logo
OTVET_na_GOSy_polnostyu

73. Банковский менеджмент, его направления, функции и принципы. Методики и критерии оценки качества банковского менеджмента.

Банковский менеджмент – это научная система управления банковским делом и персоналом, занятым в банковской сфере.

Менеджмент банка характеризуется эффективностью организации и руководством банка в постоянно изменяющихся условиях.

Содержание банковского менеджмента:

  1. Планирование

  2. Анализ

  3. Регулирование и контроль

Планирование.

Предусматривает цели, сферу, масштабы и результаты деятельности в соизмерении с источниками и затратами.

Планирование определяет рамки, границы в которых предстоит работать сотрудникам.

Планирование – многоуровневый процесс, охватывающий все подразделения банка и определяющий локальные и общие перспективы банка.

Анализ.

Анализ направлен на оценку деятельности банка в целом и по отдельным направлениям на основе сравнения фактически достигнутых результатов с экономически прогнозируемыми результатами истекших периодов и с результатами лучших банков.

Основу сводной аналитической работы банка представляет собой анализ баланса, проводимый в определенном ракурсе. Главными направлениями анализа считаются:

  1. Оценка динамики объемных показателей деятельности банка (активов, собственного капитала, кредитов, прибыли)

  2. Оценка ресурсной базы (собственного капитала, депозитов физических, юридических лиц, кредитов и т.д.), оценка состояния активов банка (объемы, структура, основные тенденции);

  3. Оценка ликвидности банка (проводится на основе расчета финансовых коэффициентов, сравнение с критериальным уровнем, соотношения в динамике, а также выявление факторов, влияющих на изменение уровней показателей).

Материалы анализа позволяют определить стратегию и тактику банка в области управления ликвидностью. Оценка доходности банка осуществляется на основе анализа отдельных статей баланса и отчета о прибылях и убытках.

Материалы аналитических разработок используются для выработки политики управления банковскими ресурсами.

Регулирование и контроль.

Регулирование в системе банковского менеджмента имеет определенные особенности, обусловленные наличием государственного надзора над деятельностью коммерческих банков.

Контрольная функция исполняется ЦБ, который осуществляет контроль на основании документов финансовой отчетности, а также независимые аудиторские компании, которые подтверждают аудиторским заключением годовой отчет банка (баланс и отчет о прибылях и убытках)

Содержание банковского менеджмента находит конкретное отражение в работе сферы управления. Сфера банковского менеджмента подразделяется:

Финансовый менеджмент охватывает управление движением банковских продуктов, его формированием и размещением, а также анализ его рентабельности.

Особенностью финансового менеджмента является отсутствие единообразной технологии управления экономическими процессами и организацией банковских операций в рамках единой банковской системы.

В условиях рыночной конкуренции на финансовых рынках каждый банк самостоятельно вырабатывает собственные правила с постоянно изменяющимся определением эффективности деятельности рынка.

Особое внимание уделяется факторам неправильного менеджмента. К ним относят:

Своевременное выявление факторов неправильного менеджмента является задачей органов надзора, которые обладают правами воздействия на подобные банки, вплоть до снятия руководства, ликвидации и реорганизации банка.

Основными направлениями менеджмента являются:

- банковский маркетинг;

- управление активами банка;

- управление пассивами банка;

- управление собственными средствами банка - политика в области дивидендов по собственным акциям;

- управление рентабельностью работы банка;

- управление банковскими рисками;

- управление кадрами банка.

Качественный, эффективный и адекватный банковский ме­неджмент способен не только противостоять негативным макро- и микроэкономическим факторам, которые скорее всего приве­дут к банкротству, краху банка с некачественным менеджмен­том, не только их нейтрализовать, но часто даже использо­вать в своих целях. Поэтому наличие в банке такого менед­жмента является основным условием я гарантией его устойчи­вости и эффективной работы, В связи с чем возникает вопрос оценки менеджмента, наличия соответствующей системы пока­зателей. Но сначала необходимо отметить, что сам менеджмент является составным направлением оценки банков в ряде рейтин­говых систем и, в частности, в рейтинговой системе «САМЕL», используемой федеральной резервной системой, Денежным кон­тролером (казначейства) и Федеральной корпорацией страхова­ния депозитов США для оценки состояния и положения банков. И хотя менеджмент стоит в названии системы посредине — пос­ле капитала и активов и перед доходностью и ликвидностью, оценка его совершается на завершающей стадии, то есть менед­жмент не может быть признан эффективным без достаточного капитала, качественных активов, доходности и ликвидности.

Показатели, по которым оценивается банковский менед­жмент, разделяются на ряд групп:

Количественные показатели оценки банковского менеджмен­та могут применяться только соотносительно размерам байка, его политике (предпочтениям) к специализации. К ним относят­ся:

В числе качественных показателей банковского менеджмента выделяется ряд групп:

Качественные показатели (состояния и работы):

Качественные показатели менеджмента (персонала):

Качественные показатели (социальные):

Менеджмент отражен как составное оценки банковской деятельности в ряде рейтинговых систем (например, CAMEL, пользуемой в США). CAMEL, (С — достаточность капитала; А — качество активов; М — качество менеджмента; Е — доходность, прибыльность, рентабельность; L — ликвидность).

М оценивается в последнюю очередь.

Показатели оценки банковского менеджмента в системе CAMELS:

1) Результаты деятельности: оценка достаточности капитала, качества активов, доходность, ликвидность;

2) Компетентность, лидерство, способности: на сколько люди на соответствующих должностях имеют эти качества, стремятся к лидерству;

3) Соблюдение законодательства;

4) Способности к планированию;

5) Адекватность банковской политики;

6) Адекватная реакция на полномочия банковского надзора;

7) Полезность: например, качество продуктов и услуг;

8) Внутренний контроль и информация;

9) Независимость и отвественность;

10) Преуспевание;

11) Преемственность;

12) Способность реагировать на изменение конъюнктуры;

13) Риски инсайдеров сделок.

Три метода составления рейтингов:

1) номерной (количественные показатели);

2) индексный (группа количественных показателей, например, надежности); 3) балльный (CAMEL, опрос экспертов).

Показатели оценки качества менеджмента в указаниях ЦБ «Об оценке фин. Устойчивости банков в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов» №1379-У от 16.01.04:

1) Прозрачность структуры собственности: достаточность объема раскрывающейся информации о структуре собственности банка, доступность информации о лицах, оказывающих влияние на решение органов управления банка;

2) Система управления рисками, в том числе контроль за величиной валютной позиции;

3) Служба внутреннего контроля, в том числе противодействие легализации незаконных доходов и финансирование терроризма.