43. Кредитование в предпринимательской деятельности. Оценка кредитных рисков
Категория «кредит» может трактоваться как акт доверия, представляющий собой обмен двумя платежами, отдаленными друг от друга во времени.
Кредитное соглашение заключается в письменной форме, оно всегда носит индивидуальный характер. Банк может открыть клиенту кредитную линию. Кредитная линия — это договоренность между предпринимателем и банком о предоставлении займа (займов) на оговоренную сумму в будущем. Кредитная линия действует только в том случае, если финансовое состояние заемщика не ухудшается. Предоставление каждого последующего кредита не требует проведения дополнительных переговоров.
По размерам кредиты банков подразделяются на мелкие, средние и крупные, причем для каждого банка и для каждого клиента это определяется индивидуально в зависимости от финансовых возможностей того и другого.
По срокам кредиты банков подразделяются на краткосрочные (обычно на 30, 60, 90 дней или до одного года), среднесрочные (на срок до 5—7 лет) и долгосрочные (на срок свыше 5 лет).
Кредиты делятся на необеспеченные и обеспеченные (гарантированные). Необеспеченный кредит (еще его называют бланковым кредитом) — кредит, для предоставления которого не требуется никакого дополнительного обеспечения (ни имущественного залога, ни гарантий третьих лиц). Необеспеченный кредит представляет собой сделку, основанную на личном доверии банка клиенту, поэтому он предоставляется только хорошо известным заемщикам с высокой финансовой устойчивостью.
Через уровень цен государство производит распределительные и перераспределительные процессы, влияя на уровень издержек и накопления. В осуществлении финансовой политики государства цена выступает как важнейший рычаг распределения и перераспределения части совокупного общественного продукта (чистого дохода).
Увеличение государственных инвестиций, как и рост частных расходов, стимулирует развитие промышленности, получающей новые заказы.
Существует два метода оценки кредитных рисков. При первом методе составляется заключение эксперта о степени кредитного риска. При втором методе, который называется скоринг, кредитный риск рассчитывается по математической модели. Сущность скоринга заключается в определении совокупного кредитного значения заемщика при его оценке по ряду различных параметров. Указанные параметры имеют разные удельные веса и впоследствии агрегируются в интегральный показатель - совокупный кредитный балл. Этот показатель сравнивается с числовым порогом, который подразумевает под собой линию безубыточности для банка. Кредит выдается тем клиентам, интегральный показатель которых будет над этой линией. Для оценки кредитоспособности при использовании скоринговых систем в основном используется не более 20 показателей, среди которых можно выделить среднемесячный доход, возраст, семейное положение, наличие недвижимости. Преимущества ми этой системы является сокращение времени обработки данных для ответа о выдаче (отказе) в кредите, снижение влияния субъективных человеческих факторов и издержек за счет автоматизации принятия решения. Недостатком данной системы является использование исторической информации. Кроме того, скоринговые системы требуют постоянной доработки и обновления в связи с изменением экономичеcких и правовых условий, а также новой информации о клиентах.
При анализе основных процедур оценки кредитных рисков в основе лежат такие понятия, как:
- кредитный рейтинг (рассматриваются классификация дебиторов организации, а также контрагентов эмитентов ценных бумаг или операции, проводимые с ними с позиции их кредитной надежности);
- уровень потерь в случае дефолта (рассматривается доля от суммы, которая может быть утрачена в случае дефолта);
- вероятность дефолта (имеется в виду риск, когда дебитор в течение определенного срока может оказаться в состоянии неплатежеспособности);
- кредитная миграция (подразумевается измене ние кредитного рейтинга дебитора, эмитента либо операции).
При оценке кредитного риска проводится анализ кредитоспособности заемщика, который включает в себя определение степени быстроты погашения кредита и надежности клиента, а также выявление факторов риска и нахождение их источников.
Качественную и количественную оценку риска не обходимо проводить в совокупности с использованием аналитических, статистических и коэффициентных методов. После определения степени риска принимается решение о выдаче или отказе кредита. При положительном результате переходят к расчету определения зависимости процентной ставки от уровня кредитного риска по следующей формуле:
Pi = (P + d) : g,
где Pi - процентная ставка по кредиту с учетом степени риска;
P - безрисковая ставка; d - вероятность невозврата кредита;
g - вероятность возврата кредита в срок и в полном объеме.
Для минимизации потерь от кредитных рисков банк может принимать в залог недвижимость, землю, имущество, ценные бумаги, золото, права и поручительства.
Таким образом, для устранения причин возникновения кредитных рисков банк:
- создает стандарты и рекомендации обеспечения кредитования;
- определяет методику финансово кредитного анализа;
- проводит оценку кредитоспособности заемщика и устанавливает требования к заемщику; - контролирует использование полученных кредитов;
- определяет права и обязанности залогодателя и залогодержателя;
- следит за достоверностью данных учета по вы данным кредитам; - постоянно уточняет информацию о состоянии расчетного счета заемщика.
Важнейшим вопросом для банка является определение оценки риска и регулирование кредитного портфеля, как одного из основных направлений эффективного управления кредитной деятельностью. Главной целью процесса управления кредитным портфелем будет обеспечение максимальной доходности при определенном уровне риска.
ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
- 3. Государственная регистрация, реорганизация и прекращение деятельности коммерческих организаций.
- 4. Лицензирование предпринимательской деятельности Сущность лицензирования
- 5.Понятие, принципы, содержание и виды хозяйственных (предпринимательских) договоров.
- 6.Правовые гарантии, формы и способы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности
- 7.Ответственность субъектов предпринимательской деятельности.
- 8. Налог на прибыль: объект налогообложения, ставки, льготы, порядок исчисления, порядок признания расходов, классификация расходов.
- 9. Налог на добавленную стоимость: объект налогообложения, ставки, льготы, порядок исчисления, порядок определения налоговых вычетов.
- 10. Налог на доходы физических лиц: объект налогообложения, ставка и т.Д
- 11. Региональные и местные налоги: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на землю, объекты налогообложения, ставки, льготы
- Глава 31 Налогового кодекса рф
- 12. Специальные налоговые режимы: единый налог на вмененный доход, упрощенная система налогообложения. Основные понятия, объекты, порядок расчета, ставки, особенности исчисления.
- 13.Сегментирование рынка. Критерии сегментации. Процесс сегментирования, этапы.
- 14.Исследование рынка. Виды исследований. Организация исследований. Методика шкал. Выборки. Анализ рынка и рыночное прогнозирование.
- 15. Товарная и марочная политика. Классификация товаров. Ассортимент. Марка. Стадии разработки товара. Жизненный цикл товара.
- 16. Продвижение товаров. Стимулирование. Реклама. Личные продажи. Стимулирование продаж. Связи с общественностью.
- 17. Бухгалтерский баланс. Четыре типа хозяйственных операций, влияющих на баланс
- 18. Предмет и метод бухгалтерского учета. Счета и двойная запись.
- 19. Амортизация основных средств
- 20. Учет поступления основных средств
- 21.Учет поступления материальных ценностей
- 22.Учет приобретения нематериальных активов
- 23.Учет на расчетном и валютном счетах
- 24.Учет предоставленных и полученных займов
- 25. Учет реализации и выбытия основных средств
- 26. Понятие тэа, цели, задачи, виды экономического анализа
- 27. Информационная основа тэа, методы тэа
- 28.Анализ факторных систем. Виды факторных систем
- 29.Методы конструирования факторных моделей
- 30.Индексный метод анализа факторных систем
- 31.Метод цепных подстановок в пдф файле!!!
- 32. Оценка технического уровня производства
- 33. Оценка эффективности использования основных производственных фондов
- 34. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия
- 35. Анализ себестоимости, прибыли, рентабельности продукции, работ, услуг
- 36. Понятия предпринимательства, субъект малого бизнеса. Государственная поддержка малого бизнеса
- 1.2 Методы оценки экономической эффективности инвестиций в инновации
- 1) Наиболее простым методом оценки эффективности инвестиций, описанный в литературе, является расчет прибыли на капитал (д) (простой нормы прибыли). Расчет выполняется по формуле:
- 39. Основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- 1. Ип без образования ю/л.
- 2. Унитарное предприятие.
- 1. Общество с ограниченной ответственностью (ооо).
- 2. Общество с дополнительной ответственностью (одо).
- 3. Акционерные общества (оао, зао).
- 40. Анализ безубыточности. Операционный рычаг: экономическое содержание
- 41. Бизнес-план в предпринимательской деятельности. Структура. Содержание разделов. Общие положения
- 42.Методы определения ставки дисконтирования
- 43. Кредитование в предпринимательской деятельности. Оценка кредитных рисков
- 44.Сущность, функции и виды денег
- 45.Основные формы кредита
- 46. Организация и принципы проведения безналичных расчетов в рф
- 47. Банковская система России. Банковские риски
- 48. Функции коммерческих банков. Пассивные операции коммерческого банка
- 49. Организация финансов коммерческих предприятий
- Принцип обеспечения финансовых результатов реализуется путем создания фондов будущих финансовых затрат, страховых и резервных фондов, залогов под получаемые кредиты.
- 50. Характеристика основных функций менеджмента и их взаимосвязь. Методы менеджмента: общенаучные, конкретные, организационно-административные, экономические, социально-социально-психологические.
- 2) Орг-но-распор-е (админ-е) методы:
- 3) Соц. – психологические методы.
- 51. Виды управленческих решений. Этапы принятия рационального управленческого решения
- 52. Содержательные теории мотивации (теория потребности а. Маслоу, теория МакКлелланда, двухфакторная теория ф. Герцберга).
- 53.Содержание функции организации. Организационная структура и факторы ее определяющие
- 54. Понятие организации. Внутренняя среда организации и её переменные. Внешняя среда прямого и косвенного воздействия.
- 55. Типы организационных структур: линейная, функциональная, линейно-функциональная структура, линейно-штабная структура, дивизиональная структура, матричная структура
- 56. Системный п-д в упр. Ситуационный п-д. Процессный п-д в управлении.
- 57. Понятие и принципы развития логистики. Понятие логистического сервиса. Цели и этапы развития логистики. Понятие и виды материальных запасов
- 58. Виды логистических операций. Основные методы, применяемые для решения научных и практических задач в области логистики. Виды логистических операций
- 59. Виды и операции с материальными потоками. Критерии определения качества логистического обслуживания.
- 60. Организация логистики на предприятии. Закупочная логистика как элемент логистических систем
- 61. Информационные технологии. Экономическая информация. Виды экономической информации.
- 62. Характеристика современных операционных систем персональных компьютеров и локальных сетей.
- 1 Ms windows
- 2 Mac os
- 3 Unix-linux
- 63. Информационные технологии анализа данных в ms Excel
- 3.Информационная технология таблицы подстановок
- 4. Информационная технология поиска решения.
- 64 Понятие качества, качества проекта, качества изготовления, качества эксплуатации
- 65. Этапы управления качеством продукции. Опережение требований потребителей к качеству продукции
- 66. Осуществление деятельности по управлению качеством по спроектированной системе. Постоянное управление системой управления качеством
- 67. Организация контроля качества продукции. Классификация видов эффекта от повышении качества продукции
- Основы внешнеэкономической деятельности предприятия
- 68.Структура межгосударственного управления вэд Основные функции управления: постановка целей, организация деятельности, планирование, контроль
- 69. Постановка стратегических и оперативных целей вэд. Партнерские предприятия. Процесс принятия решений во внешнеэкономической деятельности Сущность партнерских отношений в бизнесе
- Экономическое обоснование принимаемых решений
- 71. Структура управления вэд. Типы структур в области вэд.. Региональное управление вэд
- Психология экономической деятельности и управления
- 72.Понятие и виды экономического поведения. Понятие и виды экономической социализации Постановка стратегических и оперативных целей вэд (из 69)
- Виды экономической социализации
- 2 Внушение
- 3 Подражание
- 4 Заражение
- 5 Убеждение
- Психотехническая матрица рекламного воздействия
- Психологические особенности создания рекламного текста
- Методы рекламного воздействия