровня главного специалиста отдела, может быть повышен в должности только при переходе на руководящую работу - начальником отдела и т.д. Вместе с тем, далеко не у всех специалистов, выдвигаемых руководителями, есть соответствующие способности, знания и опыт. В ряде западных фирм, которые столкнулись с этой проблемой, введена так называемая "двойная лестница" карьеры. Это означает, что специалист может расти профессионально, не переходя на административную должность. Так, после главного специалиста могла бы, например, следовать должность "специалист банка" или "советник председателя правления", что по статусу, окладу, и пр. соответствовало бы должности начальника отдела. Затем следовали бы должности "старший специалист банка" или "старший советник" и т.д.
Это нововведение представляется актуальным - ведь сейчас в банках нередко встречаются главные специалисты, которые переросли или скоро перерастут рамки этой должности, однако назначать их начальниками подразделений по разным причинам затруднительно. Если не будет использован предложенный выше прием, эти специалисты лишатся одного из важных стимулов хорошей работы.
Опыт отечественных банков показывает, что знания, приобретенные работниками в различного рода обучающих учереждениях - вузах, на семинарах, курсах, в частности зарубежных, - недостаточны. Им не хватает системности и практической направленности. Восполнить пробелы чаще всего удается лишь в ходе практической работы, если, конечно, она организована так, чтобы обеспечивать обучающий эффект. Во многих западных корпорациях созданы эффективные системы внутрифирменного обучения.
- Оглавление
- 1.2. Банковское законодательство.
- 1.3. Банковская система рф. Центральный банк Рф.
- 1.4. Банковский надзор.
- 2.1. Нормативные акты для регистрации кредитной организации.
- 2.2. Требования к кредитной организации при регистрации. Банковские операции.
- 2.3. Органы управления кредитной организацией.
- 2.4. Порядок регистрации кредитной организации.
- 3.1. Основные понятия в сфере финансового мониторинга.
- 4.1. Необходимость внутреннего контроля в коммерческом банке.
- 4.2. Основные понятия внутреннего контроля.
- 4.3. Новые тенденции в организации внутреннего контроля в коммерческих банках.
- 5.1. Необходимость участия Центрального Банка рф в системе внутреннего контроля коммерческих банков.
- 5.2. Оценка деятельности службы внутреннего контроля.
- 5.3. Банковский аудит.
- 5.4. Методы аудиторской проверки.
- 5.5. Аудит системы внутреннего контроля.
- 6.1. Понятие рисков банковской деятельности
- 6.2. Управление рисками на разных уровнях.
- 6.3. Риски ликвидности и снижения капитала.
- 6.4. Внешние риски.
- 8.1. Расчетно-кассовое обслуживание.
- 8.2. Вексельные операции.
- 8.3. Депозитные продукты.
- 8.4. Кредитные продукты.
- 8.5. Факторинг.
- 8.6. Операции с иностранной валютой.
- 9.1. Основные понятия в сфере банковского ценообразования.
- 9.2. Этапы ценообразования в коммерческом банке.
- 9.3. Методы ценообразования в коммерческих банках.
- 9.4. Факторы ценообразования в коммерческом банке.
- 9.5. Стратегии ценообразования.
- 9.6. Модели деятельности коммерческого банка.
- 10.1. Специфика банковского маркетинга.
- 10.2. Особенности бизнес-коммуникаций в банковской сфере.
- 10.3. Факторы, влияющие на стратегию продвижения банка.
- 10.4. Ключевые элементы бизнес-коммуникаций коммерческих банков.
- 10.5. Клиентская работа в коммерческом банке.
- 10.6. Формы прямого поиска клиентов
- 1. Привлечение клиентов через давно и успешно обслуживающихся в данном банке.
- 11.1. Особенности маркетинга услуг.
- 11.2. Сущностная характеристика маркетинга услуг.
- 11.3. Процесс разработки новой услуги.
- 11.4. Каналы распределения для услуг.
- 12.1. Особенности управления коммерческим банком в современных условиях.
- 12.2. Роль руководителя в коммерческом банке.
- 12.3. Формы взаимодействия персонала и руководителя.
- 12.4. Организационная структура коммерческого банка.
- 12.5. Виды организационных структур.
- 12.6. Виртуальные структуры.
- 12.7. Взаимодействие фронт- и бэк-офиса.
- 12.8. Методы повышения эффективности работы бэк-офиса.
- 13.1. Построение команды коммерческого банка.
- 13.2. Ситуационный менеджмент в коммерческом банке.
- 13.3. Роль оценки персонала в управлении персоналом.
- 13.4. Показатели оценки персонала в коммерческом банке.
- 14.1. Соотношение системы мотивации и системы управления.
- 14.2. Механизм построения системы мотивации.
- 14.3. Система мотивации в динамике.
- 14.4. Задачи по совершенствования системы управления банком.
- 14.5. Стимулирование сотрудников.
- 15.1. Основные понятия.
- 15.2. Бизнес-план открытия филиала.
- 5. Операции с иностранной валютой:
- 15.3. Нормативное регулирование открытия обособленных подразделений.
- 15.4. Построение структуры управления филиалами.
- 15.5. Мониторинг деятельности обособленных подразделений.
- 16.1. Идеи развития коммерческого банка.
- 16.2. Новые системы управления персоналом.
- 16.3. Новые технологии внутренних коммуникаций.
- 16.4. Новые системы обучения.
- 17.1. Тенденции развития технологий в банковском бизнесе.
- 17.2. Новые банковские системы.
- 17.3. Модели банковских услуг на дому.
- 17.4. Возможности Internet для банковского бизнеса.
- 17.5. Системы межбанковских коммуникаций.