Экономическое обоснование принимаемых решений
Экономическое обоснование принимаемых решений по управлению внешнеэкономической деятельностью предприятий производится путем расчета различных показателей экономической эффективности. Всю систему показателей экономической эффективности ВЭД можно разделить на две группы.
1. Показатели эффекта, определяемые как абсолютные величины, выражаются в соответствующих денежных единицах как разница между результатами и затратами.
2. Показатели эффективности, определяемые на основе отношения результатов к затратам, как правило, относительны и выражаются в относительных единицах: %, руб./руб., $/$, долях единицы и др.
Экономическая эффективность экспорта. Показатель экономического эффекта от экспорта товаров, продукции, работ или услуг определяется следующим образом:
ЭЭЭКС= ОВФ + ВР – ЗЭКС, (3.1)
где ЭЭЭКС — показатель экономического эффекта экспорта, руб.;
ОВФ — рублевый эквивалент отчислений в валютный фонд предприятия, рассчитываемый пересчетом валютной выручки (за вычетом подлежащей обязательной продаже государству) в рубли по курсу на дату поступления валюты, руб.;
ВР — рублевая выручка от обязательной продажи части валюты государству, руб.;
ЗЭКС — полные затраты предприятия на экспорт, которые включают: затраты на производство и реализацию продукции (реклама, маркетинг, транспорт, страхование, пошлины, сборы и др.).
По экономическому содержанию показатель эффекта соответствует понятию прибыли.
Показатель экономической эффективности экспорта рассчитывается следующим образом:
, (3.2)
где Ээкс — показатель экономической эффективности экспорта, руб./руб.
Экономический смысл показателя эффективности состоит в том, что он показывает, какое количество выгоды, результата имеется на каждый рубль затрат. Необходимым условием эффективности экспорта является то, чтобы этот показатель был больше единицы.
Для принятия более обоснованного решения по экспорту продукции показатель эффективности экспорта Ээкс сравнивается с показателем эффективности производства и реализации продукции на внутреннем рынке Эвн:
(3.3)
где ЭВН— показатель эффективности производства и реализации продукции на внутреннем рынке, руб./руб.;
ОЭКС — объем экспорта во внутренних ценах, руб.;
СП.ЭКС — производственная себестоимость экспортных товаров (затраты на производство);
ЭЭР.ВН — затраты на реализацию экспортной продукции внутри страны, руб.
Необходимым условием эффективности экспорта является выполнение соотношения:
Ээкс > Эвн > 1.
Экономическая эффективность импорта. Экономическая эффективность импорта рассчитывается по-разному в зависимости от целей осуществления импорта: для собственного потребления или для реализации на внутреннем рынке.
Экономический эффект импорта для внутреннего потребления (использования) импортируемой продукции, т. е. самим покупателем, может быть рассчитан следующим образом:
ЭЭИМП = 3И – ЦПИМП, (3.4)
где ЭЭИМП — показатель экономического эффекта от импорта продукции для собственного использования, руб.;
ЗИ — полные затраты на приобретение (изготовление) и пользование продукцией, альтернативной импортной, руб.;
ЗИ = ЦП.В + ЭР.В, (3.5)
где ЦП.В — цена покупки (затраты на изготовление) продукции по базовому варианту (альтернативной продукции или аналогичной импортной), включающая все расходы, связанные с ее приобретением (изготовлением), руб.;
ЭР.В — эксплуатационные расходы за весь период службы продукции, альтернативной или аналогичной импортной, которые включают стоимость потребляемого сырья, материалов, стоимость топлива и энергии, стоимость ремонтов, замены запчастей, заработную плату рабочих со всеми отчислениями, занятых обслуживанием, и другие аналогичные расходы, руб.;
ЦПИМП — цена потребления импортного товара (продукции), т.е. все затраты за весь период службы импортного товара, продукции, руб.;
ЦПИМП = ЦП.И + ЭР.И, (3.6)
где ЦПЛ — цена покупки (приобретения) импортного товара, включающая все расходы (цена контракта, пошлины, сборы, транспорт, страховка, оплата услуг посредников и др.), связанные с приобретением товара на внешнем рынке, руб.;
ЭР.И. — эксплуатационные расходы за весь период службы импортного товара (продукции), которые включают стоимость потребляемого сырья, материалов, стоимость топлива и энергии, стоимость ремонтов и запасных частей, заработную плату рабочих со всеми отчислениями и другие аналогичные расходы, связанные с эксплуатацией, руб.
Экономический смысл показателя экономического эффекта, рассчитываемого по формуле (3.4), в том, что он показывает, какую прибыль будет иметь импортер, если приобретет импортную продукцию вместо приобретения (изготовления) продукции, альтернативной импортной.
Если ЦПИМП > 5И, то абсолютное значение этого показателя говорит о той прибыли, которую может иметь потенциальный импортер, если он вместо импортной продукции приобретет (изготовит) продукцию, альтернативную импортной; или, что то же самое, абсолютное значение этого показателя говорит о размере убытка, который будет иметь импортер, если он все же приобретет импортную продукцию вместо приобретения (изготовления) продукции, аналогичной импортной.
Показатель экономической эффективности импорта продукции для собственного использования рассчитывается следующим образом:
. (3.7)
Необходимым условием эффективного импорта в этом случае является ЭИМП > 1. Экономический смысл данного показателя в том, что он показывает, во сколько раз импортная продукция (товар) эффективнее продукции, альтернативной импортной.
Экономическая эффективность импорта с целью продажи импортируемого товара на внутреннем рынкеможет быть рассчитана следующим образом:
ЭЭИМП = ЦР.И + ЦП.И (3.8)
где ЭЭИМП — показатель экономического эффекта импорта, руб.;
ЦР.И. — цена реализации импортных товаров за вычетом расходов, связанных с реализацией (реклама, маркетинг, транспорт и др.), руб.;
ЦП.И. — цена покупки (приобретения) импортных товаров, включающая все расходы, связанные с их приобретением (цена контракта, пошлины, транспорт, страховка, оплата услуг посредников и др.), руб.
Экономический смысл показателя эффекта от импорта товаров, рассчитываемого по формуле (3.8), в том, что он показывает, какую прибыль будет иметь импортер от закупки и реализации на внутреннем рынке импортных товаров.
Показатель экономической эффективности импорта и реализации товара на внутреннем рынкерассчитывается по формуле:
. (3.9)
Экономический смысл показателя эффективности импорта ЭИМП, рассчитываемого по формуле (3.9), в том, что он показывает, сколько рублей выручки получает импортер на каждый рубль затрат, связанных с импортом. Необходимым условием эффективного импорта является соотношение: ЭИМП > 1.
В табл. 3.3 приведен пример расчета эффективности импорта товара народного потребления.
Как показывают два варианта расчета, отличающиеся курсом валюты, эффективность импортной операции снижается, если курс национальной валюты падает.
Экономическая эффективность экспортно-импортных операций. Если предприятие занимается экспортом и импортом одновременно, то для оценки его работы на внешнем рынке за определенный период могут быть рассчитаны интегральные показатели эффективности внешнеторговой деятельности.
Показатель интегрального экономического эффекта от экспортно-импортной деятельности ЭЭЭКС.-ИМП может быть рассчитан следующим образом:
ЭЭЭКС.-ИМП = ЭЭЭКС + ЭЭИМП, (3.10)
где ЭЭЭКС — суммарный экономический эффект от экспорта, приведенный к промежутку времени, за который определяется эффект, руб. Может быть определен как сумма эффектов по всем экспортным сделкам, совершенным за соответствующий период времени, и рассчитывается по формуле (3.1);
ЭЭИМП — суммарный экономический эффект от импорта, приведенный к промежутку времени, за который определяется эффект, руб. Может быть определен как сумма эффектов по всем импортным сделкам, совершенным за соответствующий период времени и рассчитываемым по формулам (3.4), (3.8).
Экономический смысл показателя интегрального экономического эффекта, рассчитываемого по формуле (3.10), в том, что он показывает прибыль, которую имел участник ВЭД за соответствующий период времени по всей совокупности экспортно-импортных операций.
Интегральный показатель эффективности экспортно-импортной деятельности предприятия за соответствующий период времени рассчитывается так:
(3.11)
где ЭЭКС.-ИМП — интегральный показатель эффективности экспортно-импортной деятельности, коп./руб., %;
ЗЭКС — полные затраты на экспорт, приведенные к промежутку времени, за который определяется экономическая эффективность, руб.;
ЗИМП — полные затраты на импорт, приведенные к промежутку времени, за который определяется экономическая эффективность, руб.
Экономический смысл интегрального показателя эффективности экспортно-импортной деятельности, рассчитываемого по формуле (3.11), в том, что он показывает, сколько копеек прибыли имеет предприятие на каждый рубль затрат, связанный с экспортно-импортными операциями, или какова рентабельность (в процентах) экспортно-импортных операций в целом.
Расчет коэффициента кредитного влияния. Очень часто при проведении экспортно-импортных операций оговариваются условия коммерческого кредита, которые влияют на эффективность сделки. Для учета влияния условий коммерческого кредита на эффективность сделки рассчитывается коэффициент кредитного влияния как отношение результата сделки с предоставлением коммерческого кредита к результату сделки без предоставления коммерческого кредита, т.е. при оплате наличными:
(3.12)
где ККР, — коэффициент кредитного влияния, доли единицы;
ВК — рублевый эквивалент валютной выручки от экспорта товаров с предоставлением отсрочки платежа (коммерческого кредита покупателю), приведенный к моменту поставки товара, руб.;
ВН — рублевый эквивалент валютной выручки от экспорта товара без предоставления отсрочки платежа (при оплате наличными), руб.
Экономический смысл коэффициента кредитного влияния в том, что он показывает, во сколько раз снижается (если его значение меньше единицы) или повышается (если его значение больше единицы) эффективность сделки с предоставлением коммерческого кредита по сравнению со сделкой без предоставления коммерческого кредита, т.е. ЭК = ЭН·´ККР.
Коэффициент кредитного влияния может быть также рассчитан для импортной сделки делением результата, получаемого импортером при оплате в кредит, на результат при оплате наличными.
Расчет коэффициента кредитного влияния позволяет экономически обосновать равнозначность оплаты при предоставлении коммерческого кредита и при оплате наличными. Если ККР = 1, то это означает, что стороны по контракту ничего не теряют при любом варианте оплаты.
Экономическая эффективность товарообменных операций. Экономическая эффективность товарообменных операций определяется также на основе сравнения, соотношения результата и затрат. Особенность товарообменной операции в том, что результатом ее будет стоимостная оценка полученных в обмен за поставленную продукцию товаров, работ, услуг. Разновидностью товарообменной операции является операция с давалъческим сырьем (толлинг). Результатом для предприятия, перерабатывающего иностранное сырье с уплатой за переработку готовой продукции, будет стоимость этой готовой продукции. Затратами для предприятия — переработчика сырья будут затраты, непосредственно связанные с переработкой и доставкой сырья и отправкой готовой продукции.
70. Финансирование ВЭД. Виды финансовых инструментов на международных финансовых рынках.
Валютно-кредитное и финансовое обслуживание субъектов хоз деят – участников ВЭД в их взаимоотношениях с зарубежными партнерами осущ. Российскими коммерческими банками, которым банк россии выдал лицензии, предоставляющие им право осущ. Операции с расчетом в иноср валюте.
в сфере ВЭД принимают широкое участие российские некоммерческие организации, содействующие развитию внешнеэконом связей России, и, прежде всего, Торгово-промышленная палата РФ (ТПП России).
Валютные и финансово-кредитные операции в качестве вида внешнеэкономической деятельности предприятий и фирм следует рассматривать как содействующие, сопровождающие любую внешнеторговую сделку в виде финансовых обязательств, связанные с обеспечением платежа за поставленную продукцию через конкретные формы расчета, а также валютных операций, совершаемых в целях избежания курсовых потерь.
Однако как валютные, так и финансово-кредитные операции можно рассматривать в качестве самостоятельных специфических видов ВЭД в финансово-банковской сфере, обслуживающей внутренний валютный рынок и внешнеторговые платежи в системе международных расчетов.
Международные валютные отношения– это экономические отношения, связанные с функционированием национальных валют на мировом рынке, денежным обслуживанием товарообмена и других хозяйственных связей между странами, использованием валюты как платежного средства и кредита. Субъектами валютных отношений выступают предприятия, компании, банки и другие организации, а также юридические лица и отдельные государства, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность. Функции валютных отношений выполняет валютная система – совокупность валютно-денежных и кредитных организаций и связей, сложившихся между странами и закрепленных в договорах и государственно-правовых нормах.
По срокам осуществлениявалютные операции бывают:
– с немедленной поставкой валюты (предполагают поставку валюты на второй рабочий день со дня заключения сделки);
– срочные (при их проведении возникает валютный риск, т.е. возможность отклонения будущих фактических значений валютного курса от ожидаемых в момент заключения валютной сделки.
По степени категоричности:
– категоричные (обязательные для обоих контрагентов);
– предоставляющие право одной из сторон исполнять или не исполнять сделку.
По степени свободы, предоставляемой клиенту:
– категоричные;
– диапазонные.
Кредитование внешнеэкономической деятельностив России осуществляется в следующих формах:
– предоставление кредитов для проведения экспортно-импортных операций;
– приобретение оборудования в кредит;
– выпуск долговых обязательств на международных рынках капиталов;
– совместное предпринимательство;
– софинансирование;
– лизинг;
– проектное финансирование.
В зависимости от источника предоставленияразличают кредиты:
– частные;
– правительственные (государственные);
– смешанные (частно-государственные);
– кредиты международных учреждений.
По видамкредиты делят на:
– товарные;
– валютные.
По срокам возврата:
– краткосрочные (до 1 года);
– среднесрочные (до 5 лет);
– долгосрочные (более 5 лет).
Софинансирование– способ получения кредита, при котором банк принимает участие своими ресурсами вместе с третьими сторонами в конкретном проекте или дает совместные гарантии для его реализации. Софинансирование используется государственными агентствами и международными финансовыми институтами (Всемирный банк, ЕБРР). В банковской практике используется параллельное и совместное финансирование. Параллельное софинансирование предполагает, что организации-партнеры выделяют ресурсы заемщику по отдельности. При совместной форме партнеры образуют общий фонд средств, из которого и осуществляется кредитование закупки товаров и услуг.
Проектное финансирование– проектное кредитование, предполагающее выделение кредитных ресурсов под определенный процент с условием организации комплексного плана создания и последующей эксплуатацией того или иного предприятия. При этом погашение кредитов, которые необходимы для реализации проекта, осуществляется за счет средств, получаемых от продажи продукции предприятия на внутреннем или внешнем рынках
- 3. Государственная регистрация, реорганизация и прекращение деятельности коммерческих организаций.
- 4. Лицензирование предпринимательской деятельности Сущность лицензирования
- 5.Понятие, принципы, содержание и виды хозяйственных (предпринимательских) договоров.
- 6.Правовые гарантии, формы и способы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности
- 7.Ответственность субъектов предпринимательской деятельности.
- 8. Налог на прибыль: объект налогообложения, ставки, льготы, порядок исчисления, порядок признания расходов, классификация расходов.
- 9. Налог на добавленную стоимость: объект налогообложения, ставки, льготы, порядок исчисления, порядок определения налоговых вычетов.
- 10. Налог на доходы физических лиц: объект налогообложения, ставка и т.Д
- 11. Региональные и местные налоги: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на землю, объекты налогообложения, ставки, льготы
- Глава 31 Налогового кодекса рф
- 12. Специальные налоговые режимы: единый налог на вмененный доход, упрощенная система налогообложения. Основные понятия, объекты, порядок расчета, ставки, особенности исчисления.
- 13.Сегментирование рынка. Критерии сегментации. Процесс сегментирования, этапы.
- 14.Исследование рынка. Виды исследований. Организация исследований. Методика шкал. Выборки. Анализ рынка и рыночное прогнозирование.
- 15. Товарная и марочная политика. Классификация товаров. Ассортимент. Марка. Стадии разработки товара. Жизненный цикл товара.
- 16. Продвижение товаров. Стимулирование. Реклама. Личные продажи. Стимулирование продаж. Связи с общественностью.
- 17. Бухгалтерский баланс. Четыре типа хозяйственных операций, влияющих на баланс
- 18. Предмет и метод бухгалтерского учета. Счета и двойная запись.
- 19. Амортизация основных средств
- 20. Учет поступления основных средств
- 21.Учет поступления материальных ценностей
- 22.Учет приобретения нематериальных активов
- 23.Учет на расчетном и валютном счетах
- 24.Учет предоставленных и полученных займов
- 25. Учет реализации и выбытия основных средств
- 26. Понятие тэа, цели, задачи, виды экономического анализа
- 27. Информационная основа тэа, методы тэа
- 28.Анализ факторных систем. Виды факторных систем
- 29.Методы конструирования факторных моделей
- 30.Индексный метод анализа факторных систем
- 31.Метод цепных подстановок в пдф файле!!!
- 32. Оценка технического уровня производства
- 33. Оценка эффективности использования основных производственных фондов
- 34. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия
- 35. Анализ себестоимости, прибыли, рентабельности продукции, работ, услуг
- 36. Понятия предпринимательства, субъект малого бизнеса. Государственная поддержка малого бизнеса
- 1.2 Методы оценки экономической эффективности инвестиций в инновации
- 1) Наиболее простым методом оценки эффективности инвестиций, описанный в литературе, является расчет прибыли на капитал (д) (простой нормы прибыли). Расчет выполняется по формуле:
- 39. Основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- 1. Ип без образования ю/л.
- 2. Унитарное предприятие.
- 1. Общество с ограниченной ответственностью (ооо).
- 2. Общество с дополнительной ответственностью (одо).
- 3. Акционерные общества (оао, зао).
- 40. Анализ безубыточности. Операционный рычаг: экономическое содержание
- 41. Бизнес-план в предпринимательской деятельности. Структура. Содержание разделов. Общие положения
- 42.Методы определения ставки дисконтирования
- 43. Кредитование в предпринимательской деятельности. Оценка кредитных рисков
- 44.Сущность, функции и виды денег
- 45.Основные формы кредита
- 46. Организация и принципы проведения безналичных расчетов в рф
- 47. Банковская система России. Банковские риски
- 48. Функции коммерческих банков. Пассивные операции коммерческого банка
- 49. Организация финансов коммерческих предприятий
- Принцип обеспечения финансовых результатов реализуется путем создания фондов будущих финансовых затрат, страховых и резервных фондов, залогов под получаемые кредиты.
- 50. Характеристика основных функций менеджмента и их взаимосвязь. Методы менеджмента: общенаучные, конкретные, организационно-административные, экономические, социально-социально-психологические.
- 2) Орг-но-распор-е (админ-е) методы:
- 3) Соц. – психологические методы.
- 51. Виды управленческих решений. Этапы принятия рационального управленческого решения
- 52. Содержательные теории мотивации (теория потребности а. Маслоу, теория МакКлелланда, двухфакторная теория ф. Герцберга).
- 53.Содержание функции организации. Организационная структура и факторы ее определяющие
- 54. Понятие организации. Внутренняя среда организации и её переменные. Внешняя среда прямого и косвенного воздействия.
- 55. Типы организационных структур: линейная, функциональная, линейно-функциональная структура, линейно-штабная структура, дивизиональная структура, матричная структура
- 56. Системный п-д в упр. Ситуационный п-д. Процессный п-д в управлении.
- 57. Понятие и принципы развития логистики. Понятие логистического сервиса. Цели и этапы развития логистики. Понятие и виды материальных запасов
- 58. Виды логистических операций. Основные методы, применяемые для решения научных и практических задач в области логистики. Виды логистических операций
- 59. Виды и операции с материальными потоками. Критерии определения качества логистического обслуживания.
- 60. Организация логистики на предприятии. Закупочная логистика как элемент логистических систем
- 61. Информационные технологии. Экономическая информация. Виды экономической информации.
- 62. Характеристика современных операционных систем персональных компьютеров и локальных сетей.
- 1 Ms windows
- 2 Mac os
- 3 Unix-linux
- 63. Информационные технологии анализа данных в ms Excel
- 3.Информационная технология таблицы подстановок
- 4. Информационная технология поиска решения.
- 64 Понятие качества, качества проекта, качества изготовления, качества эксплуатации
- 65. Этапы управления качеством продукции. Опережение требований потребителей к качеству продукции
- 66. Осуществление деятельности по управлению качеством по спроектированной системе. Постоянное управление системой управления качеством
- 67. Организация контроля качества продукции. Классификация видов эффекта от повышении качества продукции
- Основы внешнеэкономической деятельности предприятия
- 68.Структура межгосударственного управления вэд Основные функции управления: постановка целей, организация деятельности, планирование, контроль
- 69. Постановка стратегических и оперативных целей вэд. Партнерские предприятия. Процесс принятия решений во внешнеэкономической деятельности Сущность партнерских отношений в бизнесе
- Экономическое обоснование принимаемых решений
- 71. Структура управления вэд. Типы структур в области вэд.. Региональное управление вэд
- Психология экономической деятельности и управления
- 72.Понятие и виды экономического поведения. Понятие и виды экономической социализации Постановка стратегических и оперативных целей вэд (из 69)
- Виды экономической социализации
- 2 Внушение
- 3 Подражание
- 4 Заражение
- 5 Убеждение
- Психотехническая матрица рекламного воздействия
- Психологические особенности создания рекламного текста
- Методы рекламного воздействия