logo search
ГАК общая часть

Фк №12. Налоговая политика государства. Основные направления налоговой политики рф на среднесрочную перспективу.

Налоговая политика государства – система мероприятий государства в области налогов, направленных на достижение конкретных целей. Она отражает тип, степень и цель гос вмешательства в экономику и изменяется в зависимости от ситуации в ней.

Налоговая политика отражает тип, степень и цель государственного вмешательства в экономику и изменяется в зависимости от происходящих в ней процессов. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем, структурой государственной власти, стратегическими целями развития национальной экономики, а также международными обязательствами в сфере государственных финансов.

Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно через участие государства в распределении и перераспределении ВВП. Налоги должны быть важнейшим инструментом, способствующим антицикличности в экономике и регулятором инвестиций. Посредством налогов государство должно создавать необходимые условия для ускорения накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики.

Задачи налоговой политики обусловлены функциями и ролью налогов в макроэкономическом регулировании:

- фискальная (формирование бюджетного фонда государства с целью обеспечения его финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения им своих функций. Налоги формируют основную часть доходов бюджета. В консолидированном бюджете РФ по состоянию на 01.01.2014 структура доходов имела след вид: НДС -16,71%; НДПИ – 12,16%, НДФЛ – 11,8%, НП – 9,78% (% в общих доходах));

- регулирующая – посредством налогов гос-во м. влиять на:

- производственные и инвестиционные процессы путем стимулирования развития/сдерживания определенных отраслей;

- динамику потребления и сбережения посредством установления различных ставок косвенных налогов;

- уровень доходов физических и юридических лиц путем установления дифференцированных ставок налогов, предоставления льгот отдельным категориям н/п.

- контролирующая – налоговый контроль за хозяйствующими субъектами.

Различают три типа налоговой политики: высокий уровень налогообложения – налоговая политика с максимальным уровнем налогового бремени; низкое налоговое бремя – налоговая политика, которая учитывает не только фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика; налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения – высокий уровень налогового бремени компенсируется высоким уровнем социальной защиты.

Налоговое бремя это обобщенная характеристика, отражающая действие налогов и указывающая на долю налоговых изъятий в совокупном доходе государства, а также в доходах отдельных категорий плательщиков. Наиболее распространенным показателем налогового бремени является удельный вес налогов в ВВП (в РФ около 35%).

Основные направления нал пол РФ на 2014 -16 гг.

  1. Меры нал стимулирования:

    1. Поддержка инвестиций и развития челов капитала: предоставление льгот по НДФЛ (не плани-ся введение прогрессивной шкалы), совершенствование применения имуществ нал вычетов по НДФЛ (предоставление вычета в 2млн руб независимо от кол-ва приобретаемых объектов, выравнивание нал условий для различных видов инвест для различных видов инвестиций ФЛ.

    2. Совершенствование н/о фин инструментов и создание Международного фин центра: упрощение нал администрирования (для целей н/о прибыли ДиР организации будут определяться исходя из фактической цены сделки, если сделки не признаются контролируемыми, предлагается пересмотреть подход отнесения процентов к расходам: установить предельные значения ставок процентов, в пределах которых сумма признается расходом).

    3. Упрощение нал учета и его сближение с бух.

    4. Создание благоприятных нал условий для осущ-ия инв. деят-ти на отдельных территориях. Предполагается введение новой категории – участник инвест проекта, реализуемого на территориях Дальневост ФО, Забайкальского края, респ Бурятия и Иркут обл.

    5. Совершенствование н/о торговой организации: н/п должна быть организована система учета и контроля за МПЗ, потери предлагается учитывать в целях н/о прибыли в размере, не превышающем 0,75% выручки.

    6. Н/о природных ресурсов: установить порядок исчисления НДПИ при добыче газа горючего и газ конденсата на основе формульного подхода. Новый режим н/о добычи углеводородного сырья при разработке новых морских месторождений: адвалорные ставки от 5 до 30% и их неизменность в течение 5-15 лет, неограниченный срок переноса убытков и механизм ускоренной амортизации.

    7. Водный налог: уточнение порядка н/о пользования подземными водными объектами

  2. Меры, предусматривающие повышение доходов БС РФ:

    1. Совершенствование н/о недвижимого им-ва ФЛ: включение НК нал на недв им-во ФЛ. НБ – кадастровая стоимость.

    2. Совершенствование н/о недвижимого им-ва организаций: введение нового налога, к-ый будет отнесен к региональным налогам с передачей части сумм в местные бюджеты. НБ – кадастровая стоимость.

    3. Акцизное н/о: индексация ставок акцизов.

    4. Противодействие уклонению от н/о с исп-ем низконал юрисдикций: внесение в зак-во положений о контролируемых иностранных компаниях и конечных получателях дохода.

    5. Совершенствование нал администрирования: соверш-ие контроля за исполнением банками обязанностей, утан-ых зак-вом о налогах и сборах.

Проект основных направлений нал пол РФ на 2015 -17 гг.

Исполнение Послания Президента:

    1. Меры, направленные на создание особых условий ведения предприн деят-сти на Дальнем Востоке и Восточной Сибири: предполагается установление нал каникул по НП, НДПИ (за искл нефти и газа), зем н, н на им-во орг, для новых предприятий.

    2. Меры по стимулированию развития малого предпринимательства:

- субъектам мал пр-ва будет предоставлено право устанавливать для впервые зарегистрированных ИП, перешедших на УСН и патентную систему н/о и осуществляющих деятельность в произв., соц и научной сферах налоговые каникулы в виде нал ставки в размере 0%, кот будут действовать в 2015-2018гг.

- в перечень налогоплательщиков, применяющих патентую систему н/о, будут включены самозанятые граждане – физ лица, не имеющие наемных работников, получившие патент на один из видов предпр деят-сти;

1.3 Меры, направленные на противодействие уклонению от н/о с исп-ем низконалоговых юрисдикций, в том числе путем введения института контролируемых иностранных компаний:

Борьба с уклонением от н/о с исп-ем низконалоговых юрисдикций:

- введение обязанности ЮЛ по получению и хранению информации о своих бенефициарных владельцах и документальном подтверждении достоверности такой информации и раскрытию такой информации;

- разработка формата ведения реестра бенефиц собственников с обеспечением к нему доступа со стороны правоохран, нал и др органов;

- развитие системы безналичного ден оборота;

- совершенствование механизма информационного обмена между компетентными органами.

При это предполагается комплексное изменение зак-ва:

1. определение нал резидентства для ЮЛ ( в наст врем НК не определяет такие признаки); 2.создание механизма н/о прибыли контролируемых иностранных компаний (НК не предусматривает механизм н/о нераспр приб иностр компании, в к-ых участв нал резидент РФ). 3 обмен информацией по нал вопросам. 4. совершенствование н/о иностр компаний.

Налоговые аспекты для улучшения инвест климата в РФ:

В рамках нац предприним инициативы по улучшению инвест климата в РФ утвержден комплекс мер («дорожных карт»), направленный на упрощение, удешевление и ускорение действующих на территории РФ процедур по ведению бизнеса:

- Дорожная карта «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта»: в рез-те будет сформирована стимулирующая экспорт институциональная среда;

- ДК «Оптимизация процедур регистрации ЮЛ и ИП»: оптимизировать процедуры, связанные с гос регистрацией ООО, уменьшив кол-во процедур и из стоимость;

- ДК «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса»: направлена на упрощение взаимодействия гос-ва и предпринимателей в рамках осущ-ия контрольно-надзорной деят-сти.

- ДК «Создание международного фин центра и улучшение инвест климата в РФ»: для ускоренного развития финансовой индустрии и привлечения инвестиций;

- ДК «Совершенствование нал администрирования»: оптимизация системы нал адм-ия с созданием комфортных условий взаимодействия бизнеса и органов гос власти в части процедур подачи и формирования нал отчетности.

Налогообложение им-ва ФЛ:

Начиная с 2015 г. вступят в силу новые принципы н/о недвижимого им-ва ФЛ. НК планируется дополнить главой «Н на недвиж им-во ФЛ». Налоговой базой будет кадастровая стоимость.

Налогообложение доходов ФЛ от продажи им-ва:

Предполагается полное освобождение доходов от продажи жил недвижимости вне зависимости от сроков владения, в случае если эта недвижимость единственная в собственности н/п. Если не единств, то освобождены доходы будут в случае (дох < 5 млн руб, срок владения > 3 лет (суб. м увеличить до 10). В отношении прочего им-ва действующий порядок н/о: заплатить налог с разницы между дох от продажи и затратами на его приобретение или уменьшить дох на величину нал вычета в 250 тыс руб и уплатить нал с оставшейся суммы.

Акцизы. В части н/о акцизами будет осущ-ся индексация ставок акцизов

НДПИ: в рамках реализации комплексного плана по развитию пр-ва сжиженного природного газа на полуострове Ямал планируется разработка проекта ФЗ, предусматривающего установление ставки НДПИ в размере 0 руб газа горючего и газового конденсата.

Водный налог: планир-ся индексация ставок с 2015 г.

Синхронизация зак-ва республики Крым и г Севастополя: предполагается, что будут включены в перечень субъектов, на территории к-ых реализуются региональные инвест проекты.

Обеспечение устойчивости бюджетов бюджетной системы: - отказаться от установления новых льгот по региональным и местным налогам, принять решение об отмене всех сущ-их льгот по рег и местным налогам. Оценка эффективности жействующих нал льгот будет являться составной частью бюджетного процесса.

Основные изменения нал зак-ва в 2014 г.: (Практический комментарий основных изменений нал зак-ва с 2014 г.)

В общем:

- созданы благоприятные налоговые условия для привлечения инвестиций на Дальний Восток, направленные на стимулирование реализации региональных инвест проектов на терр-иях Дальневосточного ФО. Региональный ИП – это ИП, целью к-ого яв-ся пр-во товаров, и к-ый должен удовлетворять соответствующим требованиям. Налогоплательщик по налогу на прибыль, участник рег ИП, вправе применять к налоговой базе пониженные ставки: по налогу, подлежащему зачислению в фед бюджет 0 % в течение 10 лет, в части ,подлежащей зачислению в бюджеты субъектов, не более 10% в течение 5 лет и не менее 10% в течение след 5 лет.

- при исчислении налога НДПИ в отношении твердых полезных ископаемых к ставкам анлога применяется коэф-т, хар-ий территорию добычи пол ископ, в размере от 0 до 1.

- применяется обязательный досудебный порядок обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц;

- в случае приостановления операций по счетам открыть новый счет в другом банке нельзя;

- установлены особенности налогообложения для недропользователей морских месторождений углеводородного сырья.

- банки обязаны сообщать в налоговую инспекцию по месту своего нахождения информацию об открытии или закрытии счета (в том числе депозитного), изменении его реквизитов не только организациями и предпринимателями, но и физлицами, которые не являются предпринимателями;

НДС

- при совершении операций, которые не облагаются НДС не нужно выставлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж;

- плательщики НДС обязаны представлять в инспекцию декларации по данному налогу только в электронной форме;

- не облагается НДС реализация услуг по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений, средствами выплатного резерва и средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата;

- не облагаются НДС операции по уступке (переуступке) прав (требований) по обязательствам, возникающим на основании финансовых инструментов срочных сделок, реализация которых освобождается от налогообложения;

- не облагаются НДС определенные операции, осуществляемые в рамках клиринговой деятельности;

- уточнено, что от НДС освобождается выполнение НИОКР за счет средств бюджетов фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, которые созданы в соответствии с Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";

- к облагаемым НДС по нулевой ставке операциям отнесеныреализация углеводородного сырья, вывозимого из пункта отправления на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ или в российской части дна Каспийского моря в пункт назначения за пределами России или территорий, находящихся под ее юрисдикцией, а также соответствующие работы (услуги) по перевозке указанного сырья.

Акцизы

- дополнительно проиндексированы ставки акциза на автомобильный бензин 4-го и 5-го классов;

- передача собственнику или по его указанию другим лицам подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, освобождается от налогообложения, если данные товары реализуются за пределы территории РФ в соответствии с таможенной процедурой экспорта;

- производители алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции в случае закупки этилового спирта-сырца в государствах - членах Таможенного союза должны уплатить авансовый платеж акциза.

НДФЛ

- новый порядок получения имущественного вычета по расходам на приобретение жилья применяется к правоотношениям, возникшим после 1 января 2014 г.;

- действует положение, согласно которому налогоплательщик, не использовавший при приобретении одного объекта недвижимости всю сумму вычета (в настоящее время - 2 млн руб.), вправе получить остаток в случае покупки (строительства) другого жилья;

- при покупке недвижимости в общую долевую или общую совместную собственность каждый из совладельцев вправе получить имущественный вычет в пределах 2 млн руб.;

- имущественный вычет по расходам на погашение процентов по целевым займам (кредитам) на приобретение жилья ограничен по размеру - не более 3 млн руб. Данный вычет предоставляется в отношении только одного объекта недвижимости;

- уточнен порядок исчисления и уплаты НДФЛ в отношении доходов по некоторым видам ценных бумаг, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц;

НП

- закреплено, что убытки можно переносить на конец отчетного периода;

- установлено, что доходы, полученные при уменьшении уставного капитала в соответствии с законодательством РФ, в пределах вклада не учитываются в целях налога на прибыль;

- не применяется повышающий коэффициент к основной норме амортизации по объектам, используемым в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, принятым на учет с 1 января 2014 г.;

- не допускается одновременное применение к основной норме амортизации более одного специального коэффициента;

- музеи, театры, библиотеки и концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, вправе выбирать способ учета затрат на приобретение (а также модернизацию, реконструкцию, достройку) имущества. Их можно списывать путем начисления амортизации в общем порядке или включать в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода объектов в эксплуатацию;

- отменено нормирование расходов на рацион питания экипажей морских, речных и воздушных судов в целях налога на прибыль;

- установлены особенности налогообложения кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций;

- скорректирован перечень ценных бумаг, учитываемых на специальных счетах депо, при выплате дохода по которым иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц, депозитарий признается налоговым агентом;

- уточнен порядок исчисления и уплаты налога на прибыль в отношении выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц, доходов по некоторым видам ценных бумаг;

- для участников региональных инвестиционных проектов (связано с Дальним Востоком) установлена нулевая ставка по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет;

- для участников региональных инвестиционных проектов предусмотрено, что размер ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ, не может превышать 10 процентов в течение пяти налоговых периодов начиная с периода, в котором были признаны первые доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации проекта. В течение следующих пяти налоговых периодов размер этой ставки не может быть менее 10 процентов;

- установлены особенности обложения налогом на прибыль деятельности по добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении.

НДПИ

- ставка НДПИ в отношении нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной составляет 493 руб. за 1 т;

- введен специальный коэффициент, характеризующий способ добычи кондиционных руд черных металлов, - Кподз. Участники региональных инвестиционных проектов (связано с Дальним Востоком) при расчете НДПИ применяют специальный коэффициент;

- определены ставки НДПИ в отношении углеводородного сырья (за исключением попутного газа), добытого на новых морских месторождениях;

УСН

- предельный размер доходов за девять месяцев 2014 г., ограничивающий право перехода организаций на УСН, составляет 48,015 млн руб.;

- предельный размер доходов, при превышении которого налогоплательщики утрачивают право применять УСН в 2014 г., равен 64,02 млн руб.;

- микрофинансовые организации не вправе применять УСН.

ЕНВД

- коэффициент-дефлятор, на который в 2014 г. необходимо корректировать базовую доходность в целях исчисления ЕНВД, т.е. коэффициент К1, составляет 1,672.

Патентная система

- минимальный размер потенциально возможного к получению предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН, не может быть меньше 106,7 тыс. руб.;

- максимальный размер потенциально возможного к получению предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН, не может быть больше 1,067 млн руб.

Транспортный налог

- при исчислении транспортного налога в отношении легковых автомобилей стоимостью выше 3 млн руб. должен применяться повышающий коэффициент;

- морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда не облагаются транспортным налогом.

Налог на им-во орг

- налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества может определяться как их кадастровая стоимость;

- в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов и линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, применяется предельное значение налоговой ставки, равное 0,7 процента;

- имущество, которое в течение года используется при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья и располагается во внутренних морских водах России, в ее территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ или в российской части дна Каспийского моря, не облагается налогом на имущество организаций.

Нал на им ФЛ

- в целях определения ставок налога суммарная инвентаризационная стоимость объектов будет умножаться на коэффициент-дефлятор.

Страх взносы

- предельная величина базы для начисления страховых взносов во внебюджетные фонды составляет 624 000 руб.;

- если величина доходов предпринимателей, адвокатов, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой, за 2014 г. не превысит 300 тыс. руб., то указанные лица должны перечислить в ПФР за 2014 г. фиксированный платеж в размере 17 328 руб. 48 коп.; если величина доходов предпринимателей, адвокатов, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой, за 2014 г. превысит 300 тыс. руб., то указанные лица должны перечислить в ПФР за 2014 г. фиксированный платеж в размере 17 328 руб. 48 коп. плюс 1 процент от суммы дохода, превышающего 300 тыс. руб., но не более суммы, рассчитанной исходя из увеличенного в 12 раз восьмикратного МРОТ и общеустановленного тарифа пенсионных взносов. В 2014 г. эта сумма составляет 138 627 руб. 84 коп.;

К: ФК ОБЩИЕК: СПЕЦИАЛИТЕТ ФМ