logo search
ГАК общая часть

Фк №9.Регулирование дефицита бюджета и государственного (муниципального) долга.

Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами. Не относится к числу исключительных финансовых явлений, причинами возникновения м.б.: - рост гос. расходов в связи с необходимостью структурной перестройки экономики; - чрезвычайные обстоятельства; - экономический кризис; - низкая эффективность гос. фин. управления (дефицит федер. бюджета за 2013– 323 млрд руб 0,5% ВВП, дефицит консол бюджета – 642 млрд руб).

Источники финансирования. Классификация осуществляется по валюте займа.

Внутр источники (номинальная стоимость средств указана в валюте РФ):

- Разница м/у ср-вами, поступившими от размещения гос цб (фед у-нь)/ цб сцбъектов (регион у-нь) и муниц. цб (местный у-нь) и ср-вами, направл-ми на их погашение.

- Разница м/у полученными и погашенными бюджетными кредитами;

- Разница м/у полученными и погашенными кредитами кредитных организаций

- Разница м/у полученными и погашенными РФ-ией кредитами международных финансовых организаций (только для Фед и регионального уровней)

- Разница м/у полученными и погашенными субъектами РФ и муниципальными образованиями в иностранной валюте бюджетными кредитами, предоставленными РФ в рамках исп-я целевых иностранных кредитов;

- Изменение остатков на счетах по учетам средств соответствующих бюджетов;

- иные (- поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале; - поступления от реализации гос запасов драг. металлов и драг. камней за минусом выплат на их приобретение (исключительно для фед уровня);

Внешн источники (могут привлекаться только на Федеральном и региональном уровнях; номинальная стоимость средств указана в иностр. валюте):

- Разница м/у ср-вами, поступившими от размещения гос (фед у-нь)/ сцбъектов (регион у-нь) и муниц. цб (местный у-нь) и ср-вами, направл-ми на их погашение;

- Разница м/у полученными и погашенными кредитами иностр. государств (только для фед уровня);

- Разница м/у полученными и погашенными кредитами кредитных организаций;

- иные (-объем средств, направляемых на исполнение гос. гарантий)

Кредиты ЦБ, а также приобретение ЦБ гос цб РФ при их размещении не могут быть источниками фин-ия дефицита бюджета.

В целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) фед. бюджета создан:

Резервный фонд (на 01.05.2014– 3139,49 млрд. руб., 87,94 млрд долларов): закреплен на уровне 10% от прогнозируемого ВВП; формир-ся за счет:

- дополнит. нефтегазовых доходов, определяемых как сумма фактических поступлений вывозной таможенной пошлины на нефть сырую/ на газ природный/ на товары, выработанные их нефти, налога на добычу полезных ископаемых, умноженных на отношение разности действующей в отчетном месяце ставки пошлины/ налога и расчетной ставки указанной пошлины/ налога при базовой цене на нефть к действующей в отчетном месяце ставке пошлины/налога. (стю 96.9 п.6)

Дох. от управления ср-вами фонда направляются на обеспечение расходов Фед бюджета до 2016.

В целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений и сбалансированности бюджета ПФ РФ создан:

Фонд нац благосостояния (на 01.05.2014– 3127,9 млрд. руб.; 87,62 млрд долларов): формир-ся за счет:

- доп. нефтегаз. дох., в случае если резервный фонд достигает своей нормативной величины;

Дох. от управления ср-вами фонда направляются на обеспечение расходов Фед бюджета до 2016.

Предельные размеры дефицитов бюджета. Размер дефицита бюджета СРФ не может превышать 15% общего годового объемов доходов без учета безвозмездных поступлений (для высокодотац. – 10%); дефицит местного бюджета не может превышать 10 (для высокодотац. -5% в опр случаях).

Гос. (муниц.) долг РФ- обязательства, возникающие из гос. и муниц. заимствований, гарантий по обяз-вам третьих лиц, др. обяз-ва, принятые на себя публично-правовым образованием.

Структура долга (группировка долговых обяз-в по их видым). Долг обяз-ва сущ. в виде обяз-в по:

- кредитам, привлеченным от имени РФ как заемщика от кредит. орг., иностр. гос-в, междунар фин. организаций, от иных субъектов междунар. права, иностранных ЮЛ (только ГД РФ);

- гос. ценным бумагам, выпущенным от имени РФ/СРФ/МО;

- бюджетным кредитам, привлеченным в соответсв. бюджет из других бюджетов БС РФ;

- гос гарантиям РФ/СРФ/ гарантиям МО;

- иным долговым обязательствам (только по РФ).

Долговые обязательства РФ могут быть краткосроч. (менее 1 г), среднесроч. (1-5) и долгосроч. (5-30).

В объем гос. внутреннего долгаРФ включаются (номин. стоимость обяз-в в валюте РФ) (на 01.05.2014 –4438,9 млрд руб.) – по ОФЗ-ПД и ОФЗ-АД (постоянно увеличивается):

- номинальная сумма долга по гос. цб РФ;

- объем основного долга по кредитам, которые получены РФ;

- объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ;

- объем обязательств по гос. гарантиям;

- объем иных долговых обяз-ств РФ.

В объем гос. внешнего долгаРФ включаются (номин. стоимость обяз-в в иностр. валюте) (на 01.05.2014 –54,9 млрд долл. США – основной долг по Еврооблигациям и предоставленным гарантиям):

- номинальная сумма долга по гос. цб РФ;

- объем основного долга по кредитам, которые получены РФ;

- объем обязательств по гос. гарантиям.

Долг субъектов РФ – 1754 млрд руб

Управление гос. долгом РФ осущ-ся Правительством РФ либо уполномоченным им МФ РФ;- гос. долгом СРФ осущ-ся высшим исполн. (финансовым) органом гос. власти СРФ; - муниц. долгом осущ-ся местной администрацией.Принципы управления гос. долгом: - безусловность;- единство учёта -единство долговой политики –согласованность -снижение рисков; -оптимальность структуры; -гласность.

Предельный размер гос./муниц. долга СРФ не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений (для высокодотац. – 50% утв. объема доходов); МО - не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и поступлений нал доходов по доп нормативам отчислений (для высокодотац. – 50% утв. объема доходов).

Предельный объем расходов на обслуживание гос долга СРФ и МО не д. превышать 15% объема расходов бюджета (без субвенций).

Влияние государственного долга на экономическое развитие.

В совр. условиях гос. долг - необходимое условие нормального развития экономики (положит. аспекты):

- обеспечение бюджета доп. средствами, в частности для фин-ия эк и соц инфраструктуры

гос. заимствования в основном яв-ся неинфляционным источником покрытия дефицитов бюджетов;

- оказывает регулирующее влияние на экономику посредством воздействия на уровень инвестиций, кредитную политику коммерческих банков, общий объем денежной массы;

- взаимные обяз-ва разных стран – фактор междунар. сотрудничества.

Однако, расходы на гос. долг носят непроизводительный характер и не создают никакого конкретного источника для погашения долга и выплаты % по нему. При этом с увеличением размера долга возрастают расходы на его обслуживание, т.е. сокращаются др. направления расходов. (Под обслуживанием гос. (муниц.) долга понимаются операции по выплате доходов по гос. и муниц. долговым обяз-вам в виде % по ним и (или) дисконта, осущ-мые за счет средств соответств. бюджета).

Негативные аспекты влияния гос. долга на эк-ку при чрезмерном развитии рынка гос. долга

- огранич-ся инвестиц. возможности в народном хоз-ве;

- отвлечение бюдж. средств от нужд хозяйств. и муницип. развития;

- попадание в чрезмерную зависимость от состояния отечественных и межд. финансов, потеря полит. независ.;

К: ФК ОБЩИЕК: СПЕЦИАЛИТЕТ ФМ