29.Цели дкп: первичные, тактические и промежуточные. Критерии выбора целей.
Денежно-кредитная (или монетарная) политика – совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса; служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства. ЦБ РФ во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную кредитно-денежную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля. Выделяют 1) первичные, 2) тактические и 3) промежуточные цели ДКП.
Первичные или основные цели (ultimate targets) ДКП сводятся к достижению ориентиров «магического четырехугольника»: стабилизация уровня цен (процент инфляции), достижение полной занятости (процент безработицы), соразмерный и стабильный экономический рост (прирост ВВП), внешнеэкономическая стабильность (равновесный платежный баланс). Правительство ежегодно корректирует значения этих эк-х ориентиров. Следует подчеркнуть, что от того, насколько четко сформулирована первичная цель денежно-кредитной политики, в большой степени зависит особенность экономического развития страны. для достижения экономических целей необходима координация всех видов экономической политики: денежной, фискальной и иных.
Достижению целей денежно-кредитной политики могут препятствовать всевозможные факторы. Эти факторы могут находиться: в денежном секторе экономики; в сфере реальной экономики; либо в области «механизма торможения». Тактическая цель определяет выбор формы кривой предложения денег. При вертикальной линии предложения денег изменения в спросе на деньги меняет лишь ставку процента, оставляя неизменной денежную массу. При другом крайнем случае – горизонтальной линии предложения денег – сдвиг линии спроса на деньги изменяет лишь количество денег в обращении, не влияя на фиксированную ставку процента. При наклонной линии предложения денег изменение спроса на деньги изменяет как денежную массу, так и ставку процента.
Д ля того чтобы определить, какая кредитно-денежная политика является оптимальной, необходимо выявить причины сдвига спроса на деньги: Сдвиг в спросе на деньги произошел из-за изменения скорости обращения денег (V). Такие изменения могут произойти вследствие введения новых правил банковских операций или модификации общей стратегии контроля и регулирования денежного обращения. Исходя их количественной формулы денег: M V = P y , можно сделать вывод об уместности мероприятий дкп, изменяющих денежную массу обратно пропорционально изменению скорости обращения денег. Здесь предпочтительна горизонтальная линия предложения денег. Сдвиг в спросе на деньги произошел в результате изменения реального объема производства (у). - Следует увеличить процентную ставку при циклическом расширении производства и снизить процентную ставку при падении производства. Предпочтительна наклонная или вертикальная линии предложения денег. Сдвиг в спросе на деньги происходит в результате роста уровня цен (Р). Здесь предпочтительна вертикальная линия предложения денег. Но в реальной действительности ни одна из рассмотренных тактических целей, как правило, не способна полностью соответствовать реальным условиям. Тактические или операционные цели ЦБ задаются на определенный период времени (горизонт таргетирования), которому соответствует количественное значение цели (целевой уровень или диапазон). Промежуточная цель ДКП – более конкретные и доступные для ЦБ цели, к-ые ставятся при проведении текущей ДКП(ден масса, ставка %, валютный курс). Их постановка является средством достижения основных целей. Переменные, к-ые могли бы исполнять роль промежуточных целей: денежная масса, номинальная процентная ставка, номинальный доход, инфляционное таргетирование. Существуют критерии выбора промежуточных целей. Необходимо, чтобы промежуточная цель удовлетворяла след условиям: Согласованность с основными целями ЦБ. ЦБ будет заботиться о достижении промежуточных целей, если это помогает ему достичь основных целей ДКП. Измеримость – переменная, избранная в качестве промежуточной цели, может считаться приемлемой, если ее возможно правильно и точно измерить. Своевременность - достоверная информация о промежуточной цели должна поступать в ЦБ своевременно. Контролируемость – ЦБ должен иметь возможность влиять на величину переменной, выбранной в качестве промежуточной цели. Каждое мероприятие ЦБ в области ДКП способно вызвать весьма неоднозначную реакцию экономической системы, что следует учитывать при выборе промежуточной цели.
Первичные цели конкретизируют стратегическую установку государства в долгосрочном периоде, тактические – способы достижения общей цели в конкретных условиях меняющейся конъюнктуры, а промежуточные – основные показатели, которыми руководствуется ЦБ в своей повседневной деятельности.
30.Инструменты ДКП (процентные ставки и кредитные потолки; политика «увещевания», джентльменские соглашения; политика рефин-я(дисконтная и ломбардная); политика мин резервов; политика на открытом рынке; внешняя денежно-кредитная политика (своповой ставки; валютной интервенции и валютных резервов)). Особенности исп-я инструментов ДКП в современной России.
Необходимо рассмотреть регулирующую функцию ЦБ, к-ая реализуется с помощью совокупности инструментов ДКП. К инструментам ДКП относятся след: политика вкладов; прямое регулирование; политика «увещевания»; джентльменское соглашение; политика рефинансирования; политика минимальных резервов; политика на открытом рынке; внешнеполитические мероприятия.
Политика вкладов способствует регулированию предложения денег коммерческих банков при участии центрального банка, причем в данном случае общественный сектор (государственные институты) является инициатором этого процесса, перенося свои вклады из коммерческих банков на счет центрального банка (контрактивная деятельность), либо перенося свои счета из центрального банка в коммерческий банк (экспансивная деятельность). «Политику вкладов» не следует причислять к эффективным (действенным) инструментам ДКП, учитывая ее ограниченные возможности и порой сомнительную мотивацию.
Регулирование процентных ставок. Государство может регулировать цены (т.е. процентные ставки) и объемы кредитов. Административное регулирование процентных ставок по кредитам и депозитам коммерческих банков - власти контролируют уровень, нижний или верхний предел, а также амплитуду колебаний по всем или отдельным видам банковских операций. Нередко административное регулирование процентных ставок связано с мероприятиями государства по ограничению объемов кредитов («кредитные потолки»). Кредитный потолок – это ограничения на объем предоставляемых банками кредитов. Кредитный потолок может осуществлять ЦБ по отношению к банкам и публике, а также банки – по отношению к небанкам. Установление кредитных объемов может осуществляться также в форме кредитного рационирования, при котором ЦБ устанавливает квоту максимального объема кредита для каждого коммерческого банка.
Политика «увещевания». С помощью этой политики ЦБ пытается корректировать мероприятия ДКП для того, чтобы избежать мер прямого вмешательства. Посредством убеждения (через призывы к коммерческим банкам, обращениям к публике, предостережениям в адрес правительства) ЦБ пытается способствовать сдерживающим или, напротив, поощрительным денежно-кредитным мероприятиям.
Джентльменские соглашения. Джентльменское соглашение – это неформальная, основанная на взаимном доверии, договоренность м/у частными и (или) государственными сторонами. При этом стороны избегают заключать формальное соглашение на долгосрочную перспективу. Джентльменское соглашение носит добровольный характер и не предусматривает санкций за его невыполнение, но оно, как правило, выполняется, чтобы не наносить ущерба партнеру и не вызывать с его стороны соответствующей реакции. В м/ународном масштабе джентльменские соглашения могут заключаться м/у государственными органами, например, м/у центральными банками.
Политика рефин-я является важной составляющей политики ЦБ. Выполняя функции банка банков и кредитора в последней инстанции, ЦБ предоставляет ссуды кредитно-банковским институтам, которые испытывают временные финансовые затруднения. По срокам исп-я кредиты рефин-ябывают краткосрочные (от одного дня до нескольких дней) и среднесрочные (3-4 месяца). По форме обеспечения различают учетные и ломбардные кредиты. В соответствии с политикой рефин-я ЦБ уполномочен устанавливать учетную (дисконтную) ставку предоставления кредитов. Политика рефинансирования при помощи маневрирования дисконтной и ломбардной процентной ставок относится к классической процентной политике центрального банка.
Учетные (дисконтные) кредиты – это ссуды, предоставляемые ЦБ кредитно-банковским институтам в порядке переучета векселей. Проводя дисконтную политику, ЦБ устанавливает в рамках политики рефин-я условия, при которых коммерческие банки могут брать кредиты у ЦБ. Чтобы получить кредиты в деньгах ЦБ, коммерческие банки должны перевести центральному банку вексель (редисконт). Дисконтная (учетная) ставка или ставка рефин-я– это цена кредита ЦБ коммерческим банкам в порядке переучета векселей. Устанавливая официальную учетную ставку, ЦБ определяет стоимость привлечения кредитных ресурсов коммерческими банками. Чем выше уровень официальной учетной ставки, тем выше стоимость кредитов рефин-я ЦБ. Политика изменения учетной ставки представляет собой вариант регулирования качественного параметра денежного рынка – стоимости банковских кредитов.
При осуществлении ломбардной политики в рамках политики рефин-я ЦБ устанавливает условия, при которых коммерческие банки получают ссуду под залог депонированных в банке ценных бумаг в деньгах ЦБ по ломбардной процентной ставке, которая может ежедневно меняться. Ломбардные кредиты предоставляются на срок от 1 дня до 4 мес.
Политика минимальных резервов. ЦБ в соответствии с требованиями ДКП устанавливает норму резервирования (резервный коэффициент или норму минимальных резервов), т.е. установленное ЦБ соотношение обязательных резервов к базе резервирования. Резервные требования (минимальные или обязательные резервы) – это отчисления кредитных организаций от объема привлеченных ресурсов в соответствии с принятыми правилами. Резервные коэффициенты могут дифференцироваться в зависимости от размера кредитной организации (резервный класс), видов обязательства (вклады до востребования, срочные, накопительные, долговые ценные бумаги), кредиторов и некоторых других условий. Резервы могут храниться в определенной форме, как на счетах центрального банка, так и на счетах самого банка. При снижении нормы минимальных резервов и при прежней величине денежной базы, коммерческие банки увеличивают возможность предоставления кредитов. Если при этом существует избыточный спрос на кредиты, то объем кредитов, действительно возрастает. Если же избыточного спроса на кредит нет, возросшее предложение кредита снижает рыночную ставку процента. Увеличение кредитов приводит к росту денежной массы. Со снижением ставки минимального резервирования и при прежней денежной базе возникают свободные ликвидные резервы в форме избыточных резервов, что увеличивает объем денег центрального банка.
Политика на открытом рынке. Операции на открытом рынке – наиболее действенный и гибкий рыночный инструмент ДКП ЦБ. Операции на открытом рынке - операции ЦБ по купле-продаже ценных бумаг, условно принадлежащих к рынку денег (казначейские векселя, векселя гос корпораций, промышленных компаний и банков, векселя, учитываемые ЦБ), а также ликвидные ценные бумаги рынка капитала. При покупке ценных бумаг за деньги ЦБ, ЦБ увеличивает денежную массу в обращении, тем самым осуществляет экспансионистскую политику открытого рынка. Напротив, продавая ценные бумаги, ЦБ осуществляет рестриктивную политику открытого рынка.
Внешняя денежно-кредитная политика. Как правило, центральный банк является проводником гос-ной валютной политики. Валютная политика – это комплекс мероприятий, направленных на стимулирование внешнеэкономических позиций государства, прежде всего уравновешивание платежного баланса и устойчивость национальной валюты. В наиболее общем виде валютная политика состоит из следующих элементов:- регулирование валютного курса; - управление официальными валютными резервами; - валютное регулирование и валютный контроль; - международное валютное сотрудничество и участие в международных валютно-финансовых организациях.
Инструментами валютной политики являются валютные интервенции и в той или иной степени практически все инструменты ДКП.
Своповая политика - отправная точка внешней ДКП, с помощью которой ЦБ имеет возможность косвенно воздействовать на денежную массу и (или) ставку процента в стране. Валютная интервенция – это прямое вмешательство ЦБ в функционирование валютного рынка путем купли-продажи иностранной валюты в целях воздействия на курс национальной валюты. Валютная интервенция применяется при осуществлении политики фиксированного валютного курса.
К основным целям ДКП ЦБР относятся: снижение темпов инфл., обеспечение стабильности б-кой системы, сниж.безработицы. БР осущ-ет ДКП с помощью инструментов, ктр-ые закреплены за ним законодательно. К ним относ-ся: 1) %(ные) ставки по операциям БР; 2) резервные требования; 3) опер.на откр.р-ке; 4) рефенансир.кредит.орг-ций; 5) валютные интервенции; 6) установление ориентиров роста денеж.массы; 7) прямые количественные ограничения; 8) эмиссия облигаций от своего имени. Инструменты ДКП представляют собой различные способы влияния на фин.р-к, используемые БР для достижения поставленной цели. Выделяют административные инстр. - колич.ограничения размеров кредитов, пределов б-ких вкладов, макс.ссудных и депозит-х ставок. Эти ограничения позволяют гос-ву вмешиваться в деят-ть фин.р-ка при недостаточности развития его отдел-х сегментов и в состоянии кризиса эк-ки; и рыночные инстр. - к ним относ-ся опер.на откр.р-ке, рефенансир-ние КБ-ков.
Обязательные резервы (резервные требования) являются одним из основных инструментов осуществления ДКП Банка России и представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы.
31. Деньги и ценные бумаги как финансовые активы: общие черты и различия. Ценные бумаги в современной экономике и их функции: главная, основные и производные. Основные черты современного российского финансового и фондового рынка.
Финансовый рынок – это рынок, на котором осуществляется перераспределение свободных финансовых ресурсов и сбережений, под воздействием спроса и предложения, путем совершения сделок с финансовыми активами, оформленными различными фин.инструментами. В составе финансового рынка выделяют ден рынок и рынок капиталов.
Денежный рынок – это рынок относительно краткосрочных операций (до 1г), основной функцией к-ого является перераспределение ликвидности, т.е. свободной ден. наличности. Деньги – это совокупность финансовых активов, которые регулярно используются для сделок. Характерная черта денег - их абсолютная ликвидность, то есть способность практически мгновенно и без потерь обмениваться на все иные виды активов. Ни один из прочих активов этим свойством не обладает в полной мере. Главная функция денег – создание оптимальных условий обмена, сведение к минимуму времени и транзакционных издержек как следствие абсолютной ликвидности денег.
Рынок капитала – это рынок, на котором происходит перераспределение свободных капиталов и их инвестирование в различные доходные финансовые инструменты.
В отличие от денег, ценные бумаги – менее ликвидный финансовый актив, обладающий риском, но зато способный приносить доход (положительный и отрицательный). Ценная бумага – это форма существования капитала, отличная от его товарной, производительной и ден.формы, к-ая может передаваться вместо него самого, обращаться на рынке, как товар и приносить прибыль.
Главная функция ценных бумаг – инвестиционная: цб являются одним из важнейших источников внешнего фин-я предпринимательского и гос секторов.
Вся совокупность цб состоит из трех основных групп: акции представляют собственность, облигации — долг, производные инструменты — право на собственность.
Акция – эмиссионная цб, закрепляющая право ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Является именной цб.
Облигация – эмиссионная цб, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента или иного имущественного эквивалента. Доходом по облигации является % и/или дисконт.
Производные инструменты (деривативы, производные ценные бумаги) – это активы, представляющие собой имущественные права на другие экономические активы.
Основные функции цб :
1. Спекулятивная функция. Спекуляцией является купля с целью дальнейшей перепродажи. Она основывается на изучении текущих трендов ценового поведения. Так, если цены в настоящее время растут, то люди пытаются предугадать, достигнут ли цены пика и вновь пойдут вниз, либо будут продолжать подниматься длительное время. На основе этих предсказаний люди будут строить свои планы действий.
2. Хеджирование (страхование) рисков также лучше всего осуществляется на фондовом рынке при помощи производных финансовых инструментов, таких как форварды, фьючерсы, опционы.
Производные функции цб напоминают соответствующие производные функции денег:
3. Информационная функция цб в некотором роде сравнима с информационной функцией денег: фондовый рынок производит и доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участниках, реагирует на все важнейшие события, происходящие в экономике соответствующим ростом или падением курсов цб.
4. Регулирующая функция цб способна соответствующим образом воздействовать на общую стратегию развития национальной экономики при посредстве осуществления политики специфических регуляторов (наподобие ФСФР – Федеральной службы по финансовым рынкам).
5. Перераспределительная функция цб: - способствует перераспределению эк-х активов м/у отраслями и сферами деятельности, м/у регионами и странами, м/у домашними хозяйствами, фирмами и государством; - происходит изменение состава кредиторов (покупателей цб), перераспределяя посредством купли-продажи долговые ценные бумаги, такие, как акции, повышается ликвидность долга; -РЦБ является важнейшим инструментом перераспределения собственности посредством операций на рынке акций, приобретения контрольных пакетов и т.п.
6. Венчурная функция выражается в возможности появления венчурного капитала, что позволяет динамично развивать новые отрасли производства.
7. Производительная функция. Хорошо отрегулированный РЦБ может повысить эффективность финансовой системы, т.к. он создает конкуренцию м/у различными финансовыми активами и финансовыми институтами за кошелек инвестора. Предоставляя инвесторам широкий ассортимент средств для достижения инвестиционных целей, такой рынок в состоянии повысить номинальную норму сбережений и понизить процентные ставки. Быстрее развивается экономика и все общество.
8. Привлечение средств для покрытия бюджетных дефицитов широко используется как на общегосударственном уровне, так и на уровне местных органов управления. Практически во всех странах мира правительства прибегают к эмиссии гос ценных бумаг для обслуживания гос долга, а рынок гос ценных бумаг является ориентиром доходности и надежности операций с другими ценными бумагами.
9. Институциональная функция. Развитый фондовый рынок многократно увеличивает мобильность развития экономики, что имеет свои положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, экономика приобретает динамизм, соответствующий потребностям научно-технического прогресса, с другой стороны, фондовый рынок способствует росту неустойчивости экономики, может провоцировать создание «эк-х пузырей», провоцировать экономические потрясения.
Россия уже давно интегрирована в мировую экономику и занимает определенное место в международном разделении труда. Соответственно тенденции в мировой экономике и на мировых рынках оказывают значительное влияние на российскую эк-ку. Российский финансовый рынок относится пока к категории развивающихся(формирующихся) рынков, и перспективы его развития зависят как от общемировых тенденций, так и от эк. стратегии Правительства и ЦБРФ, к-ые определяют развитие эк-ки России.
Основными тенденциями развития современного РЦБ явл-ся: концентрация и централизация капиталов; интернационализация и глобализация рынка; повышение уровня организованности и усиление гос контроля; компьютеризация РЦБ; нововведения на рынке; секьюритизация.
- Финансовая система, ее институты и инструменты. Развитие финансовой системы рф.
- Бюджетная система России, ее принципы. Цель и основные направления Программы Правительства рф по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012г.
- Дефицит бюджета, источники его финансирования. Государственный (муниципальный) долг, его структура. Влияние государственного долга на экономический рост.
- Ограничения по размеру дефицита б, государственного (муниципального) долга и расходам на его обслуживание
- Государственный (муниципальный) долг. Структура долга. Предельные сроки долговых обязательств
- Содержание и функции финансов организаций и корпораций. Принципы организации финансов.
- Основные теории финансового менеджмента и их применение в российской практике.
- Д (Капитал, вложенный в денежной форме) -средства произв-ва и рабочая сила … Производство … Товар … д’
- Прибыль предприятий, различные виды прибыли, управление прибылью. Показатели рентабельности, области применения.
- Показатели рентабельности активов
- Показатели рентабельности капитала.
- Общая характеристика налогов, взимаемых с организаций и физических лиц.
- Экономическое содержание, классификация и функции налогов. Налоговая политика: цели, задачи, роль в системе государственного регулирования экономики.
- Налоговая система, структура, принципы построения, основные направления развития.
- Полномочия Банка России, цели его деятельности, функции и операции.
- Защита и обеспечение устойчивости рубля.
- Развитие и укрепление банк системы рф.
- Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования плат системы.
- Ко: виды, организационно-правовые формы и особенности их функционирования.
- Порядок создания банков и выдачи лицензий на осуществление банковской деятельности, особенности банкротства и ликвидации банков.
- 13. Назначение, функции и источники собственного капитала банка.
- 14. Депозитные услуги банков: виды банковских депозитов (вкладов), страхование вкладов физических лиц.
- 1. Депозиты юл
- 2.Вклады физических лиц.
- 15. Межбанковские кредиты и кредиты цб рф: условия, виды и порядок предоставления
- 16. Виды банковских кредитов и способы их выдачи и погашения
- 17. Деятельность банков на рынке ценных бумаг
- 18. Ликвидность коммерческого банка: понятие, функциональное значение, регулирование со стороны цб рф
- 19. Страховое дело: содержание, организация, регулирование
- 20. Социальное страхование: содержание и организация.
- 21.Страховая организация: функции и бизнес-процессы.
- 22. Классификация отраслей и видов страховой деятельности
- 23.Понятие риска в страховании и классификация рисков
- По результату:
- 3) По источнику возникновения
- 4) По типу возникновения
- 24. Страхование имущества – цели и основные принципы
- 25. Социально-экономическое значение и виды страхования гражданской ответственности
- 26. Личное страхование: содержание, особенности организации и виды
- 29.Цели дкп: первичные, тактические и промежуточные. Критерии выбора целей.
- 32. Слияния и поглощения современных российских фондовых бирж (ммвб, ртс, фбсп, спвб). Внебиржевой рынок современной России.
- 33. Регулирование рынка ценных бумаг: цели, система, формы. Особенности регулирования рынка ценных бумаг за рубежом (сша, Англия, Германия, Франция). Создание мега регулятора в России.
- 35. Валютный курс, сущность и методы его регулирования. Проблемы валютной политики современной России.
- 34. Платежный баланс, его структура и методы регулирования. Проблемы платежного баланса в современной России