19. Доходы организаций.
Под доходами предприятия подразумевается увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств, иного имущества и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала.
Доходы так же, как и расходы, подразделяются на:
• доходы от обычных видов деятельности;
• операционные доходы;
• внереализационные доходы;
• чрезвычайные доходы.
Доходы от обычных видов деятельности — это выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг
Операционные доходы — это:
• поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;
• поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;
• поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);
• прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);
• поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;
• проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.
Внереализационные доходы — это:
• штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
• активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения;
• поступления в возмещение причиненных организации убытков;
• прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
• суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;
• курсовые разницы;
• сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов);
• прочие внереализационные доходы.
Чрезвычайные доходы — это поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.
ПОНЯТИЕ ВЫРУЧКИ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ
В процессе осуществления своей экономической деятельности предприятие (организация) получает доход — выручку. Выручка классифицируется в зависимости от направлений деятельности предприятия: основная (обычная), инвестиционная и финансовая.
Выручка от основной деятельности выступает в виде выручки от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг).
Выручка от инвестиционной деятельности выражается в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг.
Выручка от финансовой деятельности включает в себя результат от размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.
Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) является основным источником финансовых потоков на предприятии.
Выручка от реализации включает суммы денежных средств, поступивших в счет оплаты продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Понятие выручки от реализации и методы определения момента реализации имеют существенное значение для расчета финансовых показателей.
В отечественной практике применяются два метода определения момента реализации:
• по отгрузке — метод начислений;
• по оплате — кассовый метод.
Все организации, кроме малых, должны применять метод начислений и учитывать выручку от реализации продукции по факту отгрузки продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг. Выручкой считается и поэтапная оплата выполненных работ с длительным производственным циклом по мере готовности этапов в отраслях строительства, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Малые предприятия могут отражать в учете выручку от реализации по мере ее оплаты.
Для целей обложения некоторыми налогами организации определяют в своей учетной политике метод признания выручки от реализации либо по факту отгрузки, либо по факту оплаты. Если для целей налогообложения признана выручка от реализации по оплате, то при исчислении налога на прибыль, НДС и некоторых других налогов корректируется сумма дохода исходя из фактической оплаты реализованной продукции, товаров, работ, услуг.
Для обложения налогом на прибыль все организации должны исчислять выручку от реализации методом начислений. Исключение составляют организации, у которых на дату определения дохода (осуществления расхода), в среднем за предыдущие четыре квартала, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила 1 млн руб. за каждый квартал.
Если организация признает выручку от реализации по факту отгрузки продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, то обязательства по уплате налогов возникают независимо от факта получения денег от покупателей (дебиторов). В таких случаях организация имеет право на создание резерва по сомнительным долгам, который создается из прибыли до налогообложения. Сомнительным долгом считается дебиторская задолженность, не обеспеченная гарантиями, срок погашения которой истек.
Выбор метода признания выручки от реализации имеет большое значение для оценки финансового состояния предприятия. При выборе метода начислений предприятие должно учитывать необходимость иметь оборотные средства для уплаты начисленных налогов еще до того, как будут получены денежные средства от покупателей. Кассовый метод снимает эту проблему, но не позволяет создавать резерв по сомнительным долгам.
Размер выручки от реализации, равный совокупным затратам, называется «критическим объемом реализации». Если предприятие будет получать выручку меньше критического объема, это приведет к получению убытка; выручка, превышающая размер критического объема реализации, принесет предприятию прибыль. Применяя классификацию затрат на постоянные и переменные, рассчитывают критический объем реализации. Определив величину средних переменных затрат (Зпер), постоянных расходов (Рпос) и цену продукции (Ц), можно рассчитать критический объем реализации (Ко) по формуле: З/(Ц-Р).
На величину выручки от реализации влияют такие факторы, как цена реализуемых товаров, объем продаж в натуральном выражении
Планирование выручки от реализации осуществляется одним из следующих способов:
Метод прямого счета. Выручка от реализации (В) определяется произведением цены (без налогов в виде надбавок к цене) (Ц) на объем реализованной продукции (выполненных работ) в натуральном выражении (Р):
В = Ц х Р.
Этот метод основан на прогнозе продаж и цен на продаваемую продукцию. Расчетный метод (метод укрупненного расчета). При этом методе учитываются выпуск товарной продукции (Т), остатки готовой продукции на складе и в товарах, отгруженных на начало (Он) и конец (Ок) планируемого года:
В = Он + Т - Ок.
Расчет осуществляется в ценах продаж, причем остатки на начало планируемого года оцениваются по ценам предыдущего года, товарный выпуск и остатки на конец планируемого года — в плановых ценах. Не менее важно определить и полную себестоимость реализованной продукции, поскольку разница между выручкой от реализации продукции и ее полной себестоимостью составляет прибыль от продажи
Формирования доходов регламентируются в бухгалтерском учете Положением о бухгалтерском учете ПБУ 9/99 «Доходы организаций»; для целей налогообложения Налоговым Кодексом РФ главой 25 «Налог на прибыль».
Согласно ПБУ 9/99, доходы - это увеличение экономических выгод в результате поступления активов (запасов, денежных средств, иного имущества) или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением уставных вкладов участников ( собственников имущества).
В бухгалтерском учете доходы классифицируются следующим образом:
1. доходы от обычных видов деятельности:
- выручка от продажи продукции и товаров
- поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (выручка).
2. прочие доходы:
2.1. операционные доходы - это поступления, связанные с:
- предоставлением за плату во временное пользование активов организации
- предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности
- участием в уставных капиталах других организаций
- прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества)
- поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров
- проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.
2.2 внереализационные доходы:
- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров
- активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения
- поступления в возмещение причиненных организации убытков
- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году
- суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности
- курсовые разницы
- сумма дооценки активов.
2.3 чрезвычайные доходы - это поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.
Для целей налогообложения к доходам относятся:
- Доходы от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав:
- Выручка от реализации произведенных товаров (р,у); ранее приобретенных товаров; имущества, включая ценные бумаги и имущественные права. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. (ст. 249)
Внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 Налогового Кодекса РФ.
Внереализационные доходы:
- от долевого участия в других организациях
- от сдачи имущества в аренду
- проценты, полученные по долговым обязательствам
- полученные штрафы, пени и др. санкции
- полученные суммы возмещения ущерба.
В российском бухгалтерском законодательстве нет однозначного определения данного понятия. Вместе с в ПБУ «Доходы организации» указывается, что выручка от реализации определяется исходя из поступлений, связанных с продажей продукции и товаров, выполнением работ, оказанием услуг. При этом отмечается, что выручкой считаются поступления, получение которых связано с основной (главной) деятельностью организации, что в принципе соответствует сущности выручки, определяемой в международной практике. Попутно заметим, что в соответствии с указанным ПБУ понятие «выручка от реализации» заменено на «выручку от продаж».
Выручка от продаж является основным регулярным источником доходов для организации из всех возможных поступлений средств.
Значение выручки в деятельности организаций (предприятий) выражается в следующем.
• Выручка от продаж служит основным оценочным показателем результативности работы предприятий, так как по ее поступлению можно судить о том, что выпускаемая продукция по объему, качеству, цене соответствует рыночному спросу.
• От своевременности поступления выручки зависят устойчивость финансового положения организации, размер ее прибыли, своевременность расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, банками, поставщиками, работниками.
• За счет выручки от реализации предприятия покрывают свои текущие затраты на производство и реализацию продукции и формируют прибыль, Несвоевременное поступление выручки приводит к задержке расчетов за сырье, материалы, комплектующие, в связи с чем организация вынуждена выплачивать штрафы, а это в конечном итоге обусловливает не только потери прибыли предприятия-поставщика, но и перебои в работе и остановку производства смежных предприятий.
• Поступление выручки на счета предприятий имеет не меньшее значение и для государственного бюджета, так как она является источником уплаты всех налоговых платежей и отчислений в государственные внебюджетные фонды.
В отечественной практике применяется два метода определения выручки:
- по отгрузке - метод начислений
- по оплате - кассовый метод
Для финансовой деятельности имеет значение выручка, определяемая методом начислений, т.е. выручка по факту отгрузки товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) устанавливается предприятиями самостоятельно и отражается в приказе по учетной политике.
На размер выручки от реализации влияют следующие группы факторов:
а) общеэкономические факторы - уровень инфляции, процентных ставок; уровень цен на товарных рынках, валютный курс и др.;
б) производственные - связаны с объемом производства, с наличием и использованием производственных мощностей пред- приятия, качеством продукции и ее ассортиментом, с ритмичностью выпуска, уровнем отпускных цен и др.;
в) факторы в сфере обращения (коммерческие факторы) -связаны с ритмичностью отгрузки, с соблюдением условий договора, с выбором оптимальных форм расчетов, со сроками про- хождения расчетных документов, с развитием дилерской сети, с оптимальным использованием посреднических фирм и др.;
г) факторы, зависящие от деятельности контрагентов, - связаны с перебоями в материально-техническом снабжении, несвоевременностью оплаты продукции покупателями, с недостатками отдельных форм безналичных расчетов и т. п.
- Ответы на междисциплинраный государственный экзамен 2011
- 1. Взаимосвязи и различия между деньгами, кредитом и финансами.
- 2. Структура финансовой системы.
- 3. Государственные финансы: понятие, сущность, состав и роль в экономике.
- Функции государственных и муниципальных финансов
- Принципы и роль государственных и муниципальных финансов
- 4. Финансы предприятий: понятие, место и роль в финансовой системе страны.
- 5. Финансы населения как важное звено финансовой системы.
- Доходы населения
- Расходы населения
- 6. Финансовые посредники: понятие, функции, типы.
- 7. Сущность и виды кредитных денег.
- 8. Пластиковые деньги: особенности, виды, специфика использования в рф.
- 9. Денежные реформы.
- 10. Инфляция: сущность, виды, методы борьбы, специфика инфляции в России.
- 11. Основные направления бюджетной политики рф.
- 12. Особенности бюджетного устройства и бюджетной системы в рф.
- 13. Приниципы построения бюджетной системы в рф.
- 14. Характеристика основных звеньев бюджетной системы в рф.
- 15. Налог как основной источник доходов бюджета.
- 16. Понятие и виды государственного долга, его воздействие на сбалансированность бюджетной системы.
- 5. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
- 17. Государственные внебюджетные фонды: понятие, назначение, особенности формирования и использования.
- 18. Бюджетный федерализм: понятие, сущность, принципы реализации.
- 19. Доходы организаций.
- 20. Классификация затрат на производство и реализацию продукции.
- 14) По экономическому содержанию:
- 21. Нематериальные активы: состав, сущность, амортизация.
- 22. Состав, классификация и источники оборотных активов.
- Раздел 2 бухг. Баланса «ОбА» объединяет разные статьи, включающие оборотные средства (текущие активы)
- 23. Алгоритм формирования финансовых результатов
- 24. Факторы, влияющие на величину прибыли
- 25. Сущность, цели и методы финансового планирования
- Финансовый план как элемент финансового планирования
- 26. Особенности организации финансов в структурах малого бизнеса.
- 27. Понятие и сущность цены в рыночной экономике.
- 1. Метод “издержки плюс”
- 2. Метод минимальных затрат
- 3. Метод надбавки к цене
- 4. Метод целевого ценообразования
- 5. Метод определения цены продажи на основе анализа минимальных пределов убытков и прибылей
- 6. Метод определения цены продажи на основе анализа максимального пика убытков и прибылей.
- 7.Определение цены с ориентацией на конкуренцию
- 28. Формы и методы регулирования цен.
- 29. Классификация форм кредита.
- 30. Государственный и частный кредит: понятия, отличительные черты, сферы использования.
- Управление государственным кредитом
- Сущность и функции государственного кредита
- Государство в качестве заемщика
- Государство в качестве гаранта
- Государство как кредитор
- Государственный кредит и государственный долг
- 31. Кредиты международных финансовых организаций. Их характер, условия предоставления, режим погашения.
- 32. Коммерческие банки как основные операторы кредитного рынка.
- 33. Виды кредитных организаций в России и их функции.
- 34. Банковская система и ее структура.
- 35. Цели, функции и операции Центрального банка России.
- Основные функции по отношению к кредитно-денежной политике:
- По отношению к кредитным организациям и коммерческим банкам
- По отношению к управлению государственными финансовыми ресурсами:
- 36. Структура органов управления коммерческого банка.
- 37. Типы денежно-кредитной политики.
- Виды монетарных политик
- 38. Экономические методы регулирования банковской системы в рф.
- 39. Банк России как орган государственного надзора за деятельностью коммерческих банков.
- 40. Сущность и разновидность пассивных операций. Пассивные операции
- 41. Активные операции банка и их роль. Активные операции
- 41. Состояние и развитие банковского анализа как эффективного средства управления.
- 43. Анализ финансового состояния банка, его надежности, устойчивости и рисков.
- 44. Прямые налоги: преимущества и недостатки.
- 45. Косвенные налоги: преимущества и недостатки.
- Основные виды косвенных налогов
- 46. Тенденции развития налоговой системы России.
- 47. Современный страховой рынок и перспективы его развития.
- 48. Финансовые риски: определение, виды и практика страхования.
- 49. Особенности медицинского страхования.
- Медицинское страхование: Законодательство
- Медицинское страхование и его виды
- 50. Состав и источники доходов страховщика.
- 53. Классификация страхования.
- 53. Экономическая сущность и характеристики корпоративного страхования.
- 24. Современный российский рынок корпоративного страхования и проблемы его развития.
- 54. Пенсионное страхование.
- Пенсионное страхование – преимущества и недостатки
- 55. Структура и место рынка ценных бумаг на финансовом рынке.
- 56. Участники рынка ценных бумаг.
- 57. Российский рынок акций: современное состояние и тенденции развития.
- 58. Российский рынок облигаций.
- Тенденции развития рынка облигаций
- 59. Показатели состояния рынка ценных бумаг.
- 60. Фондовая биржа: задачи, функции и тенденции развития.
- 61. Эмиссия ценных бумаг коммерческого банка, ее назначение и особенности.
- 62. Политика рефинансирования Банка России, ее основные принципы и инструменты, влияние на деловую активность, рыночную конъюнктуру.
- 63. Операции Банка России по регулированию банковской ликвидности. Облигации Банка России.
- 64. Кредитные и депозитные операции Банка России с коммерческими банками. Ломбардный список Банка России.
- 65. Валютный рынок, его участники и основные виды сделок с иностранной валютой.
- Виды сделок на валютном рынке
- Валютные котировки
- 66. Обязательные экономические нормативы как часть пруденциальных норм деятельности коммерческого банка и ответственность за их соблюдение.
- 67. Коммерческий банк как финансовый посредник. Экономический механизм деятельности коммерческого банка. Доходы, расходы и прибыль банка.
- 69. Источники формирования ресурсов коммерческого банков. Виды пассивных операций. Оценка элементов пассивов банка с точки зрения надежности и стоимости.
- 70. Активы коммерческого банка, их виды. Оценка элементов активов банка с точки зрения ликвидности, риска и доходности.
- 71. Ликвидность коммерческого банка. Методы управления активами и пассивами в целях обеспечения доходности и ликвидности банка.
- 72. Система страхования вкладов в России. Критерии оценки коммерческих банков- членов Агентства по страхованию вкладов (асв).
- Исключения из страхования
- Финансовые основы ссв
- 73. Банковский менеджмент, его направления, функции и принципы. Методики и критерии оценки качества банковского менеджмента.
- 74. Риск-менеджмент в коммерческом банке. Система банковских рисков. Проблемы управления рисками и шансами (риск ликвидности, процентный риск, валютный риск).
- 75. Виды внутренних страховых резервов, создаваемых коммерческими банками, источник их формирования.
- 78. Деятельность коммерческих банков на рынке ценных бумаг. Порядок создания и использования резерва по сомнительным долгам.
- 79. Формы безналичных расчетов во внешнеэкономической деятельности.
- 2. Аккредетив
- 81. Порядок формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам (рвпс). Влияние рвпс на формирование финансового результата банка
- 82. Рейтинговые системы оценки кредитоспособности корпоративных заемщиков, применяемые в российской и зарубежной практике, их достоинства и недостатки.
- 83. Роль кредита в обеспечении непрерывности воспроизводственного процесса в реальном секторе экономики. Виды кредитных продуктов для корпоративных заемщиков
- 84. Кредитные операции банков на основе ценных бумаг. Вексельные кредиты. Учетно-вексельный кредит. Сделки репо.
- 85. Потребительский кредит: сущность, формы, проблемы развития в России
- 86. Кредитоспособность физических лиц и способы ее оценки. Кредитный скоринг и закономерности его построения.
- 87. Факторинговые операции коммерческих банков, их содержание и роль в управлении дебиторской задолженностью предприятий реального сектора экономики.
- 88. Лизинговые операции коммерческих банков: организационно-правовые основы и содержание.
- 89. Международная валютная ликвидность и современный глобальный финансовый кризис.