logo
ФК шпоры ВСЕ

Финансовая система, ее институты и инструменты. Развитие финансовой системы рф.

ФС - это система денежных отношений по поводу формирования и использования фондов, необходимых Г для выполнения своих функций.

2 сферы финансовой системы: финансы организаций и государственные (муниципальные) финансы.

Финансы хозяйствующих субъектов — относительно самостоятельное звено системы финансов Г. Именно здесь создается основная часть доходов, которая в последующем в результате перераспределения по установленным Г правилам формирует доходы Б всех уровней, а также ВБФ. В то же время определенная часть Б (финансовых) средств Г в форме прямого Б финансирования, Б ссуд, гарантий направляется на финансирование деятельности предприятий, как текущей, так и инвестиционной. Сфера финансов субъектов хозяйствования подразделяется на: финансы коммерческих организаций; финансы некоммерческих организаций; финансы индивидуальных предпринимателей.

Денежные отношения возникают между:

  1. Предприятием и его инвесторами и акционерами (по поводу эффективного использования СК, а также, выплаты дивидендов).

  2. Предприятием и его поставщиками и покупателями ( по поводу формы, способов и сроков расчетов, а также способов обеспечения обязательств).

  3. Предприятием и другими предприятиями (по поводу дивидендов и инвестиций, по поводу долгосрочных и краткосрочных инвестиций, выплат по ним дивидендов и %, дивиденды всегда дороже %).

  4. Предприятиями, финансовыми институтами и другими предприятиями (привлечение и размещение денежных средств, получение и погашение займа, страховые платежи).

  5. Предприятиями и другими товарищами по поводу вклада в соответствии с договорами простого товарищества и распределение прибыли (ТК ст. 99).

  6. Дочерним и материнским предприятием по поводу внутрикорпоративного распределения средств.

  7. Предприятиями и наемными работниками:

  1. Предприятиями и Г по поводу формирования налогооблагаемой базы для налоговых сборов и осуществления платежей.

  2. Предприятиями и ВБФ на цели, предусмотренные действующим законодательством.

Финансовые ресурсы предприятия могут быть собственными и заемными.

Государственные и муниципальные финансы –совокупность денежных отношений, возникающих м/у Г и населением. Необходимость, т.к. госвласти и МСУ требуются средства для финансового обеспечения возложенных на них Э, социальных и др. функций. Огромное значение на объем и структуру общественного воспроизводства, осуществлять регулирование отраслевых и территориальных пропорций.

Признаки финансов: Финансы возникают с появлением Г; Финансы – денежные отношения; Финансы – распределение уже распределенного.

Функции финансов: Образование централизованных денежных фондов Г, Б. Контрольная функция.

Звенья финансов: Г финансы, Г кредиты, Финансы государственных предприятий, Специализированные фонды.

1 звеноГ фонды: крупные по объему фонды в системе финансов. Через них формируется вся основная экономическая стратегия государства, проводятся все основные направления экономической политики. Методы формирования Б через принудительное изъятие и безэквивалентное использование.

2 звеноВБФ: носят вспомогательный характер. Их назначение - финансирование целевых программ. Источники формирования: специальные налоги или отчисления, Б средства. Объем зависит от уровня эк. развития. Действуют постоянно.

По признаку целевой направленности исп-я средств внебюджетные фонды можно объединить в две группы: социального назначения; межотраслевого и отраслевого характера. Кроме того, образуются внебюджетные фонды территориального назначения.

3 звеноГ кредит. Основная цель – финансирование Б дефицитов. Г кредит представляет собой особую форму денежных отношений м/у государством и юр. и физ. лицами, при которых государство выступает главным образом в качестве заёмщика средств, а также кредитора и гаранта. Формирование и использование фондов системы Г кредита происходит методами не финансов, а кредита, т.е. на основе добровольности, эквивалентности, срочности и возвратности. Реализуется через систему ЦБ РФ.

4 звено - система принудительного Г имущественного и денежного страхования. На основе методов страхования. Здесь существует противоречие м/у природой и назначением финансов предприятий и Г. Финансы предприятий имеют воспроизводственное назначение, и с этой точки зрения они не являются звеном системы Г финансов. С другой стороны, государство выступает собственником этих предприятий и обладает правом распоряжаться их накоплениями, поэтому существует возможность изъятия государством этих накоплений.

Наряду с рассмотрением финансовой системы как различных сфер финансовых отношений ее можно представить в институциональной форме - как инфраструктуру различных финансовых институтов, осущ-х финансовые операции и одновременно являющихся субъектами и объектами управления финансами.

Общее управление финансами осуществляют высшие законодательные органы власти — Федеральное Собрание РФ и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации. Конкретные разработки в области финансового законодательства, рассмотрения и утверждения ФБ осуществляет Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам. Принимаемые Федеральным Собранием законы (утверждение ФБ, налогового законодательства, хозяйственного законодательства) создают нормативную основу функционирования всей системы финансов и финансовой системы РФ.

Любая система финансов имеет определенное количество уровней. Для унитарного государства – 2 (центральный и местный уровень); для федеративного государства – 3 (центральный, региональный и местный уровень). В «ненормальном» варианте – 1 (тоталитарное государство).