logo
ФК шпоры ВСЕ

Экономическое содержание, классификация и функции налогов. Налоговая политика: цели, задачи, роль в системе государственного регулирования экономики.

Налоги явл. неотъемлемой частью общественной жизни любого гос-ва. От налогов зависит благополучие народа и гос-ва в целом. Налоги – важнейшая экон. категория, их появление исторически связано с возникновением гос-ва и выполнением им целого ряда общегос функций. Минимальный размер налогового бремени опред. суммой расходов гос-ва на выполнение минимума его функций (управление, оборона, суд, защита населения). Чем совершеннее гос-во и шире круг задач, стоящих перед гос. аппаратом, тем больше денежных ресурсов мобилизуется в госбюджете.

Налоги – императивные денежные отношения, в процессе которых образуется бюджетный фонд, без предоставления субъекту налога какого-либо эквивалента.

Обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. (ст.8 НК РФ)

Цель взимания налога - обеспечение деятельности гос-ва и муниципальных образований

Признаки налога:

- обязательность (Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы)

- индивидуальная безвозмездность (уплата плательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика)

- смена форма собственности (При уплате налога доля частной собственности становится государственной)

- безадресность (Налоги поступают в бюджетный фонд, в котором обезличиваются, и неизвестно на какие цели расходуются средства от взимания конкретного налога)

- безвозвратность (Уплаченные в бюджетную систему налоги не возвращаются плательщику)

Функции налога. Большинство авторов признают 2 налоговые функции:

- фискальная (Формирование бюджетного фонда государства с целью обеспечения его финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения своих функций)

- регулирующая

Регулирующая ф-ия – посредством налогов гос-во м. влиять на:

- производственные и инвестиционные процессы путем стимулирования развития/сдерживания определенных отраслей

- динамику потребления и сбережения посредством установления различных ставок косвенных налогов

- уровень доходов физических и юридических лиц путем установления дифференцированных ставок налогов, предоставления льгот отдельным категориям н/п

Классификация налогов.

Классификационные признаки:

Субъект налога: - Налоги ФЛ - Налоги ЮЛ - Налоги ФЛ и ЮЛ

Вид ставки:

- Твердые (специфические): устанавливаются в фиксированном размере на каждую единицу налогообложения

- Процентные (адвалорные): устанавливаются в % к единице н/о.

- Комбинированные: сочетают твердую и процентную ставки

Объект налога: - Реализация товаров (работ, услуг) – имущество - прибыль –доход -расход

Метод обложения (порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы):

- Равные: для каждого н/п-ка устанавливается равная сумма нал.

- Прогрессивные: с ростом нал. базы возрастает ставка налога

- Пропорциональные: для каждого н/п-ка устанавливается равная ст-ка налога

- Регрессивные: с ростом нал. базы уменьшается ставка налога

Периодичность:

- Разовые: уплата связана с бессистемным, случайным событием

- Регулярные (систематические, текущие): взимаются с определенной периодичностью в течение

всего времени владения имуществом или занятия видом деятельности, приносящей доход

Бюджетное назначение:

- Общие - налоги, не предназначенные для фин-яконкретного расхода

- Целевые – налоги, предназначенные для фин-яконкретного расхода бюджета

По способу изъятия :

- Прямые – нал., кот. взимаются непосредственно из дох-ов н/п

- Косвенные – налоги, которые включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки, увеличивают ее и уплачиваются потребителем товара (работы, услуги) в их цене.

По платежеспособности налогоплательщика:

- Личные – налоги, которые учитывают платежеспособность н/п.

- Реальные – налоги, которые не учитывают финансовое положение налогоплательщика, уровень доходности объекта н/о.

По способу уплаты :

- Удержания (у источника выплаты дохода) – обязанность по исчислению налога возложена на третье лицо, которое в силу Закона обязано выступить налоговым агентом

- Начисления (декларационный) – уплата налога на основе налоговой декларации – официального заявления о своих налоговых обязательствах

- Кадастровый – налогообложение имущества производится на основе внешних признаков, его предполагаемой доходности, а момент уплаты налога не связан с моментом получения дохода.

Принадлежность к уровням власти и управления :

- федеральные – региональные - местные

От источника уплаты:

Налоговая политика государства отражает тип, степень и цель гос вмешательства в экономику и изменяется в зависимости от ситуации в ней. Она представляет собой систему мероприятий государства в области налогов и является составной частью финансовой политики. Содержа­ние и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества, социальными группами, стоящими у власти, стратегическими целями, определяющими развитие национальной экономики, и м/ународными обяза­тельствами в сфере гос финансов.

Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом, сгла­живанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Одна из основных задач госналоговой политики на современном этапе — создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйствен­ной деятельности субъектов экономики и стимулирование экономического роста посредством достижения оптимального сочетания личных и общественных инте­ресов, т. е. оптимального соотношения м/у средствами, остающимися в распо­ряжении налогоплательщика, и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетные механизмы.

На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, ко­торый представляет собой совокупность организационно-правовых форм, методов и инструментов управления налогообложением. Государство придает этому меха­низму юридическую форму посредством налогового законодательства. Для под­держания высокой эффективности госналоговой политики необ­ходимо поддержать определенные пропорции м/у прямыми и косвенными налогами с учетом специфики конкретной страны.

Таким образом, рассматривая основные инструменты налогового регулирова­ния, мы можем сказать, что по своему характеру налоговое регулирование эконо­мики может быть стимулирующим или сдерживающим. При разработке налоговой политики необходимо учитывать мнение всех сторон налоговых отношений. С од­ной стороны, это стремление субъектов экономики к минимизации налогов, а с дру­гой - интересы государства. Для продуманной налоговой политики одним из са­мых важных моментов является правильное определение оптимального размера налогового бремени. Для этого необходимо провести серьезную аналитическую ра­боту по достижению компромисса м/у государством и налогоплательщиком.