Виды монетарных политик
Жесткая — направлена на поддержание определенного размера денежной массы.
Гибкая — направлена на регулирование процентной ставки.
Различают виды монетарной политики:
Стимулирующая — проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей.
Сдерживающая — проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.
Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются:
снижение нормы резервных требований
снижение учетной ставки процента
покупка центральным банком государственных ценных бумаг.
Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся:
повышение нормы резервных требований
повышение учетной ставки процента
продажа центральным банком государственных ценных бумаг.
В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры выделяются два основных типа денежно-кредитной политики, для каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное сочетание экономических и административных методов регулирования.
Рестрикционная денежно-кредитная политика направлена на реализацию мероприятий, регламентирующих деятельность кредитно-денежной системы путем ограничения объема кредитных операций коммерческих банков и повышения уровня процентных ставок. Ее проведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции, а в ряде случаев — на оздоровление платежного баланса. Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована как в целях борьбы с инфляцией, так и для сглаживания циклических колебаний деловой активности.
Экспансионистская денежно-кредитная политика характеризуется, как правило, расширением масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, сокращением налоговых ставок, понижением уровня процентных ставок.
По масштабам воздействия денежнокредитная политика может быть тотальной и селективной. При тотальной денежнокредитной по литике мероприятия ЦБ распространяются на все кредитные учреждения, при селективной – на отдельные кредитные институты либо их группы или же на определенные виды банковской деятельности.
При тотальной денежно-кредитной политике мероприятия Центрального банка распространяются на все учреждения банковской системы, при селективной — на отдельные кредитные институты или их группы либо на определенные виды банковской деятельности. Селективная денежно-кредитная политика позволяет Центральному банку оказывать выборочное воздействие в заданном направлении. При ее проведении практикуется использование следующего набора инструментов или разнообразных их сочетаний: установление лимитов учетных и переучетных операций (например, по отраслям, регионам и т. д.); лимитирование отдельных видов операций банков (их группировок); установление маржи при проведении различных финансово-кредитных операций; регламентация условий выдачи отдельных видов ссуд различным категориям заемщиков; установление кредитных потолков и т. д.
К селективной политике прибегают при слабом развитии финансовых рынков, когда те не способны обеспечить достаточно эффективное перераспределение денежных средств и инвестиций в нужных направлениях. С одной стороны, такая политика способствует существенному изменению кредитных потоков в приоритетные сферы экономики, с другой — препятствует нормальному функционированию кредитно-финансовой системы в связи с созданием льготных условий кредитования отдельным регионам, отраслям, сферам деятельности. Устанавливая количественные ограничения на кредиты, направляемые в приоритетные отрасли, а также льготные процентные ставки по ним, селективная политика вызывает необходимость субсидировать приоритетные сферы экономики за счет кредитов международных кредитно-финансовых организаций и бюджетных средств, что неизбежно порождает новые проблемы в кредитно-финансовой сфере.
Выбор типа проводимой денежно-кредитной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и проявлением эффекта от его реализации. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики определяется тем, в какой мере дестабилизация денежного оборота вызвана «чисто» денежными, а не общеэкономическими и политическими факторами.
В зависимости от экономической ситуации, которая складывается в тот или иной период в стране, центральный банк проводит политику «дешевых» или «дорогих» денег. Политика «дешевых» денег характерна, как правило, для ситуации экономического спада и высокого уровня безработицы. Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.
Ее цель – сделать кредит более дешевым и легкодоступным, с тем чтобы увеличить совокупные расходы, инвестиции, производство и занятость. Какие меры могут обеспечить достижение этой цели?
Во-первых, уменьшение учетной ставки процента, что должно побудить коммерческие банки увеличить займы у центрального банка и тем самым увеличить собственные резервы. Во-вторых, центральный банк осуществляет покупку государственных ценных бумаг на открытом рынке, оплачивая их увеличением резервов коммерческих банков. В-третьих, центральный банк уменьшает норму резервных требований, что переводит обязательные резервы в необходимые и увеличивает одновременно мультипликатор денежного предложения.
Политика «дорогих» денег имеет своей целью ограничение денежного предложения, с тем чтобы сократить совокупные расходы и снижать темпы инфляции. Она включает следующие мероприятия:
повышение учетной ставки процента, что выступает антистимулом для заимствований коммерческих банков у центрального банка;
продажа центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке;
увеличение нормы резервных требований, что сократит избыточные резервы и уменьшит мультипликатор денежного предложения.
Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка.
Центральный банк – основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижения безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.
Общее состояние экономики в большей мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки и другие кредитные учреждения. Достаточно отметить, что от 75 до 90 % денежной массы в большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 25–10 % – банкноты центрального банка. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков.
Методы этого воздействия разнообразны, наиболее распространенными из них являются:
– изменение ставки учетного процента или официальной учетной ставки центрального банка (учетная, или дисконтная, политика);
– изменение норм обязательных резервов;
– операции на открытом рынке, т. е. операции по купле-продаже векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг;
– регламентация экономических нормативов для банков (соотношение между кассовыми резервами и депозитами, ликвидными активами и депозитами, собственным капиталом и заемным, собственным капиталом и активами, суммой кредита одному заемщику и капиталом или активами и др.).
Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общими в том смысле, что они влияют на операции всех коммерческих банков, на рынок ссудных капиталов в целом.
Могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли). К выборочным методам относятся:
– прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки);
– регламентация условий выдачи конкретных видов, в частности, установление маржи, т. е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды; ставками по депозитам и ставкам по кредитам и др.
Ведущим методом регулирования является учетная политика. Повышая или понижая официальную учетную ставку, центральный банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента. Изменение учетной ставки центрального банка, вызывая соответствующее изменение рыночного процента, отражается на состоянии платежного баланса и валютного курса. Повышение ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам.
Существенное воздействие на кредитные ресурсы коммерческих банков, на их возможности предоставлять ссуды оказывает изменение нормы обязательных резервов. Повышение ее не означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах центрального банка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредитов. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению банковских кредитов и денежной массы, к снижению рыночного процента
В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространенным методом денежно-кредитного регулирования являются операции на открытом рынке, которые влияют на деятельность коммерческих банков через объем имеющихся у них ресурсов. Если центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы последних и соответственно их возможность предоставлять ссуды клиентам уменьшается. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, центральный банк предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяет их возможности по выдаче ссуд. Операции на открытом рынке способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.
Для регулирования краткосрочных процентных ставок традиционно применяются операции центрального банка с векселями (казначейскими и коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями. Продажа их ограничивает наличность денежного рынка и ведет к повышению рыночных ставок процента. Если центральный банк не желает допускать увеличения рыночной нормы процента, то он оказывает поддержку банкам, покупая у них краткосрочные ценные бумаги и векселя по текущим рыночным ставкам.
Традиционным средством регулирования долгосрочных процентных ставок служат операции центрального банка с долгосрочными государственными обязательствами. Покупка таких обязательств центральным банком вызывает повышение их рыночного курса (в результате расширение спроса на них). Увеличение цены облигаций означает снижение их фактической доходности, которая определяется отношением суммы купонного дохода по облигации к ее рыночному курсу. Уменьшение фактической доходности долгосрочных облигаций приводит к снижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа облигаций центральным банком на открытом рынке вызывает падение их курса и повышение доходности облигаций, а значит и долгосрочных процентных ставок. Кроме того, купля-продажа ценных бумаг оказывает влияние на процентные ставки через расширение или ограничение банковской наличности.
Денежно-кредитную политику следует рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле она направлена на борьбу с инфляцией и безработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития через регулирование денежной массы в обращении, ликвидности банковской системы, долгосрочных процентных ставок. В узком смысле такая политика направлена на достижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции, проведения учетной политики и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок. Под валютной интервенцией понимается политика купли-продажи центральным банком иностранной валюты на национальную на валютном рынке.
Когда центральный банк продает или покупает иностранную валюту в обмен на национальную, то меняется соотношение спроса и предложения на иностранную валюту и соответственно изменяется курс национальной валюты. Если например, Банк России продает доллары на валютной бирже, то предложение долларов увеличивается и соответственно курс их понижается, а курс рубля повышается. При скупке долларов их курс растет.
Денежно-кредитное регулирование экономики Российской Федерации осуществляется Банком России путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, проведения операций с ценными бумагами, установления экономических нормативов для банков.
Банк России осуществляет функции регулирования и надзора за деятельностью банков для поддержания стабильности денежно-кредитной системы, при этом Банк России не вмешивается в оперативную деятельность банков.
Методы денежно-кредитной политики — совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.
Прямые методы — административные меры в форме различных директив Центрального Банка касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги — это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.
Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.
Так же различают общие и селективные методы:
Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.
Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.
- Ответы на междисциплинраный государственный экзамен 2011
- 1. Взаимосвязи и различия между деньгами, кредитом и финансами.
- 2. Структура финансовой системы.
- 3. Государственные финансы: понятие, сущность, состав и роль в экономике.
- Функции государственных и муниципальных финансов
- Принципы и роль государственных и муниципальных финансов
- 4. Финансы предприятий: понятие, место и роль в финансовой системе страны.
- 5. Финансы населения как важное звено финансовой системы.
- Доходы населения
- Расходы населения
- 6. Финансовые посредники: понятие, функции, типы.
- 7. Сущность и виды кредитных денег.
- 8. Пластиковые деньги: особенности, виды, специфика использования в рф.
- 9. Денежные реформы.
- 10. Инфляция: сущность, виды, методы борьбы, специфика инфляции в России.
- 11. Основные направления бюджетной политики рф.
- 12. Особенности бюджетного устройства и бюджетной системы в рф.
- 13. Приниципы построения бюджетной системы в рф.
- 14. Характеристика основных звеньев бюджетной системы в рф.
- 15. Налог как основной источник доходов бюджета.
- 16. Понятие и виды государственного долга, его воздействие на сбалансированность бюджетной системы.
- 5. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
- 17. Государственные внебюджетные фонды: понятие, назначение, особенности формирования и использования.
- 18. Бюджетный федерализм: понятие, сущность, принципы реализации.
- 19. Доходы организаций.
- 20. Классификация затрат на производство и реализацию продукции.
- 14) По экономическому содержанию:
- 21. Нематериальные активы: состав, сущность, амортизация.
- 22. Состав, классификация и источники оборотных активов.
- Раздел 2 бухг. Баланса «ОбА» объединяет разные статьи, включающие оборотные средства (текущие активы)
- 23. Алгоритм формирования финансовых результатов
- 24. Факторы, влияющие на величину прибыли
- 25. Сущность, цели и методы финансового планирования
- Финансовый план как элемент финансового планирования
- 26. Особенности организации финансов в структурах малого бизнеса.
- 27. Понятие и сущность цены в рыночной экономике.
- 1. Метод “издержки плюс”
- 2. Метод минимальных затрат
- 3. Метод надбавки к цене
- 4. Метод целевого ценообразования
- 5. Метод определения цены продажи на основе анализа минимальных пределов убытков и прибылей
- 6. Метод определения цены продажи на основе анализа максимального пика убытков и прибылей.
- 7.Определение цены с ориентацией на конкуренцию
- 28. Формы и методы регулирования цен.
- 29. Классификация форм кредита.
- 30. Государственный и частный кредит: понятия, отличительные черты, сферы использования.
- Управление государственным кредитом
- Сущность и функции государственного кредита
- Государство в качестве заемщика
- Государство в качестве гаранта
- Государство как кредитор
- Государственный кредит и государственный долг
- 31. Кредиты международных финансовых организаций. Их характер, условия предоставления, режим погашения.
- 32. Коммерческие банки как основные операторы кредитного рынка.
- 33. Виды кредитных организаций в России и их функции.
- 34. Банковская система и ее структура.
- 35. Цели, функции и операции Центрального банка России.
- Основные функции по отношению к кредитно-денежной политике:
- По отношению к кредитным организациям и коммерческим банкам
- По отношению к управлению государственными финансовыми ресурсами:
- 36. Структура органов управления коммерческого банка.
- 37. Типы денежно-кредитной политики.
- Виды монетарных политик
- 38. Экономические методы регулирования банковской системы в рф.
- 39. Банк России как орган государственного надзора за деятельностью коммерческих банков.
- 40. Сущность и разновидность пассивных операций. Пассивные операции
- 41. Активные операции банка и их роль. Активные операции
- 41. Состояние и развитие банковского анализа как эффективного средства управления.
- 43. Анализ финансового состояния банка, его надежности, устойчивости и рисков.
- 44. Прямые налоги: преимущества и недостатки.
- 45. Косвенные налоги: преимущества и недостатки.
- Основные виды косвенных налогов
- 46. Тенденции развития налоговой системы России.
- 47. Современный страховой рынок и перспективы его развития.
- 48. Финансовые риски: определение, виды и практика страхования.
- 49. Особенности медицинского страхования.
- Медицинское страхование: Законодательство
- Медицинское страхование и его виды
- 50. Состав и источники доходов страховщика.
- 53. Классификация страхования.
- 53. Экономическая сущность и характеристики корпоративного страхования.
- 24. Современный российский рынок корпоративного страхования и проблемы его развития.
- 54. Пенсионное страхование.
- Пенсионное страхование – преимущества и недостатки
- 55. Структура и место рынка ценных бумаг на финансовом рынке.
- 56. Участники рынка ценных бумаг.
- 57. Российский рынок акций: современное состояние и тенденции развития.
- 58. Российский рынок облигаций.
- Тенденции развития рынка облигаций
- 59. Показатели состояния рынка ценных бумаг.
- 60. Фондовая биржа: задачи, функции и тенденции развития.
- 61. Эмиссия ценных бумаг коммерческого банка, ее назначение и особенности.
- 62. Политика рефинансирования Банка России, ее основные принципы и инструменты, влияние на деловую активность, рыночную конъюнктуру.
- 63. Операции Банка России по регулированию банковской ликвидности. Облигации Банка России.
- 64. Кредитные и депозитные операции Банка России с коммерческими банками. Ломбардный список Банка России.
- 65. Валютный рынок, его участники и основные виды сделок с иностранной валютой.
- Виды сделок на валютном рынке
- Валютные котировки
- 66. Обязательные экономические нормативы как часть пруденциальных норм деятельности коммерческого банка и ответственность за их соблюдение.
- 67. Коммерческий банк как финансовый посредник. Экономический механизм деятельности коммерческого банка. Доходы, расходы и прибыль банка.
- 69. Источники формирования ресурсов коммерческого банков. Виды пассивных операций. Оценка элементов пассивов банка с точки зрения надежности и стоимости.
- 70. Активы коммерческого банка, их виды. Оценка элементов активов банка с точки зрения ликвидности, риска и доходности.
- 71. Ликвидность коммерческого банка. Методы управления активами и пассивами в целях обеспечения доходности и ликвидности банка.
- 72. Система страхования вкладов в России. Критерии оценки коммерческих банков- членов Агентства по страхованию вкладов (асв).
- Исключения из страхования
- Финансовые основы ссв
- 73. Банковский менеджмент, его направления, функции и принципы. Методики и критерии оценки качества банковского менеджмента.
- 74. Риск-менеджмент в коммерческом банке. Система банковских рисков. Проблемы управления рисками и шансами (риск ликвидности, процентный риск, валютный риск).
- 75. Виды внутренних страховых резервов, создаваемых коммерческими банками, источник их формирования.
- 78. Деятельность коммерческих банков на рынке ценных бумаг. Порядок создания и использования резерва по сомнительным долгам.
- 79. Формы безналичных расчетов во внешнеэкономической деятельности.
- 2. Аккредетив
- 81. Порядок формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам (рвпс). Влияние рвпс на формирование финансового результата банка
- 82. Рейтинговые системы оценки кредитоспособности корпоративных заемщиков, применяемые в российской и зарубежной практике, их достоинства и недостатки.
- 83. Роль кредита в обеспечении непрерывности воспроизводственного процесса в реальном секторе экономики. Виды кредитных продуктов для корпоративных заемщиков
- 84. Кредитные операции банков на основе ценных бумаг. Вексельные кредиты. Учетно-вексельный кредит. Сделки репо.
- 85. Потребительский кредит: сущность, формы, проблемы развития в России
- 86. Кредитоспособность физических лиц и способы ее оценки. Кредитный скоринг и закономерности его построения.
- 87. Факторинговые операции коммерческих банков, их содержание и роль в управлении дебиторской задолженностью предприятий реального сектора экономики.
- 88. Лизинговые операции коммерческих банков: организационно-правовые основы и содержание.
- 89. Международная валютная ликвидность и современный глобальный финансовый кризис.