logo
OTVET_na_GOSy_polnostyu

50. Состав и источники доходов страховщика.

Доход страховой компании - совокупная сумма денежных поступлений в результате осуществления страховой и иной не запрещенной законом деятельности Доход страховщика — это совокупная сумма денежных поcтуплений на его счета в результате осуществления им страховой и иной не запрещенной законодательством деятельности. В зависимости от источника поступления доходы страховых компаний условно делятся на три группы:

1) доходы от страховой деятельности;

2) доходы от инвестиционной деятельности;

3) прочие доходы (полученные от деятельности, напрямую не панной со страховыми операциями).

Доходом страховщика называется совокупная сумма денежных поступлений на его счета в результате осуществления им страховой и иной не запрещенной законодательством деятельности. Механизм получения, состав и структура дохода страховых предприятий отражают отраслевую специфику и стратегию каждого отдельного предприятия.

К доходам относятся:

Выручка страховщика состоит:

Прочие поступления от страховой деятельности включают:

К доходам от иной деятельности относятся:

На основании официальной классификации можно предложить различные варианты группировки доходов страховщика.

В зависимости от источника поступления доходы страховых организаций условно делятся на три группы

доходы от страховых операций;

доходы от инвестиционной деятельности;

прочие доходы, к которым следует отнести доходы, полученные от деятельности, напрямую не связанной со страховыми операциями.

Доходы от страховых операций. Это основной источник пополнения доходной базы страховщика, а также основное условие организации страхового бизнеса.

Центральным элементом этих доходов являются взносы страхователей, или страховые премии (они дают наибольшую долю дохода от страховых операций), по договорам прямого страхования. Объем поступлений платежей в страховую компанию зависит от состава и структуры страхового портфеля, ценовой (тарифной) политики, маркетинговой стратегии и некоторых других факторов, действие которых взаимосвязано и взаимообусловлено. Сбор страховых премий страховщиком определяется и объективными факторами: конъюнктурой рынка, темпами инфляции, законодательной и нормативной базой, системой налогообложения, степенью монополизации страхового рынка, динамикой ссудного процента, уровнем развития государственной социальной защиты и т.д.

Действие этих факторов увеличивает или уменьшает поток страховых платежей в страховую компанию.

Страховая организация может осуществлять страховые операции посредством механизма соцстрахования, принимая определенную долю общего риска (ответственности) и получая адекватную часть совокупной страховой премии.

Также можно подробнее рассказать об инвестиционной деятельности. Инвестиционная деятельность страховых компаний не связана напрямую со страхованием. Она основана на использовании взносов страхователей в качестве источника капиталовложений. Находясь в распоряжении страховщика в течение определенного срока, страховые премии в соответствии с установленными правилами инвестируются в доходные активы и приносят страховой организации инвестиционный доход. Доход от инвестиций складывается из процентов по банковским вкладам, дивидендов по акциям, доходов по ценным бумагам, от недвижимости и т.д. Инвестиционный доход является важным источником доходов для страховых фирм. За счет этого источника страховщик гарантирует бонусы своим клиентам. В странах с развитым фондовым рынком инвестиционный доход по некоторым видам страхования позволяет перекрывать отрицательный результат по страховым операциям.

К прочим доходам относятся: суммы процентов, начисленных на депо премий; суммы, полученные в порядке регресса; прибыль от реализации основных фондов, материальных ценностей и других активов; доходы от сдачи в аренду; суммы возврата страховых резервов; оплата консультационных услуг, обучения.

В рамках гражданского законодательства страховая организация может представлять интересы клиента и соответственно имеет права на регрессный иск к виновнику страхового события. Поступление сумм в порядке регресса обычно происходит после исполнения обязательств страховщиком, тем самым компенсируются расходы страховой компании по выплате страхового возмещения.

Страховая организация как хозяйствующий субъект имеет право на реализацию основных фондов, не используемых в хозяйственной деятельности. В данном случае прибыль рассчитывается как разность между выручкой от реализации и балансовой (остаточной) стоимостью основных фондов, увеличенной на сумму расходов, связанных с выбытием имущества. Имущество, принадлежащее страховой компании, может быть предоставлено в аренду. К примеру, объекты недвижимости, основные фонды в некоторых случаях используются в качестве объекта аренды и служат источником дохода в виде арендной платы.

Возврат страховых резервов у страховых организаций производится на основании специальных расчетов. Это суммы уменьшения страховых резервов.

К доходам страховой организации, полученным от осуществления страховой деятельности, относятся:

1) страховые премии(взносы) по договорам страхования, сострахования, перестрахования. При этом страховые премии (взносы) по договорам сострахования включаются в состав доходов страховщика (состраховщика) только в размере его доли страховой премии, установленной в договоре сострахования;

2) суммы уменьшения (возврата) страховых резервов, образованных в предыдущие отчетные периоды с учетом изменения доли перестраховщиков в страховых резервах;

3) вознаграждения и тантьемы (форма вознаграждения страховщика со стороны перестраховщика) по договорам перестрахования;

4) вознаграждения от страховщиков по договорам сострахования;

5) суммы возмещения перестраховщиками доли страховых выплат по рискам, переданным в перестрахование;

6) суммы процентов на депо премий по рискам, принятым в перестрахование;

7) доходы от реализации перешедшего к страховщику в соответствии с действующим законодательством права требования страхователя (выгодоприобретателя) к лицам, ответственным за причиненный ущерб;

8) суммы, полученные в виде санкций за неисполнение условий договоров страхования;

9) вознаграждения за оказание услуг страхового агента, брокера;

10) вознаграждения, полученные страховщиком за оказание услуг сюрвейера (осмотр принимаемого в страхование имущества и выдачу заключений об оценке страхового риска) и аварийного комиссара (определение причин, характера и размеров убытков при страховом событии);

11) другие доходы, полученные при осуществлении страховой деятельности.

Ко внереализационным доходам страховщика относятся:

1) от долевого участия в других организациях;

2) от операций купли-продажи иностранной валюты;

3) доход от продажи (покупки) иностранной валюты возникает, когда курс продажи (курс покупки) выше (ниже) официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного ЦБ РФ на дату совершения сделки;

4) в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;

5) от сдачи имущества в аренду (субаренду);

6) в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам;

7) в виде сумм восстановленных резервов, расходы на формирование которых были приняты в составе расходов;

8) в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав;

9) при получении безвозмездно имущества (работ, услуг) оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений статьи 40 НК РФ, но не ниже остаточной стоимости – по амортизируемому имуществу и затрат на производство (приобретение) – по товарам (работам, услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком – получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки;

10) в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде;

11) в виде положительной курсовой разницы, полученной от переоценки имущества и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного ЦБ РФ;

12) в виде положительной разницы, полученной от переоценки имущества (за исключением амортизируемого имущества, ценных бумаг), произведенной в целях доведения стоимости такого имущества до текущей рыночной цены в соответствии с законодательством;

13) в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств;

14) в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала (фонда) организации, если такое уменьшение осуществлено с одновременным отказом от возврата стоимости соответствующей части взносов (вкладов) акционерам (участникам) организации;

15) в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанных в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям;

16) в виде доходов, полученных от операций с финансовыми инструментами срочных сделок;

17) в виде стоимости излишков товарно-материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации.

51. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.

Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств – наиболее распространенный в мировой страховой практике вид страхования ответственнос­ти, проводимый в обязательном, установленном законом порядке.

Объектом в этом случае выступает гражданская ответственность владельцев автотранспортных средств, которую они несут перед законом при наступлении дорожно-транспор­тных происшествий (ДТП) перед потерпевшими третьими (физическими и юридическими) лицами.

Данный вид стра­хования обеспечивает выплату потерпевшему денежного возмещения в размере суммы, которая была бы взыскана с вла­дельца транспортного средства по гражданскому иску в пользу третьих лиц (или их правопреемников) в случае их увечья или смерти, а также повреждения или гибели принадлежащего им имущества, происшедших в результате ДТП по вине страхователя.

Специфика этого вида страхования состоит в том, что оно сочетает в себе условия личного и имущественного страхования. Из сторон, участвующих в страховании, здесь четко определены только страховщик (страховая компания) и страхователь (владелец транспортного средства), при этом заранее не устанавливается ни конкретное застрахованное лицо или имущество, ни размер страховой суммы.

Исходя из повышенного страхового риска и потенциаль­но высокого уровня возмещения материального ущерба дан­ный вид страхования может проводиться только солидными страховщиками, имеющими достаточные страховые фонды.

Виды автострахования:

Автокаско

  1. полное(угон, ущерб),

  2. частичное(ущерб)

Осаго (обязязательное страх.)

Принципы:

- гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу в пределах установленных законом,

- всеобщность и обязательность страхования,

- повышение безопасности дорожного движения.

Федеральный закон РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ с последующими дополнениями, вступивший в силу с 1 июля 2003 г., установил основные понятия, принципы, условия и порядок проведения обязательного страховании автогражданской ответственности. Объектом обязательного страхо­вания являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни здоровью или имуществу потерпевших при использовании транс­портного средства на территории РФ.

Согласно ст. 6 п. 2 закона «Об обязательном страховании граждан­ской ответственности владельцев транспортных средств» к страховым рискам не относятся случаи возникновения ответственности вследствие:

а) причинения вреда при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре обязательного страхования;

б) причинения морального вреда или возникновения обязанности по возмещению упущенной выгоды;

в) причинения вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований, испытаний или учебной езды в специально отведенных для этого местах;

г) загрязнения окружающей среды;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) причинения вреда воздействием перевозимого груза, если риск такой ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования;

е) причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования;

ж) обязанности по возмещению работодателю убытков, вызванных причинением вреда работнику;

з) причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству и прицепу к нему, перевозимому ими грузу, установленному на них оборудованию и иному имуществу;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 306-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

и) причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке;

(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 306-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

к) повреждения или уничтожения антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности;

л) обязанности владельца транспортного средства возместить вред в части, превышающей размер ответственности, предусмотренный правилами главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (в случае, если более высокий размер ответственности установлен федеральным законом или договором).

При наступлении гражданской ответственности владельцев транспортных средств в указанных в настоящем пункте случаях причиненный вред подлежит возмещению ими в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 160 тысяч рублей;

б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, не более 160 тысяч рублей;

в) в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, не более 120 тысяч рублей.

Страховая выплата по каждому страховому случаю не может превышать величину установленной страховой суммы.

Ставки страховых премий установлены Правительством РФ. Страховой платеж определяется путем умножения базовой ставки на повышающие и понижающие коэффициенты, предусматриваю­щие ее уменьшение или увеличение в зависимости от:

• стажа водителя;

• наличия или отсутствия страховых выплат в предшествую­щие периоды;

• срока страхования;

• отсутствия сведений о лицах, допущенных к управлению транспортным средством;

• мощности транспортного средства;

сообщение страховщику заведомо ложных сведений, Вдищ^ щих на страховую премию, что повлекло за собой ее уплату меньшей сумме по сравнению с той суммой, которая была бы ущ чена при сообщении владельцами транспортных средств достовер! ных сведений;

умышленное содействие наступлению страхового случая щ увеличению связанных с ним убытков либо заведомое искажени» обстоятельства наступления страхового случая в целях увеличения страховой выплаты;

причинение вреда при обстоятельствах, явившихся основа-нием предъявления регрессного требования.

Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависи-мости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потен­циальный размер причиненного вреда.

Максимальный размер страховой премии по договору обяза­тельного страхования не может превышать трехкратный размер ба­зовой ставки страховых тарифов, скорректированной с учетом тер­ритории преимущественного использования транспортного средст средст­ва, а при применении коэффициентов, установленных в соответст­вии с п. 3 ст. 9 закона, — пятикратный размер.

Страховыми тарифами могут дополнительно предусматриваться базовые ставки и коэффициенты, применяемые страховщиками при осуществлении обязательного страхования гражданской ответствен­ности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в ино­странных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации.

При наступлении страхового случая страхователь обязан в сро­ки, установленные договором, предоставить страховщику все доку­менты, а также сообщить все известные сведения, подтверждающие объем и характер вреда, причиненного жизни или здоровью потер" певшего.