11. Основные направления бюджетной политики рф.
Бюджетная политика представляет собой широкий комплекс мер, направленный на регулирование государственных расходов и доходов, их распределение по уровням власти и управление государственным внутренним и внешним долгом. В связи с чем бюджетная политика включает в себя несколько направлений, характеризующих различные аспекты деятельности государства при её реализации.
Бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период определяется в Бюджетном послании Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию.
Функцональные направления бюджетной политики государства:
Бюджетная политика государства ---> Политика в сфере государственных и муниципальных финансов:
- Политика доходов ( налоговая политика; политика в сфере управления гос. и муниц. собственностью)
- Политика расходов ( публичные расходные обязательства; гос.(муниц) услуги; адресные инвестиционные программы) Адресная инвестиционная программа представляет собой перечень объектов строительства, затрат на оснащение и затрат на проектирование с указанием государственного заказчика, строительного (в некоторых случаях юридического) адреса, отрасли городского хозяйства, объемов бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период.
- Политика в сфере государственного и муниципального долга (политика в сфере внешнего долга; политика в сфере внутреннего долга)
- Политика в сфере межбюджетных отношений (политика в сфере разграничения расходов; политика в сфере разграничения доходов; предоставление межбюджетных трансфертов)
Бюджетную политику можно классифицировать по следующим направлениям:
По масштабности долговременности целей и задач: - бюджетная стратегия; - бюджетная тактика
В зависимости от целей воздействия на экономику: - стимулирующая бюджетная политика; - сдерживающая бюджетная политика; - комбинированная бюджетная политика.
Основные принципы реализации эффективной бюджетной политики:
- принцип соответствия задачам и целям экономического развития;
- принцип реалистичности бюджетных данных;
- недопущение опережающего роста государственных расходов над темпами роста экономики и ограничение уровня непроцентных расходов федерального бюджета;
- безусловное исполнение обязательств, возникающих в секторе государственного и муниципального управления, после завершения их инвентаризации и подтверждения эффективности;
- ориентация бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов;
- приоритет среднесрочного бюджетного планирования, отражающего стратегические направления экономической политики;
- конкурсные принципы распределения бюджетных ресурсов;
- открытость и общедоступность информации по осуществлению расходных операций на всех уровнях бюджетной системы.
Бюджетная политика РФ на 2010-2012 годы направлена, с одной стороны, на выход экономики из кризиса и решение важнейших социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и бюджетной стабильности.
Основными целями бюджетной политики в 2010-2012 годах являются:
Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса.
Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости. В ближайшие годы потребуется адаптация бюджетных расходов к более низкому уровню доходов.
Повышение эффективности расходов бюджета. В условиях вынужденного снижения объемов расходов бюджета необходимо обеспечить высокое качество государственных услуг и эффективное использование бюджетных средств.
Повышение эффективности налоговой системы.
Создание пенсионной системы, обеспечивающей достойный уровень жизни пенсионерам.
Разработка и реализация совместно с Банком России мер по поддержанию стабильности банковской системы.
Бюджетная политика как составная часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.
Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.
Исходя из этого, необходимо решение следующих задач.
Первое. Обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции. Уже в предыдущем бюджетном послании ставилась задача ограничения и последовательного снижения размеров дефицита. Она остается актуальной, тем более в условиях, когда цены на нефть находятся на достаточно высоком уровне, а экономика демонстрирует некоторые признаки восстановления.
Сокращения в 2013 году дефицита федерального бюджета не менее чем в два раза по сравнению с уровнем 2009 года.
В кризисный период задача составления долгосрочных планов финансового развития отошла на второй план. С нормализацией экономической жизни следует вернуться к разработке долгосрочных планов экономического развития, которые должны предусматривать в том числе и сценарии возможного повторного ухудшения экономической конъюнктуры.
Для разработки долгосрочной бюджетной стратегии потребуется расширение горизонта и повышение надежности экономических прогнозов, которые должны быть основаны на разумных оценках конъюнктурных параметров и макроэкономических показателей, зависящих от бюджетных расходов.
В ближайшие три года необходимо обеспечить комплексный подход к формированию инновационной системы и инвестиционной среды в целом, создать условия для полного цикла развития инноваций, в том числе путем обеспечения макроэкономической стабильности, защиты конкуренции и прав собственности, устранения административных барьеров.
Одновременно необходимо разработать и реализовать на практике конкретные механизмы внедрения и поддержки инновационных технологий, прежде всего в рамках проектов в таких областях, как энергоэффективность, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.
Следует активнее проводить приватизацию федерального имущества, в том числе за счет крупных инвестиционно привлекательных компаний. Цель состоит не только в увеличении поступления средств в бюджет, но и в обеспечении поддержки конкуренции и благоприятного инвестиционного климата, без которых не приходится рассчитывать на масштабные улучшения в области модернизации и инновационного развития экономики.
Для повышения конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке необходимо активно использовать потенциал торговых представительств, совершенствовать систему предоставления экспортного кредитования, экспортного страхования и государственных гарантий. В первую очередь это касается экспорта продукции высокотехнологичных отраслей, атомного и энергетического машиностроения, а также военной техники.
Необходимо стремиться к росту научного потенциала нашей страны, накоплению объектов интеллектуальной собственности, обеспечению в этих целях преемственности поколений в сфере научных исследований и технологических разработок, привлечения и закрепления в ней молодежи.
Помимо развития собственных научных школ, следует уделять внимание привлечению высококвалифицированных иностранных специалистов, а также способствовать повышению квалификации российских специалистов в зарубежных учебных заведениях.
Серьезнейшее внимание должно быть уделено как образованию, так и улучшению здоровья граждан, формированию здорового образа жизни, созданию условий для повышения трудовой и творческой активности.
В рамках формируемых государственных программ должна быть продолжена работа по приоритетным национальным проектам, механизмы реализации которых доказали свою эффективность.
ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ
При формировании расходов федерального бюджета на 2011 -2013 годы предлагается особое внимание уделить следующим ключевым вопросам.
Первое. Повышение эффективности социальной защиты населения.
Второе. Оценка возможностей повышения фондов оплаты труда работников бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащих.
С учетом динамики заработной платы в экономике и снижения инфляции считаю возможным увеличить на 6,5 процента с 1 апреля 2011 года денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц, с 1 июня 2011 года – фонды оплата труда работников федеральных государственных учреждений (либо объемы субсидий бюджетным и автономным учреждениям в соответствующем размере) и денежное содержание судей и прокурорских работников, а с 1 сентября 2011 года – стипендиальный фонд.
Третье. Развитие образования, здравоохранения и социального обслуживания.
Должны быть обеспечены как повышение качества образования, так и сопряженность образования и модернизации экономики, удовлетворение потребностей рынка труда в квалифицированных специалистах не только с высшим профессиональным образованием, но и со средним и начальным профессиональным образованием.
Важной инвестицией в будущее развитие считаю работу, направленную на формирование здорового образа жизни, развитие массовой физической культуры и спорта.
При планировании социальных расходов бюджета следует обязательно предусмотреть средства на осуществление мероприятий по обеспечению комплексной безопасности социальных объектов, прежде всего организаций, предоставляющих услуги детям (включая вывод школьных зданий из аварийного состояния) и престарелым гражданам, а также по обеспечению полноценного доступа инвалидов к объектам и услугам социальной сферы. Четвертое. Обеспечение обороноспособности страны.
Одной из приоритетных задач является обеспечение жильем военных. К концу 2010 года должны быть выполнены все ранее взятые обязательства по обеспечению нуждающихся военнослужащих постоянным жильем, к 2012 году – служебным жильем.
С 2011 года должна начаться реализация Государственной программы вооружения на 2011 – 2020 годы, обеспечивающей комплексное переоснащение войск современными видами новых систем и образцов вооружения и военной техники. На осуществление Государственной программы вооружения должна быть направлена новая федеральная целевая программа реформирования оборонно-промышленного комплекса.
Пятое. Реформа органов внутренних дел. Необходимо обеспечить повышение эффективности деятельности органов внутренних дел.
С 2012 года финансовое обеспечение милиции общественной безопасности будет полностью осуществляться за счет средств федерального бюджета. Уже сегодня необходимо готовиться к столь серьезному изменению расходных обязательств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и соответствующих им финансовых потоков.
Шестое. Развитие транспортной инфраструктуры.
Наличие развитой транспортной инфраструктуры является необходимым условием экономического роста и повышения инвестиционной активности. Совершенствование транспортной инфраструктуры с внедрением современных инновационных технологий продолжает оставаться одной из основных задач на среднесрочную перспективу.
Седьмое. Оптимизация масштабов и форм поддержки экономики.
Безусловным приоритетом бюджетных расходов на поддержку экономики должна стать поддержка инновационных проектов и важнейших научных разработок, направленных на обеспечение модернизации и технологического развития экономики, повышение ее энергетической эффективности (проекты, одобренные Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России).
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ И ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
Необходимо искать возможности и для повышения доходов бюджетной системы. При этом надо понимать, что рост доходов должен быть обеспечен прежде всего за счет улучшения администрирования уже существующих налогов. В то же время по отдельным направлениям возможна оптимизация налогообложения в целях стимулирования и расширения предпринимательской деятельности в первую очередь инновационной направленности.
Налоговая политика государства в долгосрочной перспективе должна быть нацелена на обеспечение условий инновационного развития экономики: мотивирование производства новых товаров, работ (услуг) и стимулирование спроса на них.
В связи с этим необходимы действия по следующим ключевым направлениям.
Во-первых, следует поддержать компании, где интеллектуальный труд является основным.
Существенная часть налоговой нагрузки в таких компаниях ложится на фонд оплаты труда. Поэтому для их поддержки следует снизить на период до 2015 года, а для отдельных категорий организаций – до 2020 года совокупную ставку страховых взносов до 14 процентов в пределах страхуемого годового заработка.
Во-вторых, необходимо создать дополнительные условия для активизации инновационной деятельности.
В частности, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций следует учитывать расходы налогоплательщиков на приобретение прав пользования программами для ЭВМ и базами данных по сублицензионным договорам, а также единовременные платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
В-третьих, в целях стимулирования осуществления инновационной деятельности в инновационном центре "Сколково" следует предусмотреть для участников проекта следующие льготы: обязательные страховые взносы должны уплачиваться участниками проекта по ставке 14 процентов, налог на прибыль, налог на имущество организаций и земельный налог – по ставке 0 процентов. Что касается налога на добавленную стоимость, то освобождение от его уплаты должно осуществляться в зависимости от выбора налогоплательщика. Указанные льготы должны действовать в отношении участников проекта в течение 10 лет с момента их регистрации либо до момента, когда общий размер прибыли, полученной организацией, превысит 300 млн. рублей с начала года, следующего за годом, в котором размер выручки, полученной такой организацией, превысил 1 млрд. рублей.
В-четвертых, требуется стимулирование энергосбережения и рационального использования природных ресурсов.
В частности, следует более активно использовать такие инструменты государственной политики, как ускоренная амортизация вводимого энергоэффективного оборудования и предоставление инвестиционных налоговых кредитов.
Для обеспечения внедрения в экономику новых технологий целесообразно освободить от налогообложения налогом на имущество организации, работающие на энергоэффективном оборудовании, сроком на 3 года с момента ввода его в эксплуатацию. Поскольку этот налог является региональным налогом, введение дополнительных федеральных льгот должно быть компенсировано отменой иных льгот, применяемых в настоящее время.
В-пятых, для развития социальной сферы необходимо привлекать частные инвестиции в системы здравоохранения и образования. Предлагаю в этих целях освободить от налога на прибыль (по крайней мере до 2020 года) работающие в данных отраслях организации независимо от формы собственности. При этом соответствующие льготы должны распространяться только на те виды деятельности, которые носят социально значимый характер.
В-шестых, в среднесрочной перспективе необходимо дальнейшее расширение и укрепление налоговой базы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Круг налогоплательщиков должен расширяться за счет возникновения новых активных хозяйствующих субъектов.
Следует ускорить подготовку введения налога на недвижимость, в том числе формирование соответствующих кадастров, а также разработать систему, позволяющую взимать данный налог исходя из рыночной стоимости облагаемого имущества с необлагаемым минимумом для семей с низкими доходами.
В-седьмых, актуальными остаются вопросы совершенствования налогового администрирования. Необходимо проинвентаризировать и оценить эффективность влияния на социальные и экономические процессы уже принятых налоговых и таможенных стимулирующих механизмов.
ПОЛИТИКА В СФЕРЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В сфере межбюджетных отношений необходимо обеспечить расширение финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, возможностей их влияния на укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов.
Повышение уровня финансового обеспечения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за счет собственных доходов – это предпосылка для повышения эффективности расходования региональных и местных налогов, увеличения стабильности и предсказуемости доходов региональных и местных бюджетов и создания условий для более тесной увязки налогов, уплачиваемых налогоплательщиками в соответствующие бюджеты, с объемом, качеством и доступностью предоставляемых государственных или муниципальных услуг, а следовательно, для повышения ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления за результаты проводимой ими политики.
Однако по-прежнему сохраняется острота проблемы выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в связи с предусмотренными федеральным законодательством налоговыми льготами и изъятиями.
Правительству Российской Федерации следует определиться со способами решения этой проблемы, в том числе разработать реальный план поэтапной отмены таких льгот.
Одним из важнейших направлений в создании собственной налогооблагаемой базы в финансово необеспеченных субъектах Российской Федерации и муниципалитетах является переход к самостоятельному регулированию и сбору налога на недвижимость (взамен налогов на землю и имущество).
Необходимо предусмотреть возможность оказания дополнительной финансовой помощи субъектам Российской Федерации, активно содействующим развитию инновационного сектора экономики.
Следует создать условия для улучшения финансирования дорожного строительства в субъектах Российской Федерации.
Необходимо со всей серьезностью подойти к совершенствованию правового положения государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, чтобы в результате реально повысилось качество предоставляемых ими государственных и муниципальных услуг, а затраты на эти цели были оптимальными.
- Ответы на междисциплинраный государственный экзамен 2011
- 1. Взаимосвязи и различия между деньгами, кредитом и финансами.
- 2. Структура финансовой системы.
- 3. Государственные финансы: понятие, сущность, состав и роль в экономике.
- Функции государственных и муниципальных финансов
- Принципы и роль государственных и муниципальных финансов
- 4. Финансы предприятий: понятие, место и роль в финансовой системе страны.
- 5. Финансы населения как важное звено финансовой системы.
- Доходы населения
- Расходы населения
- 6. Финансовые посредники: понятие, функции, типы.
- 7. Сущность и виды кредитных денег.
- 8. Пластиковые деньги: особенности, виды, специфика использования в рф.
- 9. Денежные реформы.
- 10. Инфляция: сущность, виды, методы борьбы, специфика инфляции в России.
- 11. Основные направления бюджетной политики рф.
- 12. Особенности бюджетного устройства и бюджетной системы в рф.
- 13. Приниципы построения бюджетной системы в рф.
- 14. Характеристика основных звеньев бюджетной системы в рф.
- 15. Налог как основной источник доходов бюджета.
- 16. Понятие и виды государственного долга, его воздействие на сбалансированность бюджетной системы.
- 5. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
- 17. Государственные внебюджетные фонды: понятие, назначение, особенности формирования и использования.
- 18. Бюджетный федерализм: понятие, сущность, принципы реализации.
- 19. Доходы организаций.
- 20. Классификация затрат на производство и реализацию продукции.
- 14) По экономическому содержанию:
- 21. Нематериальные активы: состав, сущность, амортизация.
- 22. Состав, классификация и источники оборотных активов.
- Раздел 2 бухг. Баланса «ОбА» объединяет разные статьи, включающие оборотные средства (текущие активы)
- 23. Алгоритм формирования финансовых результатов
- 24. Факторы, влияющие на величину прибыли
- 25. Сущность, цели и методы финансового планирования
- Финансовый план как элемент финансового планирования
- 26. Особенности организации финансов в структурах малого бизнеса.
- 27. Понятие и сущность цены в рыночной экономике.
- 1. Метод “издержки плюс”
- 2. Метод минимальных затрат
- 3. Метод надбавки к цене
- 4. Метод целевого ценообразования
- 5. Метод определения цены продажи на основе анализа минимальных пределов убытков и прибылей
- 6. Метод определения цены продажи на основе анализа максимального пика убытков и прибылей.
- 7.Определение цены с ориентацией на конкуренцию
- 28. Формы и методы регулирования цен.
- 29. Классификация форм кредита.
- 30. Государственный и частный кредит: понятия, отличительные черты, сферы использования.
- Управление государственным кредитом
- Сущность и функции государственного кредита
- Государство в качестве заемщика
- Государство в качестве гаранта
- Государство как кредитор
- Государственный кредит и государственный долг
- 31. Кредиты международных финансовых организаций. Их характер, условия предоставления, режим погашения.
- 32. Коммерческие банки как основные операторы кредитного рынка.
- 33. Виды кредитных организаций в России и их функции.
- 34. Банковская система и ее структура.
- 35. Цели, функции и операции Центрального банка России.
- Основные функции по отношению к кредитно-денежной политике:
- По отношению к кредитным организациям и коммерческим банкам
- По отношению к управлению государственными финансовыми ресурсами:
- 36. Структура органов управления коммерческого банка.
- 37. Типы денежно-кредитной политики.
- Виды монетарных политик
- 38. Экономические методы регулирования банковской системы в рф.
- 39. Банк России как орган государственного надзора за деятельностью коммерческих банков.
- 40. Сущность и разновидность пассивных операций. Пассивные операции
- 41. Активные операции банка и их роль. Активные операции
- 41. Состояние и развитие банковского анализа как эффективного средства управления.
- 43. Анализ финансового состояния банка, его надежности, устойчивости и рисков.
- 44. Прямые налоги: преимущества и недостатки.
- 45. Косвенные налоги: преимущества и недостатки.
- Основные виды косвенных налогов
- 46. Тенденции развития налоговой системы России.
- 47. Современный страховой рынок и перспективы его развития.
- 48. Финансовые риски: определение, виды и практика страхования.
- 49. Особенности медицинского страхования.
- Медицинское страхование: Законодательство
- Медицинское страхование и его виды
- 50. Состав и источники доходов страховщика.
- 53. Классификация страхования.
- 53. Экономическая сущность и характеристики корпоративного страхования.
- 24. Современный российский рынок корпоративного страхования и проблемы его развития.
- 54. Пенсионное страхование.
- Пенсионное страхование – преимущества и недостатки
- 55. Структура и место рынка ценных бумаг на финансовом рынке.
- 56. Участники рынка ценных бумаг.
- 57. Российский рынок акций: современное состояние и тенденции развития.
- 58. Российский рынок облигаций.
- Тенденции развития рынка облигаций
- 59. Показатели состояния рынка ценных бумаг.
- 60. Фондовая биржа: задачи, функции и тенденции развития.
- 61. Эмиссия ценных бумаг коммерческого банка, ее назначение и особенности.
- 62. Политика рефинансирования Банка России, ее основные принципы и инструменты, влияние на деловую активность, рыночную конъюнктуру.
- 63. Операции Банка России по регулированию банковской ликвидности. Облигации Банка России.
- 64. Кредитные и депозитные операции Банка России с коммерческими банками. Ломбардный список Банка России.
- 65. Валютный рынок, его участники и основные виды сделок с иностранной валютой.
- Виды сделок на валютном рынке
- Валютные котировки
- 66. Обязательные экономические нормативы как часть пруденциальных норм деятельности коммерческого банка и ответственность за их соблюдение.
- 67. Коммерческий банк как финансовый посредник. Экономический механизм деятельности коммерческого банка. Доходы, расходы и прибыль банка.
- 69. Источники формирования ресурсов коммерческого банков. Виды пассивных операций. Оценка элементов пассивов банка с точки зрения надежности и стоимости.
- 70. Активы коммерческого банка, их виды. Оценка элементов активов банка с точки зрения ликвидности, риска и доходности.
- 71. Ликвидность коммерческого банка. Методы управления активами и пассивами в целях обеспечения доходности и ликвидности банка.
- 72. Система страхования вкладов в России. Критерии оценки коммерческих банков- членов Агентства по страхованию вкладов (асв).
- Исключения из страхования
- Финансовые основы ссв
- 73. Банковский менеджмент, его направления, функции и принципы. Методики и критерии оценки качества банковского менеджмента.
- 74. Риск-менеджмент в коммерческом банке. Система банковских рисков. Проблемы управления рисками и шансами (риск ликвидности, процентный риск, валютный риск).
- 75. Виды внутренних страховых резервов, создаваемых коммерческими банками, источник их формирования.
- 78. Деятельность коммерческих банков на рынке ценных бумаг. Порядок создания и использования резерва по сомнительным долгам.
- 79. Формы безналичных расчетов во внешнеэкономической деятельности.
- 2. Аккредетив
- 81. Порядок формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам (рвпс). Влияние рвпс на формирование финансового результата банка
- 82. Рейтинговые системы оценки кредитоспособности корпоративных заемщиков, применяемые в российской и зарубежной практике, их достоинства и недостатки.
- 83. Роль кредита в обеспечении непрерывности воспроизводственного процесса в реальном секторе экономики. Виды кредитных продуктов для корпоративных заемщиков
- 84. Кредитные операции банков на основе ценных бумаг. Вексельные кредиты. Учетно-вексельный кредит. Сделки репо.
- 85. Потребительский кредит: сущность, формы, проблемы развития в России
- 86. Кредитоспособность физических лиц и способы ее оценки. Кредитный скоринг и закономерности его построения.
- 87. Факторинговые операции коммерческих банков, их содержание и роль в управлении дебиторской задолженностью предприятий реального сектора экономики.
- 88. Лизинговые операции коммерческих банков: организационно-правовые основы и содержание.
- 89. Международная валютная ликвидность и современный глобальный финансовый кризис.