logo search
Не разобранные / ГОСы 2013_90 вопросов

13. Рентабельность: понятие, основные показатели, их взаимосвязь и использование в процессе управления компанией

Доходность, т.е. прибыльность предприятия, может быть оценена при помощи как абсолютных, так и относительных показателей. Абсолютные показатели выражают прибыль, и измеряются в стоимостном выражении, т.е. в рублях. Относительные показатели характеризуют рентабельность и измеряются в процентах или в виде коэффициентов. Показатели рентабельности в гораздо меньшей мере находятся под влиянием инфляции.

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финн. результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют эффективность предприятия как отношение прибыли к абсолютной величине фактора, ее порождающего, - капиталу, обороту, выручке, издержкам и выражаются в процентах.

П-ль рент-ти - один из основных качественных показателей эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции. Эконом. смысл показателей – сколько приходится на 1 рубль доходов, затрат или величины собственного капитала.

Анализ рентабельности осуществляют по бухгалтерской отчетности, используя данные бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Причем из баланса «берут» средние значения остатков - на начало и конец периода. В расчете участвуют разные виды прибыли.

Существует большое количество показателей рентабельности, которые характеризуют эффективность деятельности предприятия с различных позиций. Можно выделить следующие группы показ-й рентабельности:

1) рентабельность продукции характеризует эффективность затрат на ее производство и сбыт.

Рпр = Пр / Ср,

где Пр - прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

Ср - полная себестоимость реализованной продукции; 

Также можно рассчитать рентабельность отдельных видов продукции (Рв.пр): 

Рв.пр = Пед / Сед,

где Пед - прибыль в расчете на единицу продукции;

Сед - полная себестоимость единицы определенного вида продукции; 

2) рентабельность продаж (ROS) показывает долю прибыли, приходящуюся на одну денежную единицу продаж (стоимость реализованной продукции); характеризует эффективность продаж, т.е. эффективность обычной, профильной деятельности компании.

ROS = Пр / Vр,

где Пр – прибыль от продаж

Vр – выручка от продаж

Различают следующие показатели рентабельности продаж:

ROS используется как основной индикатор для оценки эффективности тех компаний, у которых относительно небольшая стоимость основных средств и собственного капитала. Показатель рентабельности продаж можно использовать для определения стадии жизненного цикла бизнеса. При снижении темпов роста рентабельности следует быть готовым к пересмотру схемы бизнеса, например к перепрофилированию деятельности, к замене старой модели изделия на новую.

 3) рентабельность капитала. В данной группе выделяют следующие показатели рентабельности:

ROA = Пч / Ка,

где Ка - средняя сумма активов баланса предприятия;

Пч - Чистая прибыль + Проценты к уплате

ROA характеризует общую эффективность менеджмента, т.е. отражает соответствие выбранной тактики стратегическим целям бизнеса, показывает отдачу на вложенный капитал.

ROE = Пч / Кс,

где Пч - чистая прибыль (с учетом уплаты процентов за кредит);

Кс - собственный капитал, величина которого принимается по данным баланса и равна сумме активов за минусом долговых обязательств. 

ROE характеризует отдачу на капитал, вложенный в предприятие собственниками.

Применение ROE имеет определенные ограничения. Реальный доход появляется не от активов, а от продаж. На основе ROE нельзя оценить эффективность бизнес-единиц компании. Кроме того, в большинстве случаев компании имеют весомую долю заемного капитала.

   ROE зависит от достигнутой рентабельности активов и коэффициентов финансовой устойчивости предприятия – финансовой зависимости или финансовой автономии (финансового рычага).

Рп.к = Пч / Кп,

где Кп – долгосрочный капитал

4) рентабельность производственных фондов (операционных инвестиций, ROI) характеризует отдачу на капитал, вложенный в производственные фонды. ROI зависит от конкурентной позиции компании, общей ситуации на рынке и инвестиционной активности.

Рп = Пв / (ОФП + НОС), или Рп = Пв / И

где Пв - общая (валовая) прибыль за год (или другой период) от основной деятельности;

ОФП - среднегодовая стоимость основных производственных фондов;

НОС - среднегодовой остаток нормируемых оборотных средств. 

И - операционные инвестиции (чистые производственные активы);

Управление рентабельностью – это составная часть тактики управления финансовым равновесием. Таким образом, с одной стороны, достижение высокой рентабельности за счет направления ресурсов в какую-либо одну, наиболее прибыльную, сферу деятельности может привести к потере ликвидности, а именно – к прерыванию процессов производства и обращения товаров и удлинению финансового цикла. С другой стороны, излишнее связывание финансовых средств (например, в запасах) также удлиняет финансовый цикл и означает относительный отток средств из более рентабельной текущей деятельности. Отказ от использования заемного капитала в целях предотвращения риска означает вместе с тем упущенную возможность повысить рентабельность собственного капитала, используя действие финансового рычага.

Показатели рентабельности используют для сравнения эффективности различных сторон деятельности предприятия:

    Для обоснованных выводов по результатам расчета показателей рентабельности необходимо также принимать во внимание следующее:

Одним из эффективных методов факторного анализа рентабельности является так называемая модель DuPont, предложенная специалистами компании DuPont, в которой впервые несколько показателей были увязаны вместе и приведены в виде треугольной структуры, в вершине которой находится показатель рентабельности активов ROA, а в основании - два факторных показателя: рентабельность продаж, ROS, и оборачиваемость активов, TAT:

ROA = ROS x TAT, где ТАТоборачиваемость активов (выручка/сумма активов)

В дальнейшем эта модель была развернута в модифицированную факторную модель. Основное отличие заключается в дробном выделении факторов и смене приоритетов относительно результативного показателя. Назначение модели DuPont – выявить факторы, определяющие эффективность функционирования бизнеса, оценить степень их влияния и складывающиеся тенденции в их изменении и значимости. Модель DuPont используется как для сравнительной оценки рисков инвестирования, так и вложения инвестиций в компанию.

Для повышения рентабельности активов используют количественные факторы, связанные с наращиванием объема продаж, и качественные изменения, позволяющие повысить цены или снизить себестоимость, повысить эффективность использования основных фондов, высвободить оборотный капитал.

По модели рентабельности активов можно диагностировать следующие причины ее снижения:

  1. ROA снизилась за счет снижения оборачиваемости активов при неизменной рентабельности продаж;

  2. ROA снизилась за счет снижения рентабельности продаж, а оборачиваемость активов не изменилась;

  3. ROA снизилась при одновременном снижении рентабельности продаж и оборачиваемости активов.

Каждая из этих перечисленных ситуаций требует определенных управленческих воздействий.

При моделировании рентабельности собственного капитала

ROE = ROA x Коэффициент финансовой зависимости или

ROE = ROA / Коэффициент финансовой автономии.

Высокое значение коэффициента финансовой зависимости, т.е. низкую долю собственного капитала – могут позволить себе фирмы, имеющие стабильное и прогнозируемое поступление денежных средств (например, в торговле и банковской сфере).

Расширение двухфакторных моделей позволяет представить ROE как функцию от рентабельности продаж ROS, оборачиваемости активов и от структуры финансирования (трехфакторная модель рентабельности):

ROE = ROS x TAT x Коэффициент финансовой зависимости

или

ROE = ROS x TAT / Коэффициент финансовой автономии.

Такое «разложение» рентабельности собственного капитала, рентабельности активов, рентабельности продаж и увязка всех показателей позволяют наметить мероприятия по улучшению существующего положения и перейти от диагностики финансового состояния компании предприятия к управлению ее текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельностью.

Эти коэффициенты могут использоваться для принятия инвестиционных решений, сравнения различных организаций, а также для анализа финансовой надежности деловых партнеров.

Разница между рентабельностью активов и рентабельностью капитала показывает уровень так называемого финансового рычага. Эффект финансового рычага возникает за счет использования заемных средств.