logo
OTVET_na_GOSy_polnostyu

28. Формы и методы регулирования цен.

Под государственным регулированием цен понимается вмешательство государства в процесс рыночного ценообразования посредством прямого и косвенного воздействия на уровни, соотношения и динамику цен в целях реализации выработанной экономической политики страны. Цель государственного регулирования цен заключается в создании условий, при которых должным образом согласуются экономические интересы покупателей, товаропроизводителей и государства. Осуществляя государственное регулирование цен, государство обязано решать целый комплекс задач. Основными задачами являются следующие:

Различают методы прямого и косвенного регулирования. При прямых методах государство непосредственно воздействует на цены; косвенные методы проявляются в воздействии государства не на сами цены, а на факторы, определяющие влияние на всю экономику страны. Оптимальным является гибкое сочетание прямых и косвенных методов.

Методы прямого регулирования:

К методам прямого регулирования цен (тарифов) относятся:

Практически все методы направлены на сдерживание роста цен во избежание роста инфляции. Метод определения нижнего предела цены(верхнего порога) используется главным образом в фискальных целях. Невозможность снижения цены позволяет значительно увеличить размеры отчислений в бюджет. Этот метод широко используется в отношении товаров с большой долей косвенных налогов, например акцизов.

Нижний порог цены устанавливается государством для стимулирования научно-технического прогресса. Введение нижнего порога лишает монополии возможности использовать сбрасывание цен для ослабления немонополизированных предприятий – производителей аналогичной прогрессивной продукции. Крайним вариантом являются фиксированные цены, когда продавец не имеет права отклоняться от них в какую-либо сторону. Фиксированные цены предполагают однозначность и всех других показателей, поэтому характерны для условий не рыночной, а административно регулируемой экономики.

Как правило, государство прямо регулирует цены на те виды продукции и услуг, которые образуют каркас системы (цены на энергоносители, услуги транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги и др)

Методы косвенного регулирования:

Меры косвенного регулирования, как правило, направлены на изменение конъюнктуры рынка, на создание определенного положения в области финансирования, валютных и налоговых операций, а в целом на установление оптимального соотношения спроса и предложения.

За последние годы государственное регулирование цен осуществлялось в следующих формах:

  1. Выплата дотаций отдельным производителям органами исполнительной власти различных уровней, позволяющих поддерживать цены на уровне более низком, чем "диктует рынок".

  2. Установление для производителей, оптовых и розничных организаций предельных норм рентабельности, дифференцированных по отраслям.

  3. Установление твердых оптовых и розничных торговых наценок и накидок к отпускным ценам изготовителя.

  4. Установление твердых фиксированных цен.

  5. Установление для предприятий-монополистов предельных цен.

  6. Ограничение уровня рентабельности предприятий-немонополистов.

  7. Установление сельскохозяйственным предприятиям и поставщикам льгот по налогам и другим платежам в бюджет в случае продажи продукции ниже уровня предельных цен.

  8. Установление предельного уровня торговых надбавок к отпускным ценам производителя для оптовой и розничной торговли.

  9. Установление коэффициентов повышения цен с целью сдерживания их роста.

  10. Рекомендации по применению единой номенклатуры издержек производства и обращения, а также единого порядка формирования финансовых результатов, имеющих юридическую силу.

  11. Декларирование повышения свободных цен. Существовавшая в России система государственного регулирования цен на продукцию предприятий-монополистов с преобладающим использованием метода установления предельного норматива рентабельности оказалась неэффективной. Она вынуждала предприятия не к снижению цен, а к росту издержек, понижению качества, падению объемов производства, спаду инвестиционной активности и сокращению налоговых поступлений.