73. Банковский менеджмент, его направления, функции и принципы. Методики и критерии оценки качества банковского менеджмента.
Банковский менеджмент – это научная система управления банковским делом и персоналом, занятым в банковской сфере.
Менеджмент банка характеризуется эффективностью организации и руководством банка в постоянно изменяющихся условиях.
Содержание банковского менеджмента:
Планирование
Анализ
Регулирование и контроль
Планирование.
Предусматривает цели, сферу, масштабы и результаты деятельности в соизмерении с источниками и затратами.
Планирование определяет рамки, границы в которых предстоит работать сотрудникам.
Планирование – многоуровневый процесс, охватывающий все подразделения банка и определяющий локальные и общие перспективы банка.
Анализ.
Анализ направлен на оценку деятельности банка в целом и по отдельным направлениям на основе сравнения фактически достигнутых результатов с экономически прогнозируемыми результатами истекших периодов и с результатами лучших банков.
Основу сводной аналитической работы банка представляет собой анализ баланса, проводимый в определенном ракурсе. Главными направлениями анализа считаются:
Оценка динамики объемных показателей деятельности банка (активов, собственного капитала, кредитов, прибыли)
Оценка ресурсной базы (собственного капитала, депозитов физических, юридических лиц, кредитов и т.д.), оценка состояния активов банка (объемы, структура, основные тенденции);
Оценка ликвидности банка (проводится на основе расчета финансовых коэффициентов, сравнение с критериальным уровнем, соотношения в динамике, а также выявление факторов, влияющих на изменение уровней показателей).
Материалы анализа позволяют определить стратегию и тактику банка в области управления ликвидностью. Оценка доходности банка осуществляется на основе анализа отдельных статей баланса и отчета о прибылях и убытках.
Материалы аналитических разработок используются для выработки политики управления банковскими ресурсами.
Регулирование и контроль.
Регулирование в системе банковского менеджмента имеет определенные особенности, обусловленные наличием государственного надзора над деятельностью коммерческих банков.
Контрольная функция исполняется ЦБ, который осуществляет контроль на основании документов финансовой отчетности, а также независимые аудиторские компании, которые подтверждают аудиторским заключением годовой отчет банка (баланс и отчет о прибылях и убытках)
Содержание банковского менеджмента находит конкретное отражение в работе сферы управления. Сфера банковского менеджмента подразделяется:
Финансовый менеджмент
Управление персоналом
Финансовый менеджмент охватывает управление движением банковских продуктов, его формированием и размещением, а также анализ его рентабельности.
Особенностью финансового менеджмента является отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами и организацией банковских операций в рамках единой банковской системы.
В условиях рыночной конкуренции на финансовых рынках каждый банк самостоятельно вырабатывает собственные правила с постоянно изменяющимся определением эффективности деятельности рынка.
Особое внимание уделяется факторам неправильного менеджмента. К ним относят:
Технические ошибки в процессах управления из-за слабой компетенции руководителя банка и его сотрудников
Попытка завуалировать создавшееся тяжелое положение путем привлечения временных финансовых источников
Попытка исправить отчетность путем сокрытия нереальных активов и убытков
Прямой обман и мошенничество
Своевременное выявление факторов неправильного менеджмента является задачей органов надзора, которые обладают правами воздействия на подобные банки, вплоть до снятия руководства, ликвидации и реорганизации банка.
Основными направлениями менеджмента являются:
- банковский маркетинг;
- управление активами банка;
- управление пассивами банка;
- управление собственными средствами банка - политика в области дивидендов по собственным акциям;
- управление рентабельностью работы банка;
- управление банковскими рисками;
- управление кадрами банка.
Качественный, эффективный и адекватный банковский менеджмент способен не только противостоять негативным макро- и микроэкономическим факторам, которые скорее всего приведут к банкротству, краху банка с некачественным менеджментом, не только их нейтрализовать, но часто даже использовать в своих целях. Поэтому наличие в банке такого менеджмента является основным условием я гарантией его устойчивости и эффективной работы, В связи с чем возникает вопрос оценки менеджмента, наличия соответствующей системы показателей. Но сначала необходимо отметить, что сам менеджмент является составным направлением оценки банков в ряде рейтинговых систем и, в частности, в рейтинговой системе «САМЕL», используемой федеральной резервной системой, Денежным контролером (казначейства) и Федеральной корпорацией страхования депозитов США для оценки состояния и положения банков. И хотя менеджмент стоит в названии системы посредине — после капитала и активов и перед доходностью и ликвидностью, оценка его совершается на завершающей стадии, то есть менеджмент не может быть признан эффективным без достаточного капитала, качественных активов, доходности и ликвидности.
Показатели, по которым оценивается банковский менеджмент, разделяются на ряд групп:
количественные и качественные (в том числе, социальные);
объективные и субъективные;
формализуемые и неформализуемые.
Количественные показатели оценки банковского менеджмента могут применяться только соотносительно размерам байка, его политике (предпочтениям) к специализации. К ним относятся:
размер капитала банка;
количество учредителей;
объемы активных и пассивных операций;
количество клиентов;
количество сфер экономики и отраслей работы;
география работы;
разветвленность филиальной сети;
корреспондентские отношения;
количество банковских продуктов в портфеле и т. д.
В числе качественных показателей банковского менеджмента выделяется ряд групп:
Качественные показатели (состояния и работы):
достаточность капитала, качество активов, прибыльность, ликвидность (в рамках безопасности и устойчивости);
скорость совершения операций, обработки документов;
степень удовлетворения запросов клиентов по видам, характеристикам, объемам и качеству предлагаемых банковских продуктов;
адекватность принимаемых рисков и степень их управляемости и т. д.
Качественные показатели менеджмента (персонала):
состав и компетентность администрации (квалификация в соответствии с местом в иерархии, опыт работы в системе и в соответствующих должностях, взаимозаменяемость, наличие кадрового резерва, адекватность обучения, наличие и качество надзора сверху вниз по иерархии и т. д.);
характер, адекватность и соблюдение внутренней политики (соответствие базовым положениям и направлениям банковской политики, кадровая политика, внутренний контроль и аудит и т. д.);
выполнение регулятивных норм и соблюдение законов, инструкций и иных подзаконных актов по банковской деятельности (соблюдение нормативов, ограничений и рекомендаций, устанавливаемых на различных уровнях окружающей среды, отсутствие, в том числе и в прошлом, нарушений законодательства и финансовых преступлений, раскрытость информации и т. д.);
способность администрации и персонала планировать и реагировать на изменение окружающей среды (возмущающие воздействия) и обстановки (воздействие спадов инфляции, депрессий макро- и микроуровня и деятельность и операции банка, умение использовать преимущества наступающих изменений, способность признавать, исправлять и корректировать прошлые промахи и т. д.).
Качественные показатели (социальные):
отношение персонала к труду;
соотношение квалификации, ответственности и вознаграждений;
социальная адекватность директората (профессиональная подготовка, добросовестность, верность обязательствам, готовность к контактам, неуголовное прошлое);
степень и адекватность решения социальных проблем;
наличие или отсутствие тенденции к «сомнительным» операциям в деятельности банка («связанное» кредитование на льготных условиях крупных акционеров, директоров, служащих банка, выплата заработной платы и премий за счет клиентов при прекращении возвратов вкладов, использование банковских средств на личные расходы служащими и директоратом банка, неблаговидная договорная политика — неравные условия договоров и потенциальный обман клиента, введенный в структуру или текст договора, неприкрытое стремление к сверхдоходам и т. д.).
Менеджмент отражен как составное оценки банковской деятельности в ряде рейтинговых систем (например, CAMEL, пользуемой в США). CAMEL, (С — достаточность капитала; А — качество активов; М — качество менеджмента; Е — доходность, прибыльность, рентабельность; L — ликвидность).
М оценивается в последнюю очередь.
Показатели оценки банковского менеджмента в системе CAMELS:
1) Результаты деятельности: оценка достаточности капитала, качества активов, доходность, ликвидность;
2) Компетентность, лидерство, способности: на сколько люди на соответствующих должностях имеют эти качества, стремятся к лидерству;
3) Соблюдение законодательства;
4) Способности к планированию;
5) Адекватность банковской политики;
6) Адекватная реакция на полномочия банковского надзора;
7) Полезность: например, качество продуктов и услуг;
8) Внутренний контроль и информация;
9) Независимость и отвественность;
10) Преуспевание;
11) Преемственность;
12) Способность реагировать на изменение конъюнктуры;
13) Риски инсайдеров сделок.
Три метода составления рейтингов:
1) номерной (количественные показатели);
2) индексный (группа количественных показателей, например, надежности); 3) балльный (CAMEL, опрос экспертов).
Показатели оценки качества менеджмента в указаниях ЦБ «Об оценке фин. Устойчивости банков в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов» №1379-У от 16.01.04:
1) Прозрачность структуры собственности: достаточность объема раскрывающейся информации о структуре собственности банка, доступность информации о лицах, оказывающих влияние на решение органов управления банка;
2) Система управления рисками, в том числе контроль за величиной валютной позиции;
3) Служба внутреннего контроля, в том числе противодействие легализации незаконных доходов и финансирование терроризма.
- Ответы на междисциплинраный государственный экзамен 2011
- 1. Взаимосвязи и различия между деньгами, кредитом и финансами.
- 2. Структура финансовой системы.
- 3. Государственные финансы: понятие, сущность, состав и роль в экономике.
- Функции государственных и муниципальных финансов
- Принципы и роль государственных и муниципальных финансов
- 4. Финансы предприятий: понятие, место и роль в финансовой системе страны.
- 5. Финансы населения как важное звено финансовой системы.
- Доходы населения
- Расходы населения
- 6. Финансовые посредники: понятие, функции, типы.
- 7. Сущность и виды кредитных денег.
- 8. Пластиковые деньги: особенности, виды, специфика использования в рф.
- 9. Денежные реформы.
- 10. Инфляция: сущность, виды, методы борьбы, специфика инфляции в России.
- 11. Основные направления бюджетной политики рф.
- 12. Особенности бюджетного устройства и бюджетной системы в рф.
- 13. Приниципы построения бюджетной системы в рф.
- 14. Характеристика основных звеньев бюджетной системы в рф.
- 15. Налог как основной источник доходов бюджета.
- 16. Понятие и виды государственного долга, его воздействие на сбалансированность бюджетной системы.
- 5. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
- 17. Государственные внебюджетные фонды: понятие, назначение, особенности формирования и использования.
- 18. Бюджетный федерализм: понятие, сущность, принципы реализации.
- 19. Доходы организаций.
- 20. Классификация затрат на производство и реализацию продукции.
- 14) По экономическому содержанию:
- 21. Нематериальные активы: состав, сущность, амортизация.
- 22. Состав, классификация и источники оборотных активов.
- Раздел 2 бухг. Баланса «ОбА» объединяет разные статьи, включающие оборотные средства (текущие активы)
- 23. Алгоритм формирования финансовых результатов
- 24. Факторы, влияющие на величину прибыли
- 25. Сущность, цели и методы финансового планирования
- Финансовый план как элемент финансового планирования
- 26. Особенности организации финансов в структурах малого бизнеса.
- 27. Понятие и сущность цены в рыночной экономике.
- 1. Метод “издержки плюс”
- 2. Метод минимальных затрат
- 3. Метод надбавки к цене
- 4. Метод целевого ценообразования
- 5. Метод определения цены продажи на основе анализа минимальных пределов убытков и прибылей
- 6. Метод определения цены продажи на основе анализа максимального пика убытков и прибылей.
- 7.Определение цены с ориентацией на конкуренцию
- 28. Формы и методы регулирования цен.
- 29. Классификация форм кредита.
- 30. Государственный и частный кредит: понятия, отличительные черты, сферы использования.
- Управление государственным кредитом
- Сущность и функции государственного кредита
- Государство в качестве заемщика
- Государство в качестве гаранта
- Государство как кредитор
- Государственный кредит и государственный долг
- 31. Кредиты международных финансовых организаций. Их характер, условия предоставления, режим погашения.
- 32. Коммерческие банки как основные операторы кредитного рынка.
- 33. Виды кредитных организаций в России и их функции.
- 34. Банковская система и ее структура.
- 35. Цели, функции и операции Центрального банка России.
- Основные функции по отношению к кредитно-денежной политике:
- По отношению к кредитным организациям и коммерческим банкам
- По отношению к управлению государственными финансовыми ресурсами:
- 36. Структура органов управления коммерческого банка.
- 37. Типы денежно-кредитной политики.
- Виды монетарных политик
- 38. Экономические методы регулирования банковской системы в рф.
- 39. Банк России как орган государственного надзора за деятельностью коммерческих банков.
- 40. Сущность и разновидность пассивных операций. Пассивные операции
- 41. Активные операции банка и их роль. Активные операции
- 41. Состояние и развитие банковского анализа как эффективного средства управления.
- 43. Анализ финансового состояния банка, его надежности, устойчивости и рисков.
- 44. Прямые налоги: преимущества и недостатки.
- 45. Косвенные налоги: преимущества и недостатки.
- Основные виды косвенных налогов
- 46. Тенденции развития налоговой системы России.
- 47. Современный страховой рынок и перспективы его развития.
- 48. Финансовые риски: определение, виды и практика страхования.
- 49. Особенности медицинского страхования.
- Медицинское страхование: Законодательство
- Медицинское страхование и его виды
- 50. Состав и источники доходов страховщика.
- 53. Классификация страхования.
- 53. Экономическая сущность и характеристики корпоративного страхования.
- 24. Современный российский рынок корпоративного страхования и проблемы его развития.
- 54. Пенсионное страхование.
- Пенсионное страхование – преимущества и недостатки
- 55. Структура и место рынка ценных бумаг на финансовом рынке.
- 56. Участники рынка ценных бумаг.
- 57. Российский рынок акций: современное состояние и тенденции развития.
- 58. Российский рынок облигаций.
- Тенденции развития рынка облигаций
- 59. Показатели состояния рынка ценных бумаг.
- 60. Фондовая биржа: задачи, функции и тенденции развития.
- 61. Эмиссия ценных бумаг коммерческого банка, ее назначение и особенности.
- 62. Политика рефинансирования Банка России, ее основные принципы и инструменты, влияние на деловую активность, рыночную конъюнктуру.
- 63. Операции Банка России по регулированию банковской ликвидности. Облигации Банка России.
- 64. Кредитные и депозитные операции Банка России с коммерческими банками. Ломбардный список Банка России.
- 65. Валютный рынок, его участники и основные виды сделок с иностранной валютой.
- Виды сделок на валютном рынке
- Валютные котировки
- 66. Обязательные экономические нормативы как часть пруденциальных норм деятельности коммерческого банка и ответственность за их соблюдение.
- 67. Коммерческий банк как финансовый посредник. Экономический механизм деятельности коммерческого банка. Доходы, расходы и прибыль банка.
- 69. Источники формирования ресурсов коммерческого банков. Виды пассивных операций. Оценка элементов пассивов банка с точки зрения надежности и стоимости.
- 70. Активы коммерческого банка, их виды. Оценка элементов активов банка с точки зрения ликвидности, риска и доходности.
- 71. Ликвидность коммерческого банка. Методы управления активами и пассивами в целях обеспечения доходности и ликвидности банка.
- 72. Система страхования вкладов в России. Критерии оценки коммерческих банков- членов Агентства по страхованию вкладов (асв).
- Исключения из страхования
- Финансовые основы ссв
- 73. Банковский менеджмент, его направления, функции и принципы. Методики и критерии оценки качества банковского менеджмента.
- 74. Риск-менеджмент в коммерческом банке. Система банковских рисков. Проблемы управления рисками и шансами (риск ликвидности, процентный риск, валютный риск).
- 75. Виды внутренних страховых резервов, создаваемых коммерческими банками, источник их формирования.
- 78. Деятельность коммерческих банков на рынке ценных бумаг. Порядок создания и использования резерва по сомнительным долгам.
- 79. Формы безналичных расчетов во внешнеэкономической деятельности.
- 2. Аккредетив
- 81. Порядок формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам (рвпс). Влияние рвпс на формирование финансового результата банка
- 82. Рейтинговые системы оценки кредитоспособности корпоративных заемщиков, применяемые в российской и зарубежной практике, их достоинства и недостатки.
- 83. Роль кредита в обеспечении непрерывности воспроизводственного процесса в реальном секторе экономики. Виды кредитных продуктов для корпоративных заемщиков
- 84. Кредитные операции банков на основе ценных бумаг. Вексельные кредиты. Учетно-вексельный кредит. Сделки репо.
- 85. Потребительский кредит: сущность, формы, проблемы развития в России
- 86. Кредитоспособность физических лиц и способы ее оценки. Кредитный скоринг и закономерности его построения.
- 87. Факторинговые операции коммерческих банков, их содержание и роль в управлении дебиторской задолженностью предприятий реального сектора экономики.
- 88. Лизинговые операции коммерческих банков: организационно-правовые основы и содержание.
- 89. Международная валютная ликвидность и современный глобальный финансовый кризис.