60. Организация логистики на предприятии. Закупочная логистика как элемент логистических систем
Эффективность организации логистики на предприятии зависит от формирования системы логистики предприятия. Система логистики является элементом организации деятельности предприятия. Ее применение позволяет интегрировать различные процессы предприятия и организовывать внутренние процессы с минимальными затратами при оптимальном приспособлении внутренней среды фирмы к внешним факторам, влияющих на ее деятельность. Процесс формирования системы логистики предприятия является сложным, поэтому целесообразно его разделить на несколько этапов. Мы предлагаем следующий раздел (рис. 1):
1-й этап — определение основных аспектов формирования логистической системы;
2-й этап — учет основных факторов формирования логистической системы;
3-й этап — формирование логистической системы предприятия.
На первом этапе процесс формирования системы логистики предприятия необходимо рассматривать с нескольких точек зрения. Логистические методы известны своей многоаспектностью на практике, поэтому при формировании системы логистики предприятия нужно придавать этому большого значения. Нами разработаны основные аспекты формирования системы логистики предприятия, которые изображены на рис. 2. По нашему мнению формировать систему логистики предприятия необходимо с точки зрения главных и второстепенных аспектов. К главным аспектам следует отнести: организационный, функциональный, информационный. К второстепенным аспектам формирования системы логистики предприятия целесообразно отнести: кадровый, финансовый. Учет всех выше предложенных аспектов при формировании системы логистики предприятия обеспечит многогранность логистики и подтвердит ее универсальность как науки на практике. Результатом такого подхода будет гибкость, мобильность системы, а главное ее успешное функционирование в будущем. Определив все аспекты формирования системы логистики предприятия можно переходить ко второму этапу его формирования. Основой этого этапа является учет основных факторов формировании системы логистики.
Основными факторами формирования системы логистики предприятия должны быть:
- Миссия предприятия;
- Стратегия предприятия;
- Риски деятельности предприятия;
- Факторы внешней среды предприятия;
- Составляющие функционирования логистики на предприятии;
- Составляющие организации логистики на предприятии.
Должен существовать четкая взаимосвязь между этими элементами. Логистическая система должна формироваться в одном направлении с миссией и целями предприятия.
Это поможет:
1) конкретно и точно рассчитать эффективность функционирования предприятия;
2) выявить действия и решения, препятствующие эффективно вести хозяйственную деятельность;
3) обеспечит реализацию взаемопидпримуючих (синергических) функций логистической системы;
4) обеспечит коррекцию функционирования логистической системы во времени, поскольку все цели миссии предприятия имеют кратко-, средне-или долгосрочный срок прогнозирования. Стратегия предприятия связана с деятельностью предприятия в целом и направлена на выполнение его главной миссии. В процессе ее реализации используются материальные, трудовые, информационные, финансовые ресурсы. Поэтому связь процессов формирования и функционирования системы логистики со стратегией предприятия является очевидным. Основные составляющие функционирования логистики необходимо рассматривать в контексте ее основных функций.
Основными составляющими функционирования логистики является поставка, производство, маркетинг, сбыт, складское хозяйство, транспортное хозяйство, персонал. Поставка обеспечивает поступление материальных потоков в логистическую систему.
Закупочная логистика - это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.
Значимым элементом микрологистической системы является подсистема закупок, организующая вход материального потока в логистическую систему. Управление материальными потоками на данном этапе имеет известную специфику, что объясняет необходимость выделения закупочной логистики в отдельный раздел изучаемой дисциплины.
Основные вопросы, на которые следует ответить в процессе обеспечения предприятия предметами труда, традиционны и определяются логикой снабжения:
что закупить;
сколько закупить;
у кого закупить;
на каких условиях закупить.
К традиционному перечню логистика добавляет свои вопросы:
как системно увязать закупки с производством и сбытом;
как системно увязать деятельность предприятия с поставщиками.
Обозначенный круг вопросов закупочной логистики определяет состав решаемых в данной функциональной области задач и характер выполняемых работ.
Рассмотрим задачи и работы, относящиеся к закупочной логистике.
1. Определение потребности в материальных ресурсах.
2. Исследование рынка закупок.
3. Выбор поставщика.
4. Осуществление закупок. При этом составляются графики поставки, осуществляется экспедирование, возможно, организуются таможенные процедуры. Завершаются закупки организацией приемного контроля.
5. Контроль поставок. Одной из значимых задач контроля поставок является контроль качества поставки, т. е. учет количества рекламаций и брака.
6. Подготовка бюджета закупок. Существенной частью закупочной деятельности являются экономические расчеты, так как необходимо точно знать, во что обходятся те или иные работы и решения. При этом определяют затраты:
на выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов;
транспортировку, экспедирование и страхование;
грузопереработку;
контроль над соблюдением условий договора поставки;
приемку и проверку материальных ресурсов;
поиск информации о потенциальных поставщиках.
В рамках проведения экономических расчетов к задачам закупочной логистики следует отнести расчет издержек из-за дефицита материальных ресурсов.
7. Координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками. Эта специфическая задача закупочной логистики, которая решается, как было отмечено выше, посредством организации системной связи закупок с производством, сбытом, а также тесных связей с поставщиками в области планирования, экономики, техники и технологии.
Снабжение - это деятельность, включающая в себя процедуры закупки, доставки, приемки, хранения и предпродажной подготовки продукции.
Управление снабжением - это деятельность по координации взаимодействия участников цепи поставок с целью обеспечения добавленной ценности для потребителей.
Политика снабжения представляет собой общие рекомендации, на основе которых определяются назначение, цель и аспекты деятельности подразделения снабжения предприятия.
Рассмотрим основные принципы, которым подчиняется определение основных направлений управление снабжением на предприятии:
планомерность - завоз продукции на основе плановых графиков завоза;
ритмичность - завоз продукции через относительно одинаковые промежутки времени, что создает оптимальные условия для работы оптовых и розничных торговых предприятий, складов, транспорта и других звеньев цепи поставок;
оперативность - осуществление процесса снабжения продукцией в зависимости от изменения спроса на нее;
экономичность - минимальные затраты рабочего времени, материальных и денежных ресурсов на доставку продукции. Достигается путем эффективного использования транспортных средств, механизации погрузочно-разгрузочных работ, установления оптимальной звенности цепи поставок;
централизация - снабжение потребителей продукцией силами и средствами поставщиков;
технологичность - использование современных технологий закупок и поставок.
Разработка программы снабжения - это определение вида и количества продукции, закупаемой на различных рынках, а также времени закупки того или иного вида продукции.
Задачей системы снабжения является обеспечение запланированного уровня обслуживания потребителей с минимальными общими затратами.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ
- 3. Государственная регистрация, реорганизация и прекращение деятельности коммерческих организаций.
- 4. Лицензирование предпринимательской деятельности Сущность лицензирования
- 5.Понятие, принципы, содержание и виды хозяйственных (предпринимательских) договоров.
- 6.Правовые гарантии, формы и способы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности
- 7.Ответственность субъектов предпринимательской деятельности.
- 8. Налог на прибыль: объект налогообложения, ставки, льготы, порядок исчисления, порядок признания расходов, классификация расходов.
- 9. Налог на добавленную стоимость: объект налогообложения, ставки, льготы, порядок исчисления, порядок определения налоговых вычетов.
- 10. Налог на доходы физических лиц: объект налогообложения, ставка и т.Д
- 11. Региональные и местные налоги: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на землю, объекты налогообложения, ставки, льготы
- Глава 31 Налогового кодекса рф
- 12. Специальные налоговые режимы: единый налог на вмененный доход, упрощенная система налогообложения. Основные понятия, объекты, порядок расчета, ставки, особенности исчисления.
- 13.Сегментирование рынка. Критерии сегментации. Процесс сегментирования, этапы.
- 14.Исследование рынка. Виды исследований. Организация исследований. Методика шкал. Выборки. Анализ рынка и рыночное прогнозирование.
- 15. Товарная и марочная политика. Классификация товаров. Ассортимент. Марка. Стадии разработки товара. Жизненный цикл товара.
- 16. Продвижение товаров. Стимулирование. Реклама. Личные продажи. Стимулирование продаж. Связи с общественностью.
- 17. Бухгалтерский баланс. Четыре типа хозяйственных операций, влияющих на баланс
- 18. Предмет и метод бухгалтерского учета. Счета и двойная запись.
- 19. Амортизация основных средств
- 20. Учет поступления основных средств
- 21.Учет поступления материальных ценностей
- 22.Учет приобретения нематериальных активов
- 23.Учет на расчетном и валютном счетах
- 24.Учет предоставленных и полученных займов
- 25. Учет реализации и выбытия основных средств
- 26. Понятие тэа, цели, задачи, виды экономического анализа
- 27. Информационная основа тэа, методы тэа
- 28.Анализ факторных систем. Виды факторных систем
- 29.Методы конструирования факторных моделей
- 30.Индексный метод анализа факторных систем
- 31.Метод цепных подстановок в пдф файле!!!
- 32. Оценка технического уровня производства
- 33. Оценка эффективности использования основных производственных фондов
- 34. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия
- 35. Анализ себестоимости, прибыли, рентабельности продукции, работ, услуг
- 36. Понятия предпринимательства, субъект малого бизнеса. Государственная поддержка малого бизнеса
- 1.2 Методы оценки экономической эффективности инвестиций в инновации
- 1) Наиболее простым методом оценки эффективности инвестиций, описанный в литературе, является расчет прибыли на капитал (д) (простой нормы прибыли). Расчет выполняется по формуле:
- 39. Основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- 1. Ип без образования ю/л.
- 2. Унитарное предприятие.
- 1. Общество с ограниченной ответственностью (ооо).
- 2. Общество с дополнительной ответственностью (одо).
- 3. Акционерные общества (оао, зао).
- 40. Анализ безубыточности. Операционный рычаг: экономическое содержание
- 41. Бизнес-план в предпринимательской деятельности. Структура. Содержание разделов. Общие положения
- 42.Методы определения ставки дисконтирования
- 43. Кредитование в предпринимательской деятельности. Оценка кредитных рисков
- 44.Сущность, функции и виды денег
- 45.Основные формы кредита
- 46. Организация и принципы проведения безналичных расчетов в рф
- 47. Банковская система России. Банковские риски
- 48. Функции коммерческих банков. Пассивные операции коммерческого банка
- 49. Организация финансов коммерческих предприятий
- Принцип обеспечения финансовых результатов реализуется путем создания фондов будущих финансовых затрат, страховых и резервных фондов, залогов под получаемые кредиты.
- 50. Характеристика основных функций менеджмента и их взаимосвязь. Методы менеджмента: общенаучные, конкретные, организационно-административные, экономические, социально-социально-психологические.
- 2) Орг-но-распор-е (админ-е) методы:
- 3) Соц. – психологические методы.
- 51. Виды управленческих решений. Этапы принятия рационального управленческого решения
- 52. Содержательные теории мотивации (теория потребности а. Маслоу, теория МакКлелланда, двухфакторная теория ф. Герцберга).
- 53.Содержание функции организации. Организационная структура и факторы ее определяющие
- 54. Понятие организации. Внутренняя среда организации и её переменные. Внешняя среда прямого и косвенного воздействия.
- 55. Типы организационных структур: линейная, функциональная, линейно-функциональная структура, линейно-штабная структура, дивизиональная структура, матричная структура
- 56. Системный п-д в упр. Ситуационный п-д. Процессный п-д в управлении.
- 57. Понятие и принципы развития логистики. Понятие логистического сервиса. Цели и этапы развития логистики. Понятие и виды материальных запасов
- 58. Виды логистических операций. Основные методы, применяемые для решения научных и практических задач в области логистики. Виды логистических операций
- 59. Виды и операции с материальными потоками. Критерии определения качества логистического обслуживания.
- 60. Организация логистики на предприятии. Закупочная логистика как элемент логистических систем
- 61. Информационные технологии. Экономическая информация. Виды экономической информации.
- 62. Характеристика современных операционных систем персональных компьютеров и локальных сетей.
- 1 Ms windows
- 2 Mac os
- 3 Unix-linux
- 63. Информационные технологии анализа данных в ms Excel
- 3.Информационная технология таблицы подстановок
- 4. Информационная технология поиска решения.
- 64 Понятие качества, качества проекта, качества изготовления, качества эксплуатации
- 65. Этапы управления качеством продукции. Опережение требований потребителей к качеству продукции
- 66. Осуществление деятельности по управлению качеством по спроектированной системе. Постоянное управление системой управления качеством
- 67. Организация контроля качества продукции. Классификация видов эффекта от повышении качества продукции
- Основы внешнеэкономической деятельности предприятия
- 68.Структура межгосударственного управления вэд Основные функции управления: постановка целей, организация деятельности, планирование, контроль
- 69. Постановка стратегических и оперативных целей вэд. Партнерские предприятия. Процесс принятия решений во внешнеэкономической деятельности Сущность партнерских отношений в бизнесе
- Экономическое обоснование принимаемых решений
- 71. Структура управления вэд. Типы структур в области вэд.. Региональное управление вэд
- Психология экономической деятельности и управления
- 72.Понятие и виды экономического поведения. Понятие и виды экономической социализации Постановка стратегических и оперативных целей вэд (из 69)
- Виды экономической социализации
- 2 Внушение
- 3 Подражание
- 4 Заражение
- 5 Убеждение
- Психотехническая матрица рекламного воздействия
- Психологические особенности создания рекламного текста
- Методы рекламного воздействия