55Вопрос. Дивидендная политика компании, выкуп и дробление акций.
Дивидендная политика – решения, которые принимает компания в зависимости от типа, размера и периодичности выплат держателям обыкновенных акций.
Дивидендная политика, как и управление, структурой капитала, оказывает существенное влияние на цену акций предприятия. Дивиденды представляют собой денежный дох. акционеров и в определенной степени сигнализируют им о том, что предприятие, в акции которого они вложили свои деньги, работает успешно. Постановка проблемы дивидендной политики,: какую часть прибыли предприятию следует выплатить в виде дивидендов? На что может влиять величина выплачиваемых дивидендов? Оптимальная дивидендная политика – стратегия, которая помогает максимизировать рыночную ст-ть фирмы. Под рын-ой ст-тью фирмы (РСТФ) понимается совокупная ст-ть ее собственных и заемных ср-в
Источники выплаты дивидендов:
1 Чистая Pr отчетного периода;
2 Нераспределенная Pr прошлых периодов;
3 Специальный фонд, используемый для выплаты дивидендов по привилегированным акциям при недостаточности прибыли.
Виды дивидендной политики предприятия.
1 Политика фиксированных дивидендных выплат. Предусматривает регулярность выплат в течении продолжительного срока независимо от изменения курсовой ст-ти акции. Недостаток: если Pr сильно снижается, выплата фиксированного дивиденда снижает ликвидность компании.
2 Политика постоянного процента дивидендных выплат (процент от прибыли). Недостаток: в неблагоприятные годы дивиденды мо. существенно упасть, эта политика не ведет к росту курсовой ст-ти, так как большинство акционеров отрицательно относятся к изменению суммы выплачиваемых дивидендов.
3 Политика компромиссного подхода к дивидендным выплатам. Т.е. компания выплачивает какой-то дивиденд, а в благоприятные годы надбавку (экстра-дивиденд). Недостаток: надбавки не должны выплачиваться регулярно, так как это противоречит политике.
4 Политика выплаты дивидендов в зависимости от инвестиционных решений (по остаточному принципу, теория Франко Модильяни и Мертоном Миллером)
5 Политика выплаты дивидендов акциями (бонусная эмиссия).
В выработке дивидендной политики какого-то единого формализованного алгоритма не существует - она определяется многими факторами, в том числе и трудноформализуемыми, например психологическими. Поэтому каждое предприятие должно выбирать свою субъективную политику исходя прежде всего из присущих ему особенностей.
В любой стране имеются определенные нормативные документы, в той или иной степени регулирующие различные стороны хозяйственной деят-ти, в том числе и порядок выплаты дивидендов. Кроме того, существуют и национальные традиции в содержании дивидендной политики, общие тенденции в отношении выплаты дивидендов. Существуют и некоторые др. обстоятельства формального и неформального, объективного и субъективного характера, влияющие на дивидендную политику. Приведем наиболее характерные из них:Ограничения правового характера. Ограничения контрактного характераОграничения в связи с недостаточной ликвидностью Ограничения в связи с расширением пр-ва Ограничения в связи с интересами акционеров Ограничения рекламно-фин-ого характера
Курсовая цена акций и дивидендная политика взаимосвязаны, хотя какой-то предопределенной формализованной зависимости не существует. В финансовом менеджменте разработаны некоторые приемы искусственного регулирования курсовой цены, которые при определенных условиях мо. оказать влияние и на размер выплачиваемых дивидендов. К ним относятся дробление, консолидация и выкуп акций.
Операция дробления акций,- это обмен старых акций на новые с увеличением их количества, называемая также их расщеплением или сплитом. Дробление может влиять как на размер дивидендов, так и на курсовую ст-ть акций. Дробление применяется для приведения цены акции в привычный диапазон. Имеет хорошее сигнальное значение.
В литературе описаны ситуации, когда дробление акций приводило к росту капитализированной ст-ти компании ввиду повышения ликвидности акций и, следовательно, роста числа потенциальных акционеров.
Выкуп акций Выкуп акций –сокращение акционерного капитала .Смысл выкупа – заработать инвестиционную привлекательность , по большому счету ничего не делая, просто действуя с ценными бумагами ( грубо -только на имидже)
Основная причина — желание избежать преувеличения общей величины активов компании за счет отражения в балансе активов, ценность которых не вполне очевидна.
Выкуп акций имеет хорошее сигнальное содержание. Причины, которые заставляют компанию выкупать свои акции, в случае, если это не запрещено законом, мо. быть различными: для предоставления своим работникам возможности стать акционерами своей компании, для уменьшения числа владельцев компании, для повышения курсовой цены и др
Т.о. компания должна выбрать такую дивидендную политику, которая бы удовлетворяла и саму компанию и её акционеров.
Основные положения дивидендной политики: дивиденды выплачиваются по остаточному принципу, величина дивидендных выплат рассматривается в альтернативе с излишками финансирования или с дополнительным финансированием; дивиденды не должны следовать за Prю компании, дивиденды должны быть постоянными, медленно растущими. Главная цель дивидендной политики -максимизация рын-ой ст-ти акций.
Д/Р- дивидендная дох-ть акции, где Р-текущая рын-ая цена акции.
Коэффициент дивидендных выплат:
=Д/Е, где Д-дивиденд на акцию, Е-Pr в расчете на 1 обыкновенную акцию.
56вопрос. Анализ эффективности инвестиционных проектов.
Инвестиционный проект представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий направленных на решение поставленных экон-их задач с точно определенными целями в течение определенного периода времени и при ограниченном бюд-те.
Критерии, используемые в планировании и анализе инвестиционной деят-ти, можно подразделить на две группы: (а) основанные на дисконтированных оценках; (б) основанные на учетных оценках. В первом случае во внимание принимается фактор времени, во втором — нет. Наиболее часто используемыми критериями первой группы являются: полный интегральный эффект (NPV); индекс дох-ти (PI); внутренняя норма дох-ти (IRR). Во вторую группу входят критерии: срок окупаемости инвестиции (PP) и учетная норма прибыли (ARR).
Методы оценки эффективности инвест. проектов:
Полный интегральный эффект (NPV) представляет собой разность между суммарными дисконтированными ден.и поступлениями от реализации инвест. Проекта и суммарными дисконтированными инвестициями для реализации этого проекта. Метод основан на сопоставлении величины исходной инвестиции (1C) с общей суммой дисконтированных чистых ден. поступлений (CF^), генерируемых ею в течение прогнозируемого срока (п). Поскольку приток ден. ср-в распределен во времени, он дисконтируется с помощью коэффициента г, устанавливаемого аналитиком (инвестором) самостоятельно исходя из ежегодного процента возврата, который он хочет или может иметь на инвестируемый им капитал.
- инвестиции вкладываются 1 раз - одномоментные
- инвестиции распределены во времени
n – горизонт расчета инв.проекта (кол-во будущих расчетных периодов) CFt – ден.поступления от реализации инв.проекта за период времени t ,I0 – первоначальные инвестиции, It – инвестиции за период времени t, к – требуемая инвестором дох-ть по проекту («к» включает в себя безрисковую ставку и премию за риск).
Очевидно, что если: NPV>0, проект следует принять; NPV<0, проект следует отвергнуть; NPV=0, проект ни Prный, ни убыточный.
Определение индекса дох-ти. Индекс дох-ти представляет собой отношение суммарных дисконтированных ден. поступлений к суммарным дисконтированным инвестициям. Чем выше индекс дох-ти, тем более выгоден инв проект. Индекс дох.жности (PI) рассчитывается по формуле:
Очевидно, что если: Р1>1, проект следует принять; Р1<1, проект следует отвергнуть; Р1=1, проект не является ни Prным, ни убыточным.
В отличие от чистого приведенного эффекта индекс рентабельности является относительным показателем: он характеризует ур-нь дох.ов на единицу затрат, т.е. эффективность вложений - чем больше значение этого показателя, тем выше отдача каждого рубля, инвестированного в данный проект. Благодаря этому критерий PI очень удобен при выборе одного проекта из ряда альтернативных, имеющих примерно одинаковые значения NPV (в частности, если два проекта имеют одинаковые значения NPV, но разные объемы требуемых инвестиций, то очевидно, что выгоднее тот из них, который обеспечивает большую эффективность вложений), либо при комплектовании портфеля инвестиций с целью максимизации суммарного значения NPV.
Внутренняя норма дох-ти представляет собой то значение ставки дох-ти «к» при котором NPV =0. Полученное значение IRR необходимо сравнить с ценой капитала. Инвест.прооект можно принимать к реализации если IRR больше цены капитала.
На практике IRR часто определяют методом перебора: выбирают ряд % ставок и исходя из них определяются NPV, до тех пор пока величина NPV не изменит свой знак с «+» на «-« или наоборот. После этого пограничные значения подставляются в след. формулу: , где
NPV1 – минимальное положительное значение NPV NPV2 – максимальное отрицательное значение NPV К1 - % ставка при положительном NPV К2 – % ставка при отрицательном NPV
Смысл расчета внутренней нормы прибыли при анализе эффективности планируемых инвестиций, как правило, заключается в следующем: IRR показывает ожидаемую дох-ть проекта и, следовательно, максимально допустимый относительный ур-нь расх-ов, которые мо. быть ассоциированы с данным проектов.
Если: IRR > СС (цена капитала), то проект следует принять; IRR < СС, то проект следует отвергнуть; IRR = СС, то проект не является ни Prным, ни убыточным.
Срок окупаемости инвестиции (РР) является одним из самых простых и широко распространенных в мировой учетно-аналитической практике оценочных критериев; он не предполагает временной упорядоченности ден. поступлений. Период окупаемости инвестиций – заключается в определении срока за который произойдет возмещение вложенных рес-ов. Общая формула расчета показателя РР имеет вид:
РР = min n, при котором Значение критерия может исчисляться с большей или меньшей точностью; он показывает число лет, в течение которых окупится инвестиции.
- 2 Вопрос.Кривая производственных возможностей (кпв). Альтернативная стоимость, сравнительное преимущество.
- 3Вопрос. Система показателей эластичности и их практическое применение.
- 4 Вопрос. Понятие и виды издержек. Графическая интерпретация издержек производства.
- 7Вопрос. Показатели национального производства. Валовой внутренний продукт.
- 8Вопрос. Показатели общего уровня цен (индексы цен).
- 9 Вопрос.Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
- 10Вопрос. Инфляция, ее определение, виды. Механизмы, причины и последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства.
- 11Вопрос. Характеристика рынка труда. Понятия и виды безработицы. Кривая Филипса и ее экономический смысл.
- 12Вопрос. Экономический рост. Основные типы и факторы экономического роста
- 13Вопрос. Цикличность как закономерность экономического развития. Виды циклов.
- 14Вопрос. Понятие «Финансы». Социально-экономическая сущность и функции финансов.
- 15Вопрос. Содержание и принципы финансовой политики государства.
- 17Вопрос. Государственный бюджет российской федерации и его функции
- 18Вопрос. Доходы бюджета, и их характеристика
- 20Вопрос. Федеральные налоги и сборы.
- 21Вопрос. Региональные налоги.
- 22Вопрос. Местные налоги.
- 23Вопрос. Сущность и функции государственного кредита. Классификация государственных займов
- 24Вопрос. Государственный долг. Внутренние и внешние займы.
- 25Вопрос. Классификация бюджетных расходов рф.
- 26Вопрос. Бюджетное устройство рф.
- 27Вопрос. Бюджетный процесс в рф.
- 28Вопрос. Внебюджетные социальные фонды государства.
- 30Вопрос. Затраты предприятия на производство продукции и выручка.
- 31Вопрос. Прибыль предприятия. Планирование и направления использования прибыли.
- 32Вопрос. Основные фонды и другие внеоборотные активы. Источники их формирования и финансирования воспроизводства.
- 34Вопрос. Состав и структура доходов федерального, регионального и местного бюджета в текущем году.
- 35Вопрос. Состав и структура расходов федерального, регионального и местного бюджетов.
- 36Вопрос. Основные элементы налога на доходы физических лиц, налога на прибыль, на добавленную стоимость.
- 38Вопрос. Методы анализа финансового состояния организации.
- 39Вопрос. Анализ ликвидности и кредитоспособности предприятия.
- 41Вопрос. Оценка средневзвешенной стоимости капитала
- 42Вопрос. Финансовые отчеты (балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках, кассовый план, другие стандартизированные отчеты).
- 43Вопрос. Эффект финансового рычага, финансовый риск
- 44Вопрос. Определение порога рентабельности (безубыточности производства).
- 45Вопрос. Эффект операционного рычага, предпринимательский риск.
- 46Вопрос. Управление оборотными денежными фондами
- 48Вопрос. Управление дебиторской задолженностью.
- 49Вопрос. Краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование.
- 50Вопрос. Принципы и процесс управления денежными потоками предприятия
- 2. Анализ ден. Потоков предприятия в предшествующем периоде
- 51Вопрос. Методы анализа денежных потоков.
- 52Вопрос. Планирование денежных потоков и разработка платежного календаря
- 1. Прогнозирование поступления и расх-ования ден. Ср-в, по операционной деят-ти исходя из планируемого объема реализации прод-ции осущ-ся в такой последовательности:
- 53Вопрос. Оптимизация денежных потоков предприятия.
- 54Вопрос. Диагностика банкротства предприятия.
- 55Вопрос. Дивидендная политика компании, выкуп и дробление акций.
- 57Вопрос. Виды и особенности прямых иностранных инвестиций в России.
- 58Вопрос. Портфельные иностранные инвестиции в России и их оценка.
- 59Вопрос. Риск и доходность: теория портфеля
- 60Вопрос. Методы управления финансовыми рисками.
- 62Вопрос. Страхование, функции страхования, характеристика видов страхования.
- 63Вопрос. Роль и место рынка ценных бумаг в финансовой системе государства.
- 64Вопрос. Облигации как инструмент заемного финансирования.
- 65Вопрос. Функционирования фондовых бирж, профессиональные участники фондового рынка.
- 67Вопрос. Производные ценные бумаги
- 68Вопрос. Основные принципы фундаментального и технического анализа фондового рынка.
- 69Вопрос. Рынок корпоративных ценных бумаг в России и их оценка.
- 70Вопрос. Понятие денежной массы и денежной базы, понятие «денежный оборот», его содержание и структура.
- 71Вопрос. Сущность кредита, его функции
- 72Вопрос. Понятие валютной системы и ее особенности на современном этапе, конвертируемая валюта ее виды, формирование валютного курса
- 73Вопрос. Характеристика элементов кредитной системы, ее структура.
- 74Вопрос. Задачи и функции центральных банков, денежно-кредитная политика цб рф.
- 76Вопрос. Активные операции коммерческих банков
- 77Вопрос. Пассивные операции коммерческих банков.
- 78Вопрос. Информационная безопасность в финансовых системах
- 79Вопрос. Автоматизированные информационные системы и технологии в страховых органах.
- 81Вопрос. Автоматизированные информационные системы и технологии в биржевом деле.
- 82Вопрос. Автоматизированные информационные системы и технологии на предприятиях и организациях различных организационных форм.
- 83Вопрос. Автоматизированные информационные системы и технологии удалённого банковского обслуживания.
- 1.Системы «Клиент-Банк» (pc-banking, remote banking, direct banking, home banking)
- 2.Системы «Телефон-Банк» (Телефонный банкинг (phone-banking), телебанкинг, Телефон-Клиент, sms-banking)
- 3. Обслуживание с использованием банкоматов (atm-banking) и устройств банковского самообслуживания
- 84Вопрос. Автоматизированные информационные системы и технологии в казначействе.