logo search
ОДКБ

4.2. Основные понятия внутреннего контроля.

Контроль является неотъемлемой функцией менеджмента. Контроль очень важен, чтобы организация функционировала успешно. С помощью контроля удается определить, достигла ли организация своих целей, обнаружить ошибки руководства и ошибки персонала. Было бы заблуждением сводить контроль только к ограничениям, заставляющим каждого действовать в рамках, установленных законодательством, нормативными актами и стандартами профессиональной деятельности. Прежде всего, контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.

По времени осуществления различают три основных вида контроля: предварительный, текущий и последующий.

  1. Предварительный контроль осуществляется посредством реализации правил, процедур и линий поведения.

  2. Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Чаще всего его объектом являются сотрудники организации.

  3. В рамках последующего контроля фактически полученные результаты сравниваются с требуемыми, проверяются полнота, своевременность и правильность выполнения всех установленных процедур, осуществляется анализ и вносятся предложения по совершенствованию деятельности организации.

В процедуре контроля выделяют три различных этапа:

   1) выработка стандартов;

   2) сопоставление с ними реальных результатов;

   3) принятие необходимых корректирующих действий.

В американских руководствах по менеджменту подчеркивается, что эффективно функционирующий контроль должен обладать несколькими важными свойствами: стратегическая направленность контроля, ориентация на результаты, соответствие делу, своевременность, гибкость, простота и экономичность контроля.

Для банков жизненно важно иметь эффективный внутренний контроль для защиты интересов инвесторов, клиентов и своих собственных интересов.

В зарубежной терминологии для обозначения внутреннего контроля в банках применяется специальное собирательное понятие “комплайнс”. В широком смысле слова под комплайнс понимается порядок осуществления операций в соответствии с действующим законодательством; в узком смысле, комплайнс - это система мер, основанных на солидарном и доверительном взаимодействии клиентов, банка и его сотрудников, обеспечивающая защиту их интересов в рамках принятых законов и других нормативных актов.

Комплайнс-контроль осуществляется по следующим основным направлениям:

Управление информационными потоками предполагает установление общих правил передачи и использования служебной информации служащими кредитной организации при осуществлении ими операций на финансовых рынках с предотвращения конфликтов интересов. В рамках этих правил сотрудники, располагающие служебной информацией, не имеют права использовать эту информацию для заключения сделок. За нарушение данного требования сотрудники кредитной организации, а также сама кредитная организация несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

В ходе комплайнс-контроля проверяется и оценивается деятельность сотрудника, осуществляющего операции на финансовых рынках от имени кредитной организации. Исходным при оценке качества работы является выполнение следующих обязанностей:

Сотрудники кредитной организации обязаны информировать комплайнс-контролера об отклонениях от стандартной практики проведения операций, в частности, о: