logo
OTVET_na_GOSy_polnostyu

39. Банк России как орган государственного надзора за деятельностью коммерческих банков.

Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Регулирование кредитных организаций - это система мер, посредством которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в банковском секторе.

Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с действующим законодательством.

ЦБ в соответствии с законом о банке России обязывает коммерческие банки придерживаться в своей коммерческой деятельности нормативов, которые устанавливаются в зависимости от экономической ситуации в стране.

Экономические нормативы:

  1. Норматив Уставного капитала – от 5 млн. евро

  2. Нормативы ликвидности (ликвидность – способность банка отвечать по своим обязательствам на конкретную дату)

ЦБ устанавливает нормативы.

  1. Нормативы достаточности капитала

  2. Фонд обязательных резервов (ФОР) – от 3 до 8%

  3. Резерв на возникшие потери по ссудам (резерв на обесценивание ц\б)

  4. Ставка рефинансирования

  5. Ставка ЛИБОР

Административные меры воздействия ЦБ на КБ:

  1. ЦБ может обязать коммерческие банки, привести в соответствие свои экономические нормативы, документы финансовой отчетности в соответствии с нормативными документами банка РФ.

  2. Наложить денежный штраф в пределах до 3% УК

  3. Приостановить проведение некоторых операций банка России (связано с приемом денежных средств у населения и физлиц)

  4. Отозвать лицензию

ЦБ определяет для КБ порядок проведения бухгалтерского учета и учетной политики (ст.58 закона о Банке России)

В соответствии со статьей 5 закона о банках и банковской деятельности КБ вправе выполнять следующие виды операций:

  1. Кредитование юрлиц и физлиц

  2. Прием денежных средств во вклады и на счетах физических и юридических лиц

  3. Покупка-продажа ценных бумаг, а также монет в целях нумизматики

  4. Рассчетно-кассовые операции

  5. Инкассация денежных средств

  6. лизинг

  7. Факторинг

  8. Форфейтинг

  9. Трастовые операции

В ЦБ существует департамент банковского надзора, который осуществляет контроль за выполнением КБ требований банка России.

Цели центрального банка в области надзора и регулирования за деятельность кредитных организаций можно свести к следующим:

• поддержание денежной и финансовой стабильности и принятие в случае необходимости мер по финансовому оздоровлению и санированию банков;

• обеспечение эффективности банковской деятельности путем установления требований к качеству капитала и активов. Банковский надзор включает также оценку внутреннего контроля, качества управления рисками, внутренних банковских операций и финансового положения;

• защита интересов вкладчиков. Осуществление надзора за деятельностью банков, и особенно тех, которые не могут выполнить свои обязательства по отношению к вкладчикам.

Конкретные цели надзора зависят от особенностей его объектов. Есть такие банки, которые не попадают под банковский надзор Банка России. Например, Банк развития – Внешэкономбанк, Межгосударственный банк, созданный на основе международного договора с некоторыми странами СНГ.

Банк России не управляет кредитными организациями, а только наблю­дает за соответствием их деятельности установленным финансовым норма­тивам. Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с  перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

В число основных направлений и задач надзора и регулирования банковской деятельности входят:

В зависимости от выполняемых задач банковский надзор можно разделить на несколько видов, представленных в следующей главе.

Банковский надзор имеет две основные формы: дистанционную (надзор по документам, представленным в центральный банк) и контактную (инспектирование кредитных организаций группами проверяющих центрального банка).

В Российской Федерации центральным звеном банковского надзора является документарный надзор. Это наблюдение за деятельностью кредитных организаций на основе представленных банковских и бухгалтерских документов (балансы, отчеты о прибылях и убытках, платежные документы и т.п.). Для этого в системе Банка России созданы подразделения банковского надзора, например, Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций, а в территориальных учреждениях - управления (отделы) регулирования банковской деятельности.

Его задача заключается в том, чтобы посредством постоянного мониторинга деятельности кредитной организации на возможно ранней стадии обнаруживать возникающие в ее деятельности проблемы, обострение которых может вызвать угрозу интересам кредиторов и вкладчиков, подорвать платежеспособность кредитной организации и, в конечном счете, привести ее к банкротству.

Документарный надзор позволяет своевременно применить к банку адекватный комплекс корректирующих мероприятий, направленных на преодоление выявленных в деятельности кредитной организации негативных явлений и тенденций.

Контактный надзор - это проверки деятельности кредитных организаций, проводимые представителями Банка России непосредственно в кредитной организации.

Для таких целей в структуре Банка России были в 1994 году созданы Департамент инспектирования коммерческих банков (позднее переименованный в Департамент кредитных организаций, а в настоящее время – в Главную инспекцию кредитных организаций) и соответствующие структуры в его территориальных учреждениях (управления, отделы).

Проверкикредитных организаций проводятся Банком России в рамках реализации функций банковского регулирования и надзора.

Банк России не вправе проводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала), за исключением случаев, если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации либо по мотивированному решению Совета директоров.

Проверкой могут быть охвачены только пять календарных лет деятельности кредитной организации (ее филиала), предшествующих году проведения проверки.

Проверки кредитных организаций (их филиалов) подразделяются на два вида:

В зависимости от поднадзорности территориальным учреждениям Банка России структурных подразделений кредитной организации, проверяемых в течение одной проверки, они подразделяются на:

- региональные - проверки структурных подразделений кредитной организации, надзор за деятельностью которых осуществляется одним и тем же территориальным учреждением Банка России;

- межрегиональные - проверки структурных подразделений кредитной организации, надзор за деятельностью которых осуществляют разные территориальные учреждения Банка России.

Проверки кредитных организаций (их филиалов) также могут быть:

- плановыми - такие проверки проводятся в соответствии со Сводным годовым планом комплексных и тематических проверок кредитных организаций, составляемым на очередной календарный год, но при необходимости возможно внесение изменений в Сводный план;

- внеплановыми - они проводятся на основе решения Совета директоров Банка России. Председателя Банка России (лица, его замещающего). Комитета банковского надзора Банка России, а также решения о проведении внеплановой проверки кредитной организации, которое принимается руководством Банка России по предложению структурного подразделения Банка России, решения руководителя территориального учреждения Банка России (при проведении региональной проверки) или генерального инспектора межрегиональной инспекции.