33. Регулирование рынка ценных бумаг: цели, система, формы. Особенности регулирования рынка ценных бумаг за рубежом (сша, Англия, Германия, Франция). Создание мега регулятора в России.
Регулирование РЦБ – это упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций м/у ними со стороны организаций, уполномоченных обществом за эти действия. Регулирование РЦБ обычно имеет следующие цели: поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка; защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций; обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на цб на основе спроса и предложения; создание эффективного рынка; в определенных случаях – создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рын. структур; воздействие на рынок с целью достижения каких-либо общественных интересов; защита общественных интересов на рынке.
Форма и методы регулирования РЦБ могут быть различны. Наибольшее значение придается гос.регулированию РЦБ и его регулированию со стороны проф. Участников рынка, т.е. саморегулированию рынка. Гос.регулирование РЦБ – это регулирование со стороны общественных органов гос.власти. Выступает в качестве механизма обеспечения интересов всех участников в рамках действующего законодательства. Необходимость регулирования государством обусловлена потребностью в создании нормальных условий функционирования участников рынка, защите их прав, развития инфраструктуры рынка и др. Государственное регулирование важно не только для развития фондового рынка, но и для всей экономики страны. Неэффективное государственное регулирование отражается на инвестиционном климате государства и доверии инвесторов (внутренних и внешних) к национальной экономике.
С позиций органов, регулирующих РЦБ, различают следующие формы регулирования:
● государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами различных уровней и типов;
● саморегулирование рынка, которое реализуют профессиональные участники рынка ценных бумаг;
● общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение, при котором реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой государство принимает те или другие нормативные акты, а профессиональные участники корректируют свое поведение.
В США рынок ценных бумаг прямо или косвенно регулируется федеральными и местными законами. Первым законодательным актом, регулирующим рынок ценных бумаг на федеральном уровне, стал Закон о ценных бумагах (1933 г). Он требует от эмитентов регистрации новых выпусков и предоставления необходимой для инвесторов информации. Более того, он запрещает фальсификацию торговли ценными бумагами.
Закон о фондовых биржах (1934 г.) явился расширением предыдущего закона на вторичный рынок. В нем регистрация требовалась от национальных бирж, брокеров и дилеров. После его принятия появилась возможность создавать саморегулируемые организации для контролирования индустрии ценных бумаг.
С 1934 г. надзор за исполнением обоих законов (и последовавших за ними поправок) осуществляет Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission, SEC), являющаяся полусудебным правительственным учреждением. SEC состоит из четырех главных департаментов: Корпоративные финансы, Регулирование рынка, Управление инвестициями, Принуждение (Enforcement). Штаб-квартира комиссии находится в Вашингтоне.
В 1997 году в Великобритании началась реформа системы регулирования финансового сектора. Совет по ценным бумагам и инвестициям был переименован в Совет по финансовым услугам (FSA – Financial Services Authority), и ему были переданы все регулятивные функции, осуществляемые ранее различными ведомствами и СРО. FSA стал госструктурой, национальным мегарегулятором, контролирующим деятельность банков, компаний по ценным бумагам, страховых компаний, пенсионных фондов, фондовых бирж, депозитарно-клиринговых организаций и др. Великобритания отошла от модели саморегулирования фондового рынка.
До недавнего времени в Германии, банки, страховые компании и институты рынка ценных бумаг являлись объектами надзора со стороны трех специализированных федеральных органов надзора (BAV, BaWe). С 1 мая 2002 года все они были объединены в Федеральное ведомство по надзору за деятельностью финансовых организаций (BaFin). Причиной объединения послужило появление финансовых конгломератов, объединяющих банки, страховые компании и другие финансовые учреждения, и, как следствие, возрастающая интеграция финансовых рынков. Поэтому гарантией устойчивости финансового рынка на длительный период является всеохватывающий финансовый надзор. BaFin – это федеральный государственный орган, который организационно является самостоятельным, но юридически подчиняется федеральному Министерству финансов Германии. При этом он независим от фед бюджета.
Главным регулирующим органом во Франции на финансовом рынке является Служба надзора за финансовыми рынками (Autorite des marches financiers – AMF), которая объединила несколько секторальных регуляторов. Отвечая за безопасность в финансовые инструменты, AMF осуществляет регулирование финансовых рынков, надзор за деятельностью участников, обеспечивает раскрытие информации компаний, включенных в биржевой листинг, наказание за нарушение устанавливаемых требований.
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) при Правительстве РФ осуществляет функцию контроля и надзора на РЦБ. ФСФР России создана в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В ее функции входит проведение единой гос.политики, в т.ч. защита прав интересов инвесторов на РЦБ, а также утверждение стандартов эмиссии цб, проспектов цб (в т.ч. иностранных); установление единых требований к правилам осуществления проф. деятельности на рынке. При этом ФСФР не устанавливает требования достаточности капитала к кредитным организациям, имеющим лицензию проф.уч. рынка, а также не утверждает процедуры эмиссии гос. цб и не осуществляет регистрацию выпусков госбумаг. Предписания ФСФР РФ обязательны для исполнения коммерческими и некомм. организациями, индивид. предпринимателями, физ.лицами.
В настоящее время в России реально функционируют следующие саморегулируемые организации, зарегистрированные в ФСФР: НАУФОР – Национальная ассоциация участников фондового рынка; ПАРТАД – Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев; АУВЕР – Ассоциация участников вексельного рынка; НФА – Национальная фондовая организация; Российский биржевой союз; КРОУФР – Комиссия по регулированию отношений участников финансовых рынков; НЛУ – Национальная лига управляющих.
- Финансовая система, ее институты и инструменты. Развитие финансовой системы рф.
- Бюджетная система России, ее принципы. Цель и основные направления Программы Правительства рф по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012г.
- Дефицит бюджета, источники его финансирования. Государственный (муниципальный) долг, его структура. Влияние государственного долга на экономический рост.
- Ограничения по размеру дефицита б, государственного (муниципального) долга и расходам на его обслуживание
- Государственный (муниципальный) долг. Структура долга. Предельные сроки долговых обязательств
- Содержание и функции финансов организаций и корпораций. Принципы организации финансов.
- Основные теории финансового менеджмента и их применение в российской практике.
- Д (Капитал, вложенный в денежной форме) -средства произв-ва и рабочая сила … Производство … Товар … д’
- Прибыль предприятий, различные виды прибыли, управление прибылью. Показатели рентабельности, области применения.
- Показатели рентабельности активов
- Показатели рентабельности капитала.
- Общая характеристика налогов, взимаемых с организаций и физических лиц.
- Экономическое содержание, классификация и функции налогов. Налоговая политика: цели, задачи, роль в системе государственного регулирования экономики.
- Налоговая система, структура, принципы построения, основные направления развития.
- Полномочия Банка России, цели его деятельности, функции и операции.
- Защита и обеспечение устойчивости рубля.
- Развитие и укрепление банк системы рф.
- Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования плат системы.
- Ко: виды, организационно-правовые формы и особенности их функционирования.
- Порядок создания банков и выдачи лицензий на осуществление банковской деятельности, особенности банкротства и ликвидации банков.
- 13. Назначение, функции и источники собственного капитала банка.
- 14. Депозитные услуги банков: виды банковских депозитов (вкладов), страхование вкладов физических лиц.
- 1. Депозиты юл
- 2.Вклады физических лиц.
- 15. Межбанковские кредиты и кредиты цб рф: условия, виды и порядок предоставления
- 16. Виды банковских кредитов и способы их выдачи и погашения
- 17. Деятельность банков на рынке ценных бумаг
- 18. Ликвидность коммерческого банка: понятие, функциональное значение, регулирование со стороны цб рф
- 19. Страховое дело: содержание, организация, регулирование
- 20. Социальное страхование: содержание и организация.
- 21.Страховая организация: функции и бизнес-процессы.
- 22. Классификация отраслей и видов страховой деятельности
- 23.Понятие риска в страховании и классификация рисков
- По результату:
- 3) По источнику возникновения
- 4) По типу возникновения
- 24. Страхование имущества – цели и основные принципы
- 25. Социально-экономическое значение и виды страхования гражданской ответственности
- 26. Личное страхование: содержание, особенности организации и виды
- 29.Цели дкп: первичные, тактические и промежуточные. Критерии выбора целей.
- 32. Слияния и поглощения современных российских фондовых бирж (ммвб, ртс, фбсп, спвб). Внебиржевой рынок современной России.
- 33. Регулирование рынка ценных бумаг: цели, система, формы. Особенности регулирования рынка ценных бумаг за рубежом (сша, Англия, Германия, Франция). Создание мега регулятора в России.
- 35. Валютный курс, сущность и методы его регулирования. Проблемы валютной политики современной России.
- 34. Платежный баланс, его структура и методы регулирования. Проблемы платежного баланса в современной России